Анализ ассортимента и структуры продукции

Анализ объема производства и реализации продукции в целом и по ассортименту

Направление анализа объема производства и реализации продукции в целом и по ассортименту состоит из нескольких этапов.

1-этап. Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе фактических и плановых данных за день, месяц нарастающим итогом по следующим группам показателей: объем, ассортимент, качество продукции;

2 этап. Изучение динамики выпуска валовой, товарной продукции в сопоставлении с объемом реализованной продукции. Это ретроспективный анализ. Валовая, товарная и реализованная продукция анализируется в стоимостных текущих и сопоставимых ценах, а также в натуральных показателях.

Абсолютные отклонения объемов производства сравниваются с абсолютными отклонениями объемов реализации от планового задания по сравнению с прошлым годом, от периода, взятого в качестве базы сравнения. Среднегодовой абсолютный прирост определяется путем деления общего прироста продукции на число лет.

Сопоставление объемов выпуска и продаж позволяет оценить текущую ситуацию и при необходимости принять своевременные корректировки в стратегии развития.

Возможные варианты сравнений:

· устойчивое состояние ΔВП = ΔРП;

· проблемы сбыта ΔВП > ΔРП — увеличивающиеся запасы готовой продукции;

· активная маркетинговая политика или повышение платежеспособного спроса:

ΔРП > ΔВП → снижение остатков готовой продукции на складе,

где ВП — выпуск продукции в стоимостном выражении;

РП — объем реализованной продукции.

Соотношение индексов изменения выпущенной и реализованной продукции (IВП , IРП ) с индексом инфляции (Iинфл ) дает реальное представление о стратегии предприятия.

Возможны следующие результаты анализа:

· динамичное состояние производства, если:

IВП > Iинфл (IРП > Iинфл );

· стабильное состояние производства, если:

IВП = Iинфл (IРП = Iинфл );

· состояние спада производства, если:

IВП < Iинфл (IРП < Iинфл ).

Расчет и сопоставление базисных и цепных темпов роста и прироста объемов производства и продаж (ТВП , ТРП ) позволяют проследить динамику процесса за несколько лет, выявив негативное или кризисное развитие, установив их причину.

Возможные результаты анализа:

· устойчивое состояние производства и реализации ТВП = ТРП ;

· индикатор сбоя в процессе сбыта ТВП > ТРП ;

· индикатор сбоя в процессе производства ТРП > ТВП .

Среднегодовые темпы роста и прироста рассчитываются по среднегеометрической величине:

Производственная программа, являясь основным блоком бизнес-плана, помимо таких показателей, как количество продукции, включает также следующие параметры, подлежащие тщательному анализу и оценке в процессе их выполнения: номенклатура и ассортимент.

Под номенклатурой следует понимать определенный перечень изделий с указанием кодов по Общероссийскому классификатору промышленной продукции (ОКПП), а также шифров (номенклатурных номеров), которые по степени детализации имеют три ступени:

1) сводная номенклатура;

2) групповая номенклатура;

3) специфицированная или развернутая номенклатура по видам, типам и маркам.

Ассортимент — это более подробная классификация продукции внутри какой-либо номенклатурной позиции одного наименования по артикулам, моделям, размерам и сортности.

Структура продукции отражает удельный вес отдельных видов продукции в общем объеме.

Своевременное обновление ассортимента продукции с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности. Причины изменения структуры товарной продукции могут быть вызваны как внешними факторами, так и внутренними.

К внутренним причинам относятся недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток финансовых, материальных ресурсов, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования, снижение качества выпускаемой продукции за счет большого износа производственного оборудования, ошибки менеджмента и другие.

Внешние причины связаны с появлением на рынке предприятия-конкурента или продукта-аналога, сходного по техническим характеристикам и значительно выигрывающего в цене.

Формирование ассортимента выпускаемой продукции строится с учетом следующих требований:

· текущих и перспективных покупательских потребностей;

· уровня насыщенности рынка;

· уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции (или планируемой к выпуску);

· жизненного цикла изделий (с целью принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции);

· производственных, финансовых возможностей;

· экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Диверсификация продукции укрепляет позиции предприятия на рыночных сегментах, однако чрезмерная диверсификация и выпуск разнородной продукции требует специализированного и дорогого оборудования, частых переналадок, высококвалифицированных специалистов, а это, в свою очередь, приводит к росту затрат. Отсюда следует, что ассортимент продукции в рыночных условиях должен как можно точнее соответствовать потребительскому спросу.

Ретроспективный анализ ассортимента и структуры производимой продукции проводится в несколько этапов.

· Анализ выполнения производственной программы по ассортименту.

· Анализ и влияние структурных сдвигов на выполнение производственной программы.

· Оценка точки безубыточности и запаса финансовой прочности.

При анализе выполнения производственной программы по ассортименту используются метод зачета минимальной величины (наименьшего процента) и коэффициентный метод.

Коэффициент ассортимента рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции в стоимостном выражении, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции:

 

Продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту.

Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит и с размером прибыли: .

 

 

Коэффициент структурной активности служит характеристикой интенсивности структурных преобразований:

 

где УДi — изменение удельного веса i-го вида (номенклатурной группы) продукции в общем объеме выпуска (продаж) за исследуемый период;

n — число номенклатурных групп.

Чем активнее структурные преобразования на предприятии, тем выше уровень данного коэффициента. Это свидетельствует о том, что администрация предприятия активно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции.

В таблице 8.1 показан пример анализа выполнения плана по ассортименту.

Таблица 8.1