Делопроизводство по организации контрольно-ревизионной работы

Реализация результатов ревизии (обсуждение и утверждение материалов ревизии и решений по ним). Организация контроля за выполнением решений, принятых по результатам ревизии

Руководитель контрольно-ревизионного органа по представ­ленным материалам ревизии в срок не более 10 календарных дней определяет порядок реализации материалов ревизии. Ос­новная задача на этом этапе состоит в оказании реальной помо­щи в устранении вскрытых ревизией недостатков и нарушений и в улучшении работы данной организации.

Реализация одного из основных принципов экономического контроля такого, как действенность, обеспечивается своевремен­ным принятием необходимых решений по результатам его осу­ществления.

Основными формами такой реализации являются: устране­ние недостатков по мере их выявления в ходе ревизии; обсужде­ние результатов ревизии на ревизуемом предприятии; передача дел в судебно-следственные органы; принятие вышестоящей организацией по результатам ревизии решения в виде письма, распоряжения или приказа.

Устранение недостатков по мере их выявления обеспечи­вается указаниями должностных лиц непосредственно тем долж­ностным лицам ревизуемой организации, в деятельности кото­рых вскрыты те или иные недостатки. Ревизор ставит вопрос о мере ответственности виновных, а при необходимости и об осво­бождении от должности материально ответственных лиц.

Ввиду оперативности эта форма реализации результатов ре­визий и проверок является одной из наиболее действенных, в связи, с чем ее следует, как можно шире использовать в конт­рольно-ревизионной работе.

Обсуждение результатов ревизии позволяет вовлечь в дело их реализации сотрудников организации, что. способствует зна­чительному повышению действенности экономического контро­ля. Должностные лица, осуществлявшие ревизию, подготавлива­ют на основе акта ревизии, отчета или справки проверки сообще­ние об ее основных результатах и совместно с работниками ревизуемой организации разрабатывают мероприятия по устране­нию недостатков и улучшению ее деятельности.

Принятые в ходе обсуждения решения оформляются протоко­лом с приложением в необходимых случаях перечня мероприятий, подлежащих, выполнению по результатам проведенной ревизии.

Передача дел в судебно-следственные органы осуществляет­ся при выявлении случаев хищений ценностей в крупных размерах и других уголовно наказуемых действий, требующих приня­тия срочных мер. Такие факты должны быть оформлены проме­жуточными актами, которые прилагаются затем к материалам, передаваемым в судебно-следственные органы.

По результатам ревизии руководитель ревизионной группы разрабатывает выводы и предложения. Выводы должны основы­ваться только на фактах, изложенных в акте ревизии, а предло­жения вытекать из этих выводов.

Выводы не должны повторять содержания акта. В них дают оценку основных нарушений, установленных ревизией, и изла­гают, в чем конкретно состоит вина должностных лиц.

Выводы должны вскрыть причины и следствия основных фак­тов нарушений и злоупотреблений.

Предложения по результатам ревизии должны основываться на выводах, быть конкретными и четкими, в них следует указы­вать, что должно быть сделано и каким путем, кто является ответ­ственным и сроки выполнения.

Выводы и предложения по результатам ревизии представля­ются руководителю организации, назначившей ревизию. Он рас­сматривает результаты ревизии и принимает решения по устра­нению недостатков и нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц.

Решения по результатам ревизий по линии вышестоящих ор­ганов принимаются в тех случаях, когда принятые в ходе ревизии меры не обеспечивают устранение всех недостатков и осуществ­ляются в следующих формах: письмо, распоряжение, приказ, по­становление, передача дел в судебно-следственные органы.

Письмосодержит перечень основных недостатков в дея­тельности ревизуемой организации, вскрытых ревизией, и необ­ходимые меры для их устранения меры, которые надлежит при­нять этой организации. Письмо относится к документам перепис­ки и адресуется только ревизуемой организации (до сведения подведомственных организаций не доводится).

Распоряжениесоставляется в тех случаях, когда выявлены незначительные недостатки и нарушения в деятельности организации, не связанные с корыстными целями отдельных работников и не являются причиной материального ущерба. Распоряжение в отличие от письма содержит меры, обязательные к выполнению. Распоряжение подписывает только руководитель вышестоящего органа или его заместитель. По юридическому значению оно приравнивается к приказу. Оно состоит из конста­тирующей части, в которой излагаются основные недостатки, вы­явленные ревизией, и распорядительной части, содержащей обя­зательные для выполнения меры.

Приказ издается в случаях выявления серьезных наруше­ний и злоупотреблений, требующих наложения на виновных дис­циплинарных взысканий или привлечения их к ответственности. Состоит из констатирующей и приказной частей. В констатирую­щей части излагается содержание результатов ревизии, отмеча­ются положительные и отрицательные стороны деятельности ре­визуемой организации. Приказная часть состоит из двух разде­лов: в первом - налагается дисциплинарное взыскание на ви­новников; во втором - излагаются конкретные мероприятия, направленные на ликвидацию выявленных нарушений и предуп­реждение повторения их в дальнейшем. Приказ подписывается руководителем вышестоящего органа или его заместителем и обязательно доводится до сведения всех подведомственных пред­приятий и организаций.

Постановление содержит принципиальные направления дальнейшего улучшения постановки контрольно-ревизионной работы и сохранности ресурсов. Эта форма решения присуща для министерств, ведомств и общественных организаций.

Передача дел в судебно-следственные органы имеет це­лью возмещение причиненного ущерба и привлечения к уголовной ответственности лиц, допустивших те или иные преступления.

Эффективность ревизии зависит не только от качества ее проведения, но и от организации контроля за выполнением ре­шения, принятого по ее результатам.

В практической работе применяются различные способы кон­троля за выполнением решения по результатам ревизии. К ним относятся:

- получение письменных отчетов о выполнении предложе­ний по итогам ревизии или оперативной информации посредством технических средств связи (телефона, теле­факса);

- проверка выполнения решения, принятого по результа­там ревизии, по данным отчетности и другим материалам, представляемым в ревизующий орган;

-вызов руководителя и специалистов организации с отчетом о выполнении решения, принятого по материалам ревизии;

- проверка на месте, осуществляемая работниками ревизу­ющей организации;

- проверка в ходе следующей ревизии и отражение ее ре­зультатов в основном акте ревизии.

Особому контролю следует подвергать ход рассмотрения пе­реданных в судебно-следственные органы дел, для чего практи­куется взаимная сверка дел, при необходимости, представляются дополнительные материалы, помогающие ускорить рассмотрение представленных материалов.

Формы реагирования контролирующих органов и организа­ций на выявленные нарушения в результате ревизии весьма мно­гообразны. Они включают в себя полномочия, направленные на:

-пресечение выявленных нарушений;

- устранение причиненного ими вреда;

- восстановление установленного порядка и условий дея­тельности;

- привлечение нарушителей к ответственности - дисцип­линарной, административной, гражданско-правовой, уго­ловно-правовой;

- устранение причин и обстоятельств, способствующих на­рушениям.

 

В современных условиях на долю учетной информации при­ходится около 60%. Информационное обеспечение, представля­ющее собой совокупность данных, необходимых для принятия того или иного решения, имеет большое значение в контрольно-ревизионной работе. Основным видом носителя записи этих дан­ных выступают в настоящее время различного рода документы, систематизация которых по отдельным вопросам трудовой деятельности носит название дел, а формирование последних - делопроизводство. Номенклатура дел, под которой понимается систематизированный список наименований дел с указанием сроков их хранения, утвержденный в установленном порядке со­ставляет основу делопроизводства.

Рассмотрим наиболее характерные дела, которые формиру­ются в системе делопроизводства по организации контрольно-ревизионной работы.

Нормативные акты по контрольно-ревизионной работе - здесь систематизируются законодательные, инструктивные, учебно-методические и практические материалы, регламентиру­ющие организацию как непосредственно контрольно-ревизион­ной работы, так и отдельные вопросы финансово-хозяйственной организации, отдельных должностных лиц, органов управления. Все эти документы накапливаются и постоянно используются в практической работе контрольно-ревизионного аппарата. Срок хранения этого дела - постоянно.

Планы по контрольно-ревизионной работе- это дело фор­мируется из перспективных, годовых и квартальных планов ра­боты соответствующего контрольно-ревизионного органа. Не ре­комендуется хранить в данном деле программы и планы проведе­ния отдельных ревизий, поскольку они по своему содержанию представляют собой составную часть контрольно-ревизионных материалов. Срок хранения этого дела - постоянно.

Материалы ревизий и проверок - к этому делу относятся акты ревизий и отчеты о результатах проверок, проведенных соб­ственными силами, привлеченными лицами и другими контроли­рующими органами. Здесь также хранятся программы и планы проведения ревизий и проверок, рабочие записи контролеров, промежуточные акты, сличительные ведомости, копии докумен­тов, письменные объяснения должностных и материально ответственных лиц. Рекомендуется также в этом деле хранить копии решений, принятых по результатам ревизий. Срок хранения это­го дела - постоянно.

Журнал учета ревизий и проверок - в нем указываются наименование проверенной организации, дата проведения реви­зии или проверки, период, за который она проведена, дата при­нятия решения по ее результатам, срок, в который должна быть представлена организацией информация о выполнении решения. Срок хранения этого журнала - постоянно.

Переписка по вопросам контрольно-ревизионной работы - систематизируются документы, относящиеся к переписке конт­рольно-ревизионного органа с другими организациями по раз­личным вопросам, связанным с организацией контрольно-реви­зионной работы (повышением квалификации работников конт­рольно-ревизионного аппарата, сборам и представлением ин­формации о состоянии контрольно-ревизионной работы, прика­зы, указания, постановления). Срок хранения этого дела - не менее 5 лет.

Книга протоколов служит для регистрации заседаний реви­зионной комиссии хозяйственного общества, общественной или кооперативной организации и служебных совещаний в штатных контрольно-ревизионных органах. В нее заносят содержание обсуждавшихся вопросов, выступлений и принятые решения. Срок хранения книги протоколов - постоянно. Кроме того, ведут еще два дела:

- «Заявления и жалобы работников организации», в кото­ром обычно в течение 5 лет хранятся все поступившие заявления, жалобы и письма работников, а также матери­алы по результатам их рассмотрения;

- «Журнал регистрации входящей и исходящей корреспон­денции», в котором в хронологической последовательно­сти регистрируется вся поступающая и исходящая корреспонденция по делопроизводству ревизионной комис­сии. Срок хранения этого журнала - 3 года.