Приемы и способы, используемые при проведении контроля

Виды контроля и их классификация

Тема 2. Организация экономического контроля

Контрольные вопросы

1. В чем сущность экономического контроля в условиях рыноч­ной экономики?

2. Перечислите основные принципы экономического контроля в условиях рыночной экономики.

3. Каковы цели и задачи экономического контроля?

4. Назовите основные функции экономического контроля.

5. Дайте определение предмета экономического контроля как научной дисциплины.

 

План лекции

 

2.1. Виды контроля и их классификация.

2.2. Приемы и способы, используемые при проведении конт­роля.

2.3. Контролирующие органы.

 

 

В целях более глубокого изучения сущности, принципов по­строения, форм организации и методов осуществления контроля возникает необходимость его классификации.

При классификации контроля по видамвыделяют(государственный контроль, внутренний контроль, аудиторский контроль, общественный контроль ):

1. Государственный контроль - осуществляют органы госу­дарственной власти и управления и административные орга­ны. По целевой направленности государственный контроль в свою очередь подразделяется на:

- Общегосударственный контроль - осуществляется в масштабах всего государства органами государственной власти, центральными органами управления. Цель - обеспечение повышения эффективности производства, достижения высоких конечных результатов, более пол­ного удовлетворения потребностей.

- Отраслевой контроль - способствует эффективному развитию отдельных отраслей экономики. Цель - выяв­ление резервов повышения производительности труда, улучшения качества работы, развития НТП в отрасли.

- Специализированный контроль — возложен на специа­лизированные инспекции, которые осуществляют про­верку соблюдения установленного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, вхо­дящих в их компетенцию (ветеринарный, транспортный, иммиграционный, лицензионный).

2. Внутренний контроль - выступает составной частью сис­темы корпоративного управления и осуществляется как не­посредственно руководством и другими должностными ли­цами хозяйствующего субъекта, так и его специальными кон­трольными службами или привлеченными специализирован­ными организациями.

3. Аудиторский контроль - независимый контроль за дея­тельностью предприятий, осуществляемый аудиторами-пред­принимателями или аудиторскими фирмами. Цель — про­верка достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также законности совершаемых на предприя­тии операций, правильности их отражения в учете.

4. Общественный контроль - осуществляется неправитель­ственными организациями и отдельными физическими лица­ми на основе добровольности и безвозмездности. К нему от­носится контроль со стороны профсоюзных и молодежных организаций. Цель — проверка решения социальных вопро­сов в трудовых коллективах, в молодежной среде и по месту жительства членов данных организаций.

В зависимости от субъектов контрольной деятельности контроль подразделяется на (вневедомственный, ведомственный):

1) вневедомственный - предполагает осуществление конт­рольных функций независимо от ведомственной подчинен­ности проверяемых субъектов хозяйствования;

2) ведомственный - осуществляется вышестоящим органом

по принципу административной подчиненности. Компе­тенция органов ведомственного контроля распространяется на осуществление проверки вопросов данного ве­домства и может выходить при необходимости за его пре­делы лишь по взаимосвязанным операциям и с согласия другого заинтересованного ведомства.

По характеру контрольных функций и сфере их примене­ния выделяют(правовой контроль, экономический контроль, производственно-технический контроль):

1. Правовой контроль - осуществляется в сфере государ­ственного управления, обеспечивает точное и неукосни­тельное соблюдение законов всеми субъектами хозяй­ствования и должностными лицами.

2. Экономический контроль - осуществляется в сфере уп­равления экономикой и включает в себя финансовый, бухгалтерский, ревизионный и статистический контроль.

3. Производственно-технический контроль - осуществля­ется в сфере производственного процесса и является спо­собом оперативного регулирования хода производства.

В зависимости от времени проведения контроля различают (Предварительный контроль, текущий контроль, последующий контроль):

1. Предварительный контроль - осуществляется до начала совершения хозяйственных операций, подвергающихся контро­лю. Цель - предупреждение незаконности и нецелесообразнос­ти проведения хозяйственных операций.

Форма предварительного контроля играет важную роль в фи­нансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, в связи с чем ее целесообразно использовать прежде всего во внут­реннем контроле непосредственно в процессе планирования, бюд­жетирования и до начала осуществления бизнес-планов.

2. Текущий контроль - производится непосредственно в процессе совершения хозяйственных операций. Цель - опера­тивное устранение недостатков, выявление и распространение положительного опыта.

Основное преимущество текущего контроля заключается в возможности своевременно выявить резервы дальнейшего роста производства, которые в ходе осуществления предварительного и последующего контроля могут быть не вскрыты либо не вовле­чены в дело.

3. Последующий контроль - осуществляется после совер­шения хозяйственных операций. Цель — установление досто­верности отчетных данных, а также выявление недостатков или положительного опыта.

Благодаря последующему контролю обеспечивается объек­тивная оценка деятельности хозяйствующих субъектов и отдель­ных должностных лиц. Эта форма контроля является самой рас­пространенной и применяется в работе всех органов экономи­ческого контроля.

В зависимости от источников контрольных данных вы­деляют(Документальный контроль, фактический контроль):

1. Документальный контроль - контроль, осуществляемый по документальным данным. Источниками таких данных являют­ся первичные и сводные бухгалтерские документы, регистры синтетического и аналитического учета, бизнес-планы и отчеты предприятия и другие.

Специфика источников документального контроля состоит в том, что они могут быть как достоверными, так и недостоверны­ми, полными "и неполными, что, безусловно, сказывается и на выборе технических приемов его осуществления, которые связа­ны главным образом с проверкой документов.

2. Фактический контроль - контроль, осуществляемый по данным осмотра проверяемых объектов в натуре, т.е. путем про­ведения инвентаризации фактического наличия и состояния хра­нения хозяйственных средств.

Достоинство фактического контроля состоит в том, что он обеспечивает безусловную достоверность контрольных данных. Вместе с тем, деление контроля на документальный и факти­ческий носит в известной мере условный характер, так как в осно­ве этого разграничения лежат различные источники данных.

По охвату проверяемых объектов выделяют контроль (сплошной, выборочный):

1) сплошной - проверка объектов (хозяйственных опера­ций) в сплошном порядке, который характеризуется боль­шой трудоемкостью, в связи с чем он используется по отдельным участкам финансово-хозяйственной деятель­ности хозяйствующих субъектов;

2) выборочный - ограничивается проверкой выборочного круга проверяемых объектов (хозяйственных операций) по существующим методам их отбора, на основании чего по выборочной совокупности формируются выводы по результатам проведенного контроля.

По периодичности проведения можно выделить:

1) систематический (регулярный) контроль - произво­дится, как правило, с определенной периодичностью и характерен для государственного, внутреннего и ауди­торского контроля;

2) разовый (эпизодический) контроль - обусловлен в ос­новном теми или иными общественными интересами' (инициативами).

По способам осуществления различают следующие виды контроля:

1. Ревизия - всесторонняя и глубокая документальная и фактическая проверка производственно-финансовой и коммерческой деятельности субъекта хозяйствования за определенный период времени.

2. Экономический анализ - заключается в выявлении влияния фактов на результаты хозяйственно-финансовой дея­тельности предприятий (неиспользованные ресурсы, фи­нансовое состояние и платежеспособность, оценка иму­щества, ликвидность и т.д.). Практическое осуществле­ние экономического анализа как способа контроля совме­щается обычно с другими способами (проверками, обсле­дованиями, ревизиями).

3. Хозяйственный спор - это способ выявления, соблюде­ния законности и обеспечения законных прав в хозяй­ственных взаимоотношениях предприятий, организаций и учреждений. Хозяйственные споры разрешаются орга­нами Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, а также судами общей юрисдикции.

4. Следствие (расследование) - представляет такой способ контроля, при котором выявляются виновность физичес­ких лиц и размер причиненного ими ущерба. Специфика этого способа контроля заключается в том, что он осуще­ствляется только судебно-следственными органами при наличии необходимых признаков уголовно наказуемых деяний отдельных должностных лиц.

5. Обследование - применяется в практике контроля при подготовке обсуждения или решения тех или иных воп­росов хозяйственной деятельности путем их изучения на месте. Оно организуется, например, для проверки состоя­ния складского хозяйства, пожарной безопасности, охра­ны труда и т.д.

 

В зависимости от формы экономического контроля использу­ются различные приемы и способы проверок.

К приемам фактического контроля относятся:

1. Инвентаризация - проверка объектов в натуре, путем осмотра, обмера, взвешивания и пересчета.

2. Лабораторный анализ - представляет собой выявление необходимых показателей качества тех или иных объек­тов контроля путем соответствующего (физического, хи­мического или биологического) анализа в лабораторных условиях (например, определяют в лабораторных условиях качество шерсти, сахаристость сахарной свеклы, жир­ность молока и т.д.).

3. Экспертная оценка - применяется для выявления про­фессионального уровня и ценности выполняемых работ путем их фактической экспертизы. Этот прием контроля используется также для установления подлинности доку­ментов, записи, реальности и характера совершенных операций, зависимости между деянием и действующим лицом.

4. Очный опрос - фактическая проверка объектов контро­ля путем очного опроса соответствующих лиц, распола­гающих теми или иными сведениями об этих объектах. Разновидностью очного опроса служат допрос и очная ставка, применяемые судебно-следственными органами при расследовании дел о недостачах, гибели и хищении имущества.

Наряду с указанными приемами для изучения предмета эко­номического контроля широко используются приемы и способы документального контроля:

I. Чтение документов - представляет собой изучение тех или иных документов, характеризующих соответствую­щие объекты контроля (определение их подлинности и правильности оформления, достоверности и законности отраженных в них хозяйственных операций).

2. Счетная проверка - проверка правильности цифрового материала в документах и регистрах бухгалтерского учета.

3. Письменный запрос - представляет собой получение не­обходимых сведений о том или ином объекте контроля от соответствующих предприятий (организаций) и отдель­ных лиц путем их письменного запроса.

4. Сопоставление (сверка) документов - означает сверку сведений о том или ином объекте контроля, содержащих­ся в различных документах (например, сопоставление ко­личества полученной от урожая продукции, отраженного в документах по учету выхода продукции растениевод­ства с количеством этой же продукции, зафиксированным в документах по их транспортировке).

5. Экономический анализ - представляет собой изучение предмета контроля путем выявления влияния фактов, обусловивших те или иные изменения в этом предмете за проверяемый период.

Все перечисленные приемы и способы изучения предмета экономического контроля применяются не изолированно, а в со­четании, что позволяет достаточно полно выявить положитель­ные и отрицательные моменты в хозяйственной деятельности проверяемых организаций и отдельных должностных лиц в це­лях улучшения сохранности и более эффективного использова­ния экономических ресурсов.

Метод экономического контроля - совокупность приемов и способов, обеспечивающих выявление соответствия фактичес­кого состояния экономического производства установленному порядку его организации и регулирования.

В процессе функционирования финансово-хозяйственный контроль сформировал свой метод в системе прикладных эко­номических наук. Метод характеризуется использованием об­щенаучных и собственных методических приемов и способов контроля.

Метод (от греч. - путь исследования) - это спо­соб исследования, что определяет подход к объектам, которые изучаются, путь научного познания и установления истины.

Общенаучные методические приемы включают анализ и син­тез, индукцию и дедукцию, аналогию и моделирование, абстраги­рование и конкретизацию, системный анализ, функционально-стоимостный анализ.

Анализ (от греч. - разложение) - это прием иссле­дования, включающий изучение предмета мысленным или прак­тическим расчленением его на составные объекты.

Синтез (от греч. - сочетание, составление, совме­щение) - прием изучения объекта в целостности, в взаимосвязи его частей.

В контроле синтез связан с анализом, дает возможность объе­динить объекты, расчлененные в процессе анализа, установить связь и познать предмет как единое целое.

Индукция (от лат. - наведение) - прием исследо­вания, заключающийся в том, что общий вывод составляют на основе изучения не всех, а лишь части элементов множества, т.е. способ выведения заключений от частного к общему (например, проверку дебиторской задолженности осуществляют на первых порах по данным аналитического, а потом - синтетического учета).

Дедукция (от лат. вывод) - исследование состояния объекта в целом, а потом его составляющих, т.е. делается заключение от общего к частному. Например, проверку затрат на первых порах проводят по данным синтетического, а потом - аналитического учета.

Аналогия - прием научных выводов, благодаря которому достигают познания одних объектов на основе сходства их с дру­гими. Прием аналогии основывается на сходстве некоторых сто­рон различных объектов, представляет основу моделирования, которое применяется в контроле.

Моделирование - прием научного познания, основывающийся на замене исследуемого объекта его аналогом, моделью, веющей важные приметы оригинала. В контроле применяют организационные модели проведения контрольного процесса - стандарты, нормативы, тарифы.

Абстрагирование (от лат. - отрываю) - прием отвлечения. Методом абстрагирования переходят от конкретных объектов к общим понятиям (например, проверяют состояние трудовой дисциплины в отдельных подразделениях предприятия, абстрагируясь, строят заключения в целом по организации).

Конкретизация (от лат. - густой, твердый) - исследование объектов во всей разносторонности их реальной, а не Абстрактной действительности.

Системный анализ - изучение объекта исследования как совокупности элементов, которые образуют систему. Этот прием в контроле предусматривает оценку поведения объектов как сис­темы со всеми факторами, которые влияют на его функциониро­вание.

Функционально-стоимостный анализ - изучение объектов на стадии инженерной подготовки производства, что включает проектирование и синтез сложных систем в процессе исследова­ния их функционирования (оценка экономической эффективнос­ти технологических процессов).