Анализ рентабельности предприятия и факторов, влияющих на ее величину
Рентабельность производства показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами и наиболее полно отражает окончательные результаты хозяйствования.
Под рентабельностью продукции понимается отношение прибыли и затрат. Различают рентабельность произведенной, реализованной продукции и рентабельность изделия.
На изменение уровня рентабельности произведенной продукции оказывают влияние следующие факторы:
- изменение структуры продукции;
- изменение отпускных цен на продукцию;
- изменение цен на сырье и материалы;
- изменение уровня затрат (себестоимости).
Уровень рентабельности реализованной и произведенной продукции различен, т.к. время реализации и производства не совпадает. За каждый отчетный период реализуется часть продукции, произведенной в прошлом периоде, и часть произведенной в отчетном периоде.
На уровень рентабельности реализованной продукции влияют факторы:
- структура продукции;
- себестоимость продукции;
- отпускные цены на продукцию.
Расчет факторов целесообразно проводить приемом цепных подстановок, для чего необходимо знать следующие показатели рентабельности реализованной продукции:
- по плану;
- по плану при фактическом объеме и структуре продукции;
- фактически при плановых ценах на продукцию;
- фактически.
Рентабельность отдельных изделийизменяется под воздействием факторов из следующей формулы:
где - рентабельность изделия; - отпускная цена изделия без налогов; - полная себестоимость изделия.
Уровень влияния факторов может быть рассчитан способом цепных подстановок, при этом условным показателем будет уровень рентабельности при фактической цене и плановой себестоимости единицы продукции
.