Проектирование взаимодействия и информационная архитектура

 

Уровень структуры – следующий уровень работы над сайтом, на котором интересы смещаются от абстрактных вопросов стратегии в сторону конкретных факторов, определяющих, что в конечном счете будет испытывать пользователь.

 

В традиционном подходе к разработке программного обеспечения создание структурированного опыта взаимодействия называется проектированием взаимодействия. В сфере создания контента структурирование опыта взаимодействия – это вопрос информационной архитектуры.

 

Как информационная архитектура, так и проектирование взаимодействия влияют на определение паттернов взаимодействия с пользователем и их последовательность. Проектирование взаимодействия имеет отношение к реализации возможностей, позволяющих пользователю решать задачи, а информационная архитектура – к реализации возможностей, связанных с предоставлением пользователю информации. Проектирование взаимодействия и информационная архитектура связаны с пониманием людей, знанием того, что люди думают и как работают. Встроив это понимание в структуру сайта, мы обеспечим позитивный опыт взаимодействия тем, кто будет иметь с ним дело.

 

Концептуальные модели

Собственное представление пользователей о поведении созданных нами интерактивных компонентов называется концептуальной моделью. Возьмем, например, элемент контента: что это – место, которое посещает пользователь, или объект, который пользователь получает? На разных сайтах применяются различные подходы. Неважно, будет ли элемент контента местом или объектом, – важно, чтобы сайт вел себя последовательно, а не представлял элемент местом и объектом попеременно.

 

Например, концептуальной моделью компонента «корзина с покупками» типичного коммерческого сайта является контейнер. Эта метафора влияет как на дизайн компонента, так и на используемый в интерфейсе язык. Контейнер содержит объекты, и поэтому мы «кладем покупки» в «корзину» или «вынимаем» их оттуда, а система должна предоставить функции, позволяющие это сделать. Предположим, концептуальной моделью для этого компонента был бы другой аналог из реального мира – например, форма заказа по каталогу. Тогда система обеспечивала бы функцию «редактировать», которая заменила бы функции «положить» и «вынуть», типичные для традиционной корзины, а метафоре «оформить покупку» пришла бы на смену метафора «отправить заказ».

 

Как модель универсама, так и модель каталога прекрасно подходят для размещения заказов в Сети. Какую выбрать? Модель универсама широко распространена, то есть имеет статус соглашения. Если ваши пользователи делают много покупок на других веб-сайтах, вы, скорее всего, решите придерживаться этого соглашения. Пользователям легче адаптироваться к незнакомому сайту, если там используются привычные для них концептуальные модели. Конечно, нет ничего ужасного в нарушении соглашения, но только в том случае, если у вас есть на то веские причины, а также имеется альтернативная концептуальная модель, отвечающая потребностям пользователей. Концептуальная модель может относиться к какому-то одному компоненту системы, а может охватывать всю систему в целом.

 

 

Информационная архитектура

Информационная архитектура связана с созданием организационных и навигационных схем, обеспечивающих экономичное и эффективное перемещение по сайту. Информационная архитектура имеет прямое отношение к вопросам информационного поиска – проектированию систем, позволяющих пользователям легко находить нужную информацию. Однако архитектура веб-сайтов часто призвана решать более широкие задачи, чем просто помощь в поиске информации: во многих случаях сайтам приходится обучать, информировать и убеждать пользователей.

 

Обычно решение задач информационной архитектуры требует создания классификационных схем, соответствующих целям сайта, потребностям пользователей и контенту сайта. Есть два подхода к разработке такой классификации: нисходящий («сверху вниз») и восходящий («снизу вверх»).

Нисходящий подход к созданию информационной архитектуры заключается в ее построении непосредственно на основе целей сайта и потребностей пользователей. Начиная с самых общих категорий будущего контента и функциональных возможностей, необходимых для достижения этих стратегических целей, мы проводим логическое разбиение категорий на подкатегории. Получившаяся иерархическая структура служит пустой оболочкой для контента и функциональности.

 

 

 

Восходящий подход к построению информационной архитектуры также состоит в выделении категорий и подкатегорий, но при этом в основу ложится анализ контента и функциональных требований. Начиная с имеющегося исходного материала (или того, который будет в наличии к моменту запуска сайта), мы группируем элементы в категории низшего уровня, а эти категории – в более крупные, чтобы выстроить структуру, отражающую цели сайта и потребности пользователей.

 

 

 

Ни один из этих подходов не лучше другого. При нисходящей разработке архитектуры можно иногда упустить из виду важные детали, касающиеся контента. С другой стороны, восходящий подход иногда приводит к архитектуре, настолько точно подогнанной под имеющийся контент, что ее гибкости не хватает для учета последующих изменений и дополнений. Единственный способ обойти эти ловушки на пути к конечному продукту – достичь баланса между нисходящим и восходящим подходами.

Одним из признаков эффективной структуры является ее способность приспосабливаться к изменению и развитию сайта. Однако накопление нового содержимого в конце концов может привести к пересмотру принципов организации сайта. Например, архитектура, позволяющая пользователям листать пресс-релизы в режиме «день за днем», вполне годится, когда речь идет о нескольких месяцах, однако через пару лет более удобной и практичной может стать организация пресс-релизов по темам.

 

Нет необходимости придерживаться какого-то конкретного количества категорий на каком-либо из уровней или в каком-нибудь из разделов архитектуры. Достаточно, чтобы категории подходили вашим пользователям и удовлетворяли их потребности. Некоторым разработчикам нравится подсчитывать количество шагов, необходимых для решения задачи, или количество щелчков, выполняемых пользователем для перехода в нужное место сайта, и затем оценивать качество структуры сайта с помощью этих цифр. Однако самый важный признак качества не количество шагов в процедуре, а то, является ли каждый следующий шаг осмысленным с точки зрения пользователя и вытекает ли он естественным образом из предыдущих шагов. Пользователи, безусловно, предпочтут четкую и ясную процедуру из семи шагов непонятной процедуре, усеченной до трех шагов.

 

Структура сайта, как и весь опыт взаимодействия в целом, опирается на понимание целей сайта и потребностей пользователей. Если изменились цели, которых компания собиралась достичь с помощью сайта, или потребности пользователей, которые она стремились удовлетворить, нужно быть готовым к соответствующей переработке структуры сайта.

 

 

Архитектурные решения

Элементарной единицей информационных структур является узел. Узел может соответствовать фрагменту информации любого объема. Он может быть всего лишь числом (как, например, цена товара), а может представлять собой целую библиотеку. Работая с узлами вместо страниц, документов или компонентов, мы можем пользоваться единым языком и единым набором структурных концепций для решения широкого круга разнообразных задач.

 

Абстрактное понятие узла, кроме прочего, позволяет задать уровень детализации, с которым мы имеем дело. Большинство проектов по созданию архитектуры веб-сайтов ограничиваются лишь упорядочением страниц. Идентифицируя страницу как базовый узел, мы объявляем, что не будем заниматься информационными элементами меньшего объема. Если же страница является слишком мелкой единицей для текущего проекта, можно считать узлом целый раздел сайта.

 

Узлы могут быть организованы самыми разными способами, но все эти многочисленные структуры в действительности подпадают в один из нескольких классов.

В иерархической структуре, иногда называемой деревом, или системой узел–спица, узлы имеют отношения типа «родитель–потомок». Узлы потомки представляют более узкие понятия в пределах широкой категории, представленной узлом родителем. Не каждый узел имеет детей, но у каждого (кроме самого верхнего) есть родитель. Поскольку концепция иерархических отношений хорошо понятна пользователям, а компьютеры все равно работают с иерархиями, это самый распространенный тип структур.

 

 

Матричная структура позволяет пользователю перемещаться от узла к узлу в двух и более «измерениях». Матричные структуры бывают уместны, когда нужно обеспечить навигацию по одному и тому же контенту пользователям с разными потребностями, поскольку каждая пользовательская потребность может быть ассоциирована с некоторой «осью координат» в матрице. Например, если одни ваши пользователи предпочитают искать товар по цвету, а другие – по размеру, то матрица поможет обслужить обе группы. Матрица с числом измерений более трех превратится в источник проблем, если вы рассчитываете, что пользователи станут применять ее в качестве основного инструмента навигации: человеческий мозг слабо приспособлен к визуализации перемещений в четырех и более измерениях.

 

Органические структуры не пытаются следовать какому-либо регулярному шаблону. Узлы соединяются произвольным образом, четкое понятие «разделов» в архитектуре отсутствует. Органические структуры подходят для работы с набором элементов, связи между которыми неясны или подвержены изменениям. Однако такие структуры не позволяют пользователю понять, в какой точке архитектуры он находится. Если вы хотите, чтобы пользователь почувствовал себя свободным исследователем (например, в развлекательных или просветительских целях), то органическая структура будет подходящим решением. В то же время она может вызвать трудности у пользователя, который захочет быстро вернуться к уже рассмотренному элементу контента.

 

 

 

Последовательные структуры знакомы всем по традиционным источникам информации. Последовательный языковой поток является основным среди имеющихся видов информационной архитектуры, и мы обладаем врожденными способностями к его обработке. Книги, статьи, звуко- и видеозаписи созданы специально для последовательного восприятия. Во Всемирной паутине последовательное представление используется для мелкомасштабных структур, таких как отдельные статьи или разделы. Более крупные структуры с последовательной организацией обычно применяются в приложениях, в которых порядок представления содержимого является существенным для удовлетворения пользовательских потребностей, например в инструкциях.

 

Организационные принципы

Организационные принципы, которым выследуете на верхних уровнях сайта, тесно связаны с целями сайта и потребностями пользователей. На более низких уровнях архитектуры применяемые организационные принципы в большей степени подвержены влиянию специфики контента и функциональности.

 

Например, сайты с новостным контентом обычно используют хронологический порядок в качестве основного организационного принципа. Своевременность является самым важным фактором для пользователя (который, в конце концов, посещает сайт с новостями ради текущих событий, а не для исторических изысканий), равно как и для создателей сайта (которые должны следить за своевременностью информационного наполнения, чтобы сохранять конкурентоспособность). На следующем архитектурном уровне на первый план выходят факторы, более тесно связанные с контентом. Например, если сайт представляет новости спорта, его контент может быть разбит на такие категории, как «бейсбол», «теннис» и «хоккей», а сайт без узкой специализации будет иметь категории «международные новости», «национальные новости» и «местные новости».

 

Любой подборке информации – состоит ли она из двух, двухсот или двух тысяч элементов – присуща некоторая концептуальная структура, причем в действительности обычно даже не одна.