Основные определения
План
Темы: Частичное равновесие: случай совершенной конкуренции.
Примерный план лекции №7 и основные определения.
- Частичное равновесие: описание модели; определение равновесия; совокупный спрос и совокупное предложение; графическая иллюстрация поиска равновесия.
Потребители: Пусть в экономике два товара: и
и
потребителей с квазилинейными функциями полезности
,
, причем
,
. Пусть цена товара
равна
, а цену товара
обозначим через
. У каждого потребителя имеется первоначальный запас блага
, равный потребителя,
и нет запаса блага
.
Фирмы: Пусть в экономике фирм, производящих товар
из товара
в соответствии с функцией издержек
, причем
, где
- уровень выпуска блага
фирмой
. Обозначим через
– долю потребителя
в прибыли фирмы
,
, т.е.
,
.
Определение равновесия: Равновесием называется распределение ,
и цена
, такие, что
1) :
является решением задачи фирмы
при цене
;
2) :
является решением задачи потребителя
при цене
;
3) рынок уравновешен: , т.е. совокупный спрос на благо
равен совокупному предложению этого блага.
Замечание 1: В определение равновесия можно было бы также включить распределение блага и соответственно баланс на этом рынке. При сбалансированности рынка товара
как следствие закона Вальраса баланс на рынке товара
выполняется автоматически.
Замечание 2: В условиях, характеризующих равновесие (условиях первого порядка задач потребителей, фирм и условии уравновешенности рынка) ни в каком виде не присутствуют первоначальные запасы потребителей и доли участи в прибыли фирмы. В связи с этим можно сделать вывод, равновесное распределение и цена не зависят от распределения первоначальных запасов и долей участия в прибыли в фирмы. Этот результат является следствием квазилинейности предпочтений потребителей.
Спрос:
Условия первого порядка задачи потребителя (необходимые и достаточные в силу строгой вогнутости функции полезности):
.
Для каждого возможного уровня мы можем определить единственное значение
, которое обозначим через
, удовлетворяющее условию первого порядка (это (прямая) функция спроса потребителя
).
Из условий первого порядка следует, что при
, причем функция спроса
не возрастает по
для любого
и строго убывает при
(поскольку по теореме о дифференцировании обратной функции
).
Совокупный спрос: Графически для того, чтобы получить совокупный спрос на благо , нужно горизонтально сложить индивидуальные кривые спроса. Совокупный спрос
.
Предложение:
Условия первого порядка задачи фирмы (необходимые и достаточные):
Условия первого порядка задачи фирмы определяют ее функцию предложения : для любого
мы можем определить единственный уровень выпуска
, удовлетворяющий условию первого порядка. Функция
не убывает при любом
и строго возрастает при
(поскольку по теореме о дифференцировании обратной функции
), причем при
предложение фирмы равно нулю:
.
Совокупное предложение: Графически для того, чтобы получить совокупное предложение блага , нужно горизонтально сложить индивидуальные кривые предложения. Совокупное предложение:
.
Равновесие:
Чтобы найти равновесную цену блага нам нужно только найти такую цену , где совокупный спрос равен совокупному предложению:
, т.е. графически нужно найти точку пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения, и такая точка будет соответствовать положительному уровню блага
, если
. Причем, поскольку при
функция совокупного предложения является строго возрастающей, а при
функция совокупного спроса является строго убывающей, то эта равновесная цена определена единственным образом.
Индивидуальные уровни спроса и предложения блага в равновесии определяются как для всех потребителей и
для всех производителей.