Дискретная случайная величина

Дискретный и непрерывный типы распределений

Определение. Случайная величина x называется дискретной, если она принимает конечное или счетное множество значений.

 
 

Такая случайная величина характеризуется следующей таблицей, которая называется таблицей распределения:

Здесь a1, a2, ... , an, ... — значения случайной величины x, a p1; p2, … , pn, ... — вероятности этих значений, т.е.

pk = Р(x = ak), Sk pk = 1.

 
 

По этой таблице можно построить функцию распределения случайной величины x. Пусть x — дискретная случайная величина, заданной таблицей распределения, причем a1, a2, ..., an расположены в порядке возрастания:

 

Рассмотрим значения функции распределения случайной величины x на интервалах: (-¥, a1], (a1, a2], ..., ( an-1, an] и (an,¥).

Пусть х Î (-¥ , a1], тогда событие { x < x} становится невозможным, поэтому Fx(x) = 0. Если х Î (a1, a2], то Fx(x) = Р(x < x) = Р(x = a1), и поэтому Fx(x) = p1.

Аналогично, если х Î (a2, a3], то событие {x < x } = {x = a1} È {x = a2}, и поэтому Fx(x) = p1+ p2.

Рассуждая аналогично, получаем, если х Î (ak-1, ak], то Fx(x) = p1 + p2 + ... + pk-1.

Наконец, если х > an, то событие {x < x } становится достоверным, и поэтому Fx(x) =1.

 
 

Таким образом, функция распределения дискретной случайной величины x является кусочно-постоянной функцией (ступенчатой), принимающей на интервале (- ¥, a1], значение 0, на интервалах (ak-1, ak], k = 2,3,..., п— значение p1 + p2 + … + pk-1 и на интервале (an, ¥)—значение 1. Это записывается так:

 

График этой функции выглядит следующим образом:

 
 

 
 

Замечание. Для дискретной случайной величины x имеет место

где А — произвольное множество из Â1.

Пример. Игроку присуждается одно очко, если при подбрасывании монеты выпадает «решетка», и ничего не присуждается в противном случае. Построим график функции распределения выигрыша игрока после трех бросаний монеты.

Пусть x — выигрыш (число очков) игрока после трех бросаний. x — дискретная случайная величина, и она может принимать значения: 0, 1, 2, 3. Найдем вероятности pi, i= 1,2,3,4:

p1=P(x = 0) =1/8, p2=P(x = 1) =3/8

p3=P(x = 2) =3/8, p4=P(x = 3) =1/8.

 
 

Эти вероятности подсчитаны следующим образом: например, событию {x = 2} соответствуют три из восьми возможных элементарных событий (соответствующие исходам, когда в одном из трех бросаний выпала «решетка», а в двух других — «герб»). Таблица распределения случайной величины x выглядит так:

 

Используя рассуждения, аналогичные вышеуказанным, находим функцию распределения случайной величины x :

 

 

 
 

 

 
 

Построим график этой функции