Виды цен и методика ценообразования на фирме. Ценовая стратегия предприятия.

Хотя система цен очень сложна, все цены можно свести к трем основным видам - договорные, государственные и мировые.

Договорные цены - подлинно рыночные, свободные цены, воплощающие свободу предпринимательства. Они устанавливаются соглашением покупателя и продавца, т.е. учитывают только спрос и предложение на данный товар. Недостатком договорных цен является то, что они могут быть спекулятивно завышены (или занижены)и нарушить равновесное состояние рынка. Именно удельный вес договорных цен определяет степень "рыночности" экономики данной страны.

Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются на:

1) продукцию предприятий-монаполистов;

2) базовые (для экономики данной страны) ресурсы;

3) социально-значимые товары.

Система государственных цен состоит из двух элементов: фиксированные цены, жестко устанавливаемые правительством, и регулируемые цены, учитывающие изменения экономической конъюнктуры.

Государственное регулирование цены состоит в установлении ее предельного уровня (или предела её допускаемого отклонения от значения фиксированной государственной цены).

Мировые ценыприменяются в международной торговле; по мере развития международной специализации труда их роль возрастает, поскольку они оказывают активное влияние на внутренние цены в качестве оптимальных ориентиров.

Хотя международная торговля характеризуется множеством цен на один и тот же товар (отражая специфику региона, условий и времени коммерческих сделок), "мировой ценой" считаются цены, по которым совершаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки. Эти цены всегда рассчитываются в свободно конвертируемой валюте. Как правило, мировые цены ориентируются на базисные цены, отражающие динамику цен на данный товар за-ряд лет.

Мировая цена может отклонятся под влиянием двух факторов: условий транспортировки данного товара и объёма покупки (оптовая и розничная цена).

Особую разновидность мировых цен представляют так называемые трансфертные цены - Эти цены применяются международными корпорациями в сделках между их подразделениями, расположенными в разных странах. Манипуляции трансфертными ценами как внутрифирменными позволяет корпорациям показывать конечные цены продукции в той стране, в которой максимально облегчено налоговое бремя.

Свободное ценообразование есть главный инструмент эффективной самонастройки рыночной экономики. Однако оно имеет и ряд недостатков, прежде всего - несправедливость распределения доходов через цены, во многом зависящих от непредсказуемости их рыночных колебаний. И всё же "плюсы" свободного ценообразования перевешивают все неизбежные для него "минусы".


[1] Предельный продукт труда (или предельная производительность) показывает на сколько изменится общий выпуск продукции () при увеличении объема затрат труда на единицу (), т.е. .

 

[2] Анатомия экономической классики. В 2 т. М., 1991. Т.1 С. 121.

[3] Маршалл А. Принципы экономической науки. В. 3т. М., 1993. Т. 3. С. 282.