Реформа гос управления.

В результате ее в стране оформилась следующая вертикаль верх власти:

1. царь, в деятельности которого усиливается самодержавие,

2. БД (в течение 1547-49 гг значительно обновился и вырос состав БД — 32 чина, из них 18 стали членами думы именно в эти годы). Компетенция не определялась спец. Законом, а волею государя. БД ведала суд и админ делами.

В.о. Ключевский «БД 16 в — законодательное учреждение» .

Впервые законод. значение БД было подтверждено Судебником 1550г. ст.98. По старинному обычаю вводная формула гласила «государь указал, бояре приговорили». Это не значит, что государь не мог решать дела и издавать законы без думы. Заседание думы — сидения царя с боярами. ЗС (см. предыдущий материал).

3. Приказы (с к 15 века, окончательно оформилась к сер 16 века).

Приказы являлись первыми функциональными органами управления, формировались постепенно, по мере надобности, для решения тех или иных задач. Приказы общегос значения:

  • Посольский,
  • Поместный(поместные земли, распределение служилым людям),
  • разрядный (военные дела, назнаяение командного (воеводского) сотава),
  • холопий,
  • разбойный (уголовные дела по все стране),
  • приказ Большой казны и Большого прихода (финансы и гос хозяйство).

Помимо общегосударственных, появляются территориальные приказы: Казанский, тверской, Малороссийский (17 век). Начальниками приказов были бояре и думные люди. С ними в приказах работали дьяки и подьячие-писцы. Второстепенныеприказы управлялисьслужилыми людьми с дьяками или только дьяками.

В сер 16 века система гос управления в ее высшем гос. звене была значительно усилена.

1) В ней впервые стал заметен бюрократический слой управленцев.

2) Увеличилась роль служилого сословия в гос делах.

3)Средства для содержания приказов: каждому приказу в ведение передавалась определенная территория, с населения которой собирались доходы. Именно над населением данной территории приказ вершил суд.

Реформа местного управления

  1. Челобитная изба, в которой разбирались судебные тяжбы между кормленщиками и населением. Реорганизация местного управления преследовала три цели:

1) ослабить роль боярской аристократии на местах;

2) более прочно связать уезды, волости и станы с центр управлением;

3) часть карательных операций переложить на население.

Сначала эти задачи нашли свою реализацию в судебнике 1550г. Ограничение власти наместников выразилось в том, что в наместном судевводилось обязательное участие выборных представителей местного самоуправления:старост и их помощников — целовальников. В судебнике 1497 в ст. 38 представители самоуправления должны наблюдать в наместном суде о правильности решения. В случае несогласия с решением суда, они могли жаловаться, т.е. Подать челобитную, в более высокую инстанцию — в челобитную избу в Москве. Результат сказался немедленно - земские выборные судьи вели порученные им дела не только беспосульно (без взяток), но и безволокитно и безвозмездно.

  1. Губные избы— карательные учреждения. Цель: усилить уголовное преследование лихих людей. Часть полномочий давалась старостам, целовальникам. Губная реформа (1555г.): губа— округ, крупная административно-территориальная единица, которая включала несколько уездов. Губные учреждения по всей стране. Судебные дела, касавшиеся уголовных, передавались губным старостам, подчиненным разбойничьему приказу.
  2. земские избы выполняли гос функции:

· строительство дорог, общ зданий,

· обязанность заселять пустующие земли,

· поддерживать в должном состоянии пустующие пашни,

· контроль над промыслами и торговлей,

· собирали налоги. Налоги поступали в гос казну, а позднее — в финанс. приказы. Государство подписывало уставные земские грамоты. Определют компетенцию органов. Издавались от имени царя.

 

Военная реформа.

1. В целях укрепления центральной системы управления важной задачей становится реорганизация военных сил.

1550г. «Приговор о воеводах»: ограничивал местничество(институт феодального права, право назначения на должность в соответствии со статусом) в войске, отныне устанавливалось строгое единоначалие и подчинение воевод друг другу по указанию государя. «кто с кем послан, тот тому и повинуется». Новый порядок способствовал изживанию традиций феодальной раздробленности в армии, вводилась новая система подчинения, повышалась дисциплина и боеспособность.

Однако полностью ликвидировать местничество И4 не решился. В 1550г.появился новый обширный документ - «Государев разряд». Содержание включало записи о службе князей, бояр и служилых людей - это был своеобразный послужной список (70ее годы 15 века). «Государев родословец» содержал сведения о происхождении, дававшие право на местничество.