Особенности организации и управления инженерным обеспечением

Цели и задачи инженерного обеспечения, его организационные, правовые и экономические нормы

Инженерное обеспечение включает комплекс задач и мероприятий, которые выполняют все силы территориальной подсистемы. Главная цель – создание условий для предотвращения гибели людей и снижение ущерба, успешного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) по защите населения и территории при наводнениях, вызванных прорывами плотин.

Задачи инженерного обеспечения следующие:

- инженерная разведка водного бассейна реки Уфы, состояния защитных сооружений, коммунально-энергетических сетей, путей эвакуации и маршрутов выдвижения сил и средств, районов проведения АСДНР;

- прогнозирование инженерной обстановки в районах возможного затопления и районов прохождения волны прорыва;

- устройство и содержание путей эвакуации и выдвижение сил и средств, ремонта поврежденных дорог и мостов, оборудование переездов через препятствия и железнодорожные пути, прокладка колонных путей;

- оборудование и содержание паромных и мостовых переправ через водные преграды на путях ввода сил в районы проведения АСДНР и эвакуация населения;

- оборудование эвакуационных пунктов, посадка / высадка и обогрев эваконаселения, оборудование районов его расположения;

- добыча и очистка воды, оборудование пунктов обеспечения водой;

- проведение инженерных мероприятий по обеспечению АСДНР в зонах наводнения, вызванного прорывом плотин [3].

Мероприятия инженерного обеспечения делятся на проводимые заблаговременно и осуществляемые непосредственно при чрезвычайной ситуации.

К заблаговременно проводимым относят:

- анализ обстановки, определение источников и возможных сроков прихода волны прорыва и следующего за ней затопления;

- создание защитных плотин, водоотводных каналов и дамб, заделка брешей и размывов в существующих дамбах берегозащиты в поселках городского типа;

- очистка снега у плотины, откосов больших насыпей, выемок, угрожающих оползнями, сколка льда у опор мостов, плотин, водосливов и ледорезов;

- очистка и подготовка ливневой канализации, разборные мосты на близрасположенных к основной реке водоемах убирают на не затапливаемую территорию;

- проведение агромелиоративных мероприятий, способствующих переводу скоротечного повышенного стока в замедленный подземный (в период половодья);

- организация и приведение в готовность аварийно-спасательных бригад, обеспечение спасателей средствами, инструментами, материалами;

- учет и подготовка всех имеющихся плавательных средств в готовности к применению, учет и подготовка всех защитных сооружений и укреплений линий электропередач и связи, защиты коммунально-энергетических сетей, герметизация всех действующих колодцев;

- проверка состояния защитных дамб и других защитных сооружений в береговой зоне населенных пунктов;

- создание запасов конструкций и строительных материалов;

- организация контроля за уровнем воды в искусственных водоемах и его сбросов;

- создание запасов взрывчатых веществ и средств взрывания и складов для их хранения;

- подготовка временных посадочных площадок для вертолетов;

- определение высотных отметок, при которых населенный пункт подвергается подтоплению.

К основным мероприятиям инженерного обеспечения в ходе наводнения, вызванного прорывом плотины, относятся:

- спасение пострадавшего населения с применением плавательных средств;

- строительство пунктов посадки и высадки;

- восстановление автодорог и железнодорожных путей;

- восстановление и строительство мостов;

- восстановление поврежденных и строительство новых защитных дамб, водоотводящих каналов и т.п.;

- ликвидация аварий на коммунально-энергетических сетях и линиях связи, а также их восстановление;

- спасение и захоронение погибшего скота.

К основным организационным мероприятиям инженерного обеспечения при наводнениях, вызванных прорывами плотин, относятся:

- приведение в готовность органов управления и сил инженерного обеспечения, системы свзяи и оповещения Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан;

- усиление дежурно-диспетчерской службы в поселках городского типа (один из них районный центр) и в г. Уфе;

- ведение круглосуточного дежурства руководящего состава и органов управления инженерным обеспечением МЧС РБ;

- организация непрерывной инженерной разведки;

- уточнение принятых решений и ранее разработанных планов инженерного обеспечения;

- прогнозирование инженерного обеспечения и масштабов последствий;

- принятие оперативных мер по защите населения и территории;

- повышение устойчивости функционирования объектов экономики (подвергающихся воздействию волны прорыва и затоплению);

- приведение в готовность сил и средств инженерного обеспечения, предназначенных для предупреждения и ликвидации последствий;

- организация руководства инженерным обеспечением АСДНР в зонах затопления;

- организация непрерывного контроля за выполнением мероприятий инженерного обеспечения;

- организация взаимодействия со службами и организациями, выполняющими мероприятия инженерного обеспечения, а также с организациями военного командования, министерства внутренних дел, министерства транспорта, корректировка плана инженерного обеспечения;

Разработка и реализация организационных, правовых и экономических норм на территории субъекта Российской Федерации осуществляется в рамках единой государственной политики в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [5].