Особенности организации и управления инженерным обеспечением
Цели и задачи инженерного обеспечения, его организационные, правовые и экономические нормы
Инженерное обеспечение включает комплекс задач и мероприятий, которые выполняют все силы территориальной подсистемы. Главная цель – создание условий для предотвращения гибели людей и снижение ущерба, успешного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) по защите населения и территории при наводнениях, вызванных прорывами плотин.
Задачи инженерного обеспечения следующие:
- инженерная разведка водного бассейна реки Уфы, состояния защитных сооружений, коммунально-энергетических сетей, путей эвакуации и маршрутов выдвижения сил и средств, районов проведения АСДНР;
- прогнозирование инженерной обстановки в районах возможного затопления и районов прохождения волны прорыва;
- устройство и содержание путей эвакуации и выдвижение сил и средств, ремонта поврежденных дорог и мостов, оборудование переездов через препятствия и железнодорожные пути, прокладка колонных путей;
- оборудование и содержание паромных и мостовых переправ через водные преграды на путях ввода сил в районы проведения АСДНР и эвакуация населения;
- оборудование эвакуационных пунктов, посадка / высадка и обогрев эваконаселения, оборудование районов его расположения;
- добыча и очистка воды, оборудование пунктов обеспечения водой;
- проведение инженерных мероприятий по обеспечению АСДНР в зонах наводнения, вызванного прорывом плотин [3].
Мероприятия инженерного обеспечения делятся на проводимые заблаговременно и осуществляемые непосредственно при чрезвычайной ситуации.
К заблаговременно проводимым относят:
- анализ обстановки, определение источников и возможных сроков прихода волны прорыва и следующего за ней затопления;
- создание защитных плотин, водоотводных каналов и дамб, заделка брешей и размывов в существующих дамбах берегозащиты в поселках городского типа;
- очистка снега у плотины, откосов больших насыпей, выемок, угрожающих оползнями, сколка льда у опор мостов, плотин, водосливов и ледорезов;
- очистка и подготовка ливневой канализации, разборные мосты на близрасположенных к основной реке водоемах убирают на не затапливаемую территорию;
- проведение агромелиоративных мероприятий, способствующих переводу скоротечного повышенного стока в замедленный подземный (в период половодья);
- организация и приведение в готовность аварийно-спасательных бригад, обеспечение спасателей средствами, инструментами, материалами;
- учет и подготовка всех имеющихся плавательных средств в готовности к применению, учет и подготовка всех защитных сооружений и укреплений линий электропередач и связи, защиты коммунально-энергетических сетей, герметизация всех действующих колодцев;
- проверка состояния защитных дамб и других защитных сооружений в береговой зоне населенных пунктов;
- создание запасов конструкций и строительных материалов;
- организация контроля за уровнем воды в искусственных водоемах и его сбросов;
- создание запасов взрывчатых веществ и средств взрывания и складов для их хранения;
- подготовка временных посадочных площадок для вертолетов;
- определение высотных отметок, при которых населенный пункт подвергается подтоплению.
К основным мероприятиям инженерного обеспечения в ходе наводнения, вызванного прорывом плотины, относятся:
- спасение пострадавшего населения с применением плавательных средств;
- строительство пунктов посадки и высадки;
- восстановление автодорог и железнодорожных путей;
- восстановление и строительство мостов;
- восстановление поврежденных и строительство новых защитных дамб, водоотводящих каналов и т.п.;
- ликвидация аварий на коммунально-энергетических сетях и линиях связи, а также их восстановление;
- спасение и захоронение погибшего скота.
К основным организационным мероприятиям инженерного обеспечения при наводнениях, вызванных прорывами плотин, относятся:
- приведение в готовность органов управления и сил инженерного обеспечения, системы свзяи и оповещения Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан;
- усиление дежурно-диспетчерской службы в поселках городского типа (один из них районный центр) и в г. Уфе;
- ведение круглосуточного дежурства руководящего состава и органов управления инженерным обеспечением МЧС РБ;
- организация непрерывной инженерной разведки;
- уточнение принятых решений и ранее разработанных планов инженерного обеспечения;
- прогнозирование инженерного обеспечения и масштабов последствий;
- принятие оперативных мер по защите населения и территории;
- повышение устойчивости функционирования объектов экономики (подвергающихся воздействию волны прорыва и затоплению);
- приведение в готовность сил и средств инженерного обеспечения, предназначенных для предупреждения и ликвидации последствий;
- организация руководства инженерным обеспечением АСДНР в зонах затопления;
- организация непрерывного контроля за выполнением мероприятий инженерного обеспечения;
- организация взаимодействия со службами и организациями, выполняющими мероприятия инженерного обеспечения, а также с организациями военного командования, министерства внутренних дел, министерства транспорта, корректировка плана инженерного обеспечения;
Разработка и реализация организационных, правовых и экономических норм на территории субъекта Российской Федерации осуществляется в рамках единой государственной политики в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [5].