Анализ спроса на продукцию и формирование портфеля заказов

Задачи анализа маркетинговой деятельности

Анализ маркетинговой деятельности предприятия

 

 

Необходимыми условиями самоокупаемости и самофинансирования в условиях рынка является ориентация производства на потребителей и конкурентов.

Каждому предприятию перед планированием объемов производства, производственных мощностей необходимо знать какую продукцию, в каком объеме, где, когда, по каким ценам оно будет продавать. Для этого нужно изучить спрос на продукцию, рынки сбыта, их емкость, реальных и потенциальных покупателей, возможность организовать производство по конкурентной цене, доступность материальных ресурсов, наличных кадров необходимой квалификации. От этого зависит конечный результат, воспроизводство капитала, его структура и финансовая устойчивость. Деятельность любого предприятия начинается с маркетингового анализа. Основные задачи:

 

Изучение платежеспособности спроса на продукцию рынков ее сбыта, обоснование плана производства и реализации продукции соответствующего ассортимента.

Анализ факторов, формирующих эластичность спроса, оценка риска невостребованной продукции.

Оценка конкурентоспособности продукции и изыскание резервов повышения ее уровня.

Разработка стратегий, тактик, методов и средств формирования спроса и сбыта продукции.

Оценка эффективности производства и сбыта продукции.

С помощью маркетинга ведется постоянный поиск новых рынков, новых потребителей, новых видов продукции, способных обеспечить прибыть предприятию.

Маркетинг выступает в качестве инструмента регулирования производства и сбыта, ориентируя производственную деятельность и ее структуру на рыночный спрос.

 

 

Основная цель М.А. – изучение спроса и формирование портфеля заказов. От этого зависит производственная мощность и степень ее использования. Если спрос падает, то уменьшается портфель заказов, идет спад производства, растет себестоимость продукции, убытки и предприятие может стать банкротом. Это один из важнейших этапов исследования рынка.

Спрос как экономическая категория характеризует объем товаров, которые потребитель желает и может приобрести по определенной цене, на протяжении определенного периода, на определенном рынке. На уровень спроса влияют:

а) цены на предложенный товар

б) его качество

в) доходы покупателей

г) потребительские предпочтения

д) цены на взаимозаменяемые товары

ж) ожидание потребителями изменения товаров и цен

з) насыщенность рынка

и) процентные ставки по вкладам в банк

 

Степень чувствительности спроса к изменению цены измеряется коэффициентом эластичности Ер:

 

%изменение количества спроса на i товар

Ер = % изменение цен на товар

 

Коэффициент эластичности спроса по доходу Еq – степень чувствительности при изменении дохода потребителей.

 

%изменение количества спроса на i товар

Еq = %изменение доходов покупателей

 

Если К > 1 спрос эластичен К < 1 спрос неэластичен

Если К = 1, значит темп роста спроса равен темпу снижения цены.

 

Рост цены при снижении объемов продаж эффективен до тех пор пока величина дополнительного дохода на единицу продукции превышает величину дополнительных издержек на единицу продукции.

Большое значение в изучении факторов формирования спроса имеет корреляционный анализ. С его помощью оценивается и прогнозируется степень зависимости спроса от исследуемых факторов.