Основы анализа финансовой отчетности.

Анализом финансовой отчетности, как правило, занимаются внешние пользователи, не имеющие доступа к внутренней информации о компании. Поэтому чаще всего дается общая оценка состояния дел, а также проводятся сравнения с отчетностью других компаний. Цели анализа финансовой отчетности зависят от «заказчика» анализа и могут быть весьма различными.

 

Прежде всего, необходимо получить (или, если анализ проводится на регулярной основе, «освежить») сведения об отрасли, к которой принадлежит анализируемое предприятие (объект исследования). Проводится краткий обзор положения дел в отрасли, к которой принадлежит объект исследования, отмечаются значимые тенденции ее развития (как правило, за последние пять лет, с особым вниманием к последнему году), выделяются внешние факторы (5—7, редко — больше), оказывающие наибольшее влияние на анализируемый объект, а также характер их влияния, оцениваются тенденция развития этих факторов.

Затем проводится изучение положения исследуемого объекта на тех рынках, где он работает. Приводится краткая характеристика места и роли продукции (товаров, работ, услуг) выбранного объекта исследования на отраслевом рынке. Определяются список и положение ближайших конкурентов (5—10 организаций), составляется список конкурирующих товаров, работ, услуг (аналогичные, заменители и др.) и определяется их место на рынке. Особое внимание уделяется прогнозам развития конкурирующих организаций и товаров.

После этого приступают к динамическому (горизонтальному) анализу статей финансовой отчетности, определяются темпы роста и прироста показателей, оцениваются изменения в абсолютном и относительном выражении, на этой основе делаются прогнозы о об их дальнейших возможных изменениях. Динамика показателей анализируемого предприятия сравнивается с соответствующей динамикой среднеотраслевых показателей, а также с соответствующими показателями основных конкурентов, а также с динамикой таких общеэкономических показателей, как уровень инфляции, динамика изменений валютных курсов и т. п.

Следующим шагом является структурный анализ, т. е. исследование соотношений различных показателей между собой. И если при анализе динамики важны именно изменения и их характер и направление, то структура, напротив, стремится к стабильности. Поэтому особое внимание уделяется любым существенным изменениям структуры. Бывает полезно сравнить структуру показателей финансовой отчетности анализируемого предприятия со среднеотраслевыми показателями, и с показателями ближайших конкурентов, но следует помнить, что структура показателей каждого предприятия является довольно уникальной, а потому не все сравниваемые показатели являются сопоставимыми.

Если имели место существенные с точки зрения аналитика структурные или динамические сдвиги, бывает полезно провести структурно-динамический анализ, объединяющий два предшествующих. К его помощи прибегают также в условиях нехватки времени для анализа или когда глубокое исследование невозможно или нецелесообразно.

После получения первого представления о положении дел проводят коэффициентный анализ. Набор коэффициентов определяется целями анализа. Как правило, рассматривают один или несколько показателей из следующих групп: ликвидности и платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости, финансовой устойчивости. Реже прибегают к исследованию более специфических коэффициентов, например коэффициента износа, коэффициента обновления основных средств и т. п. Если коэффициентный анализ не дал однозначных ответов на поставленные аналитиком вопросы, проводят более глубокий анализ — факторный. При этом в факторном анализе за основу факторной модели также могут быть взяты коэффициенты.

Получив достаточное представление об анализируемом объекте, целесообразно вернуться к сравнительному анализу. На этом этапе осуществляют рейтинговый анализ. В качестве объектов для сравнения выбирают те, которые указаны в качестве конкурирующих. В качестве показателей для составления рейтингов приоритет отдается тем, которые в наибольшей степени влияют на конкурентоспособность в сегменте рынка, занимаемом объектом исследования. Для большей достоверности рейтингового анализа бывает полезно составить несколько различных рейтингов, а также сравнить с рейтингами, составляемыми другими исследователями.

Завершает исследование SWOT-анализ, в котором указываются сильные и слабые стороны анализируемой отчетности, а также имеющиеся угрозы и возможности для развития объекта анализа.