Модуль 8. Двигатели внутреннего сгорания.
Классификация турбин
Мощность и КПД турбины
Работа турбины как теплового двигателя характеризуется внутренней (индикаторной) мощностью, развиваемой лопатками, и эффективной (на валу) мощностью.
Эффективная мощность Ne меньше внутренней Ni, на значение механических потерь (в подшипниках, на привод вспомогательных механизмов и т. д.). Внутренняя мощность Ni меньше мощности N0, которую развивала бы идеальная турбина, на значение внутренних потерь (от трения и завихрения в каналах от перетечек пара в зазорах помимо сопл и т.д.).
Внутренний относительный КПД учитывает внутренние потери турбины и определяется отношением
η0i= Ni / N0 (118)
Механические потери оцениваются механическим КПД:
ηмех= Nе / Ni (119)
Для большинства современных турбин η0i=0,7÷0,88; ηме =0,99÷0,995.
Турбины паровые стационарные для привода турбогенераторов (ГОСТ 3618 - 82) выпускаются мощностью от 2,5 до 1600МВт на параметры свежего пара р0 = 3,4÷23,5 МПа и t0 = 435÷565 oС.
Турбины изготовляются следующих типов: конденсационные (К), конденсационные с отопительным (теплофикационным) отбором пара с давлением отбора 0,18 МПа (Т), с производственным отбором пара для промышленного потребления (П), с двумя регулируемыми отборами пара (ПТ), с противодавлением (Р), с производственным отбором и противодавлением (ПР) и теплофикационные с противодавлением и отопительным отбором пара (ТР). В обозначении после буквы (тип турбины) приводится ее номинальная мощность в МВт, а затем номинальное давление пара (перед стопорным клапаном турбины) в кгс/см2. Для турбин П и ПТ в обозначении давления под чертой отмечается номинальное давление производственного отбора или противодавления турбины в кгс/см2.
Вопросы для самопроверки
1. Что из себя представляет турбомашина или турбина?
2. Принцип действия активной турбины с тремя ступенями давления?
3. Для чего предназначены турборасширительные машины?
Лекция 13. Общие сведения и классификация двигателей внутреннего сгорания. Смесеобразование в ДВС. Применяемые топлива.
Общие сведения и классификация двигателей внутреннего сгорания
Поршневым двигателем внутреннего сгорания (ДВС) называется тепловая машина, в рабочем цилиндре которой происходит сжигание топлива и преобразование теплоты в работу.
Поршневой двигатель внутреннего сгорания по сравнению с любым другим тепловым двигателем является наиболее экономичным. Малая металлоемкость, надежность, быстрота запуска и относительная долговечность позволили этому типу машины занять ведущее место, прежде всего на транспорте. Стационарные двигатели применяются на электростанциях для привода насосных установок, на нефти- и газоперекачивающих и буровых установках, в сельском хозяйстве и т. п. Кроме того, они работают на металлургических заводах, используя в качестве топлива доменный и генераторный газы. Мобильные (передвижные) двигатели устанавливаются на автомобилях, тракторах, самолетах, судах, локомотивах и других передвижных установках. ДВС особенно незаменимы в местах, не охваченных сетью районных электростанций: леспромхозах, геологоразведочных партиях и др.
Мощность существующих стационарных двигателей составляет от 20 до 3500 кВт (имеются единичные агрегаты мощностью 20 МВт), а общая мощность поршневых двигателей в настоящее время значительно превышает мощность всех электростанций.
Принципиальная схема ДВС представлена на рис. 40. Основным элементом любого поршневого двигателя является цилиндр 4 споршнем 5, соединенным посредством кривошипно-шатунного механизма с внешним потребителем работы. Цилиндр (или блок цилиндров) монтируется на верхней части картера 1 и сверху закрыт крышкой, в которой установлены впускной 2 и выпускной 3 клапаны и электрическая свеча зажигания (в карбюраторном и газовом двигателях) или форсунка (в дизеле). В зарубашечном пространстве цилиндра и его головки циркулирует охлаждающая жидкость. В картере монтируется коленчатый вал, кривошип 7 которого подвижно соединен с шатуном 6. Верхняя головка шатуна сочленена с поршнем, который совершает прямолинейное возвратно-поступательное движение в цилиндре.
Рис. 40. Принципиальная схема поршневого двигателя внутреннего сгорания
Кроме основных деталей двигатель имеет ряд вспомогательных механизмов для подачи топлива (топливные насосы, смесительные устройства, фильтры, топливные баки, регулятор), смазки (масляные насосы, фильтры, масляные баки, масленки), охлаждения (водяные насосы, водяные баки, радиаторы) и другие устройства, необходимые для его обслуживания. Вспомогательные механизмы приводятся в движение от коленчатого вала.
Крайние положения поршня называют верхней мертвой точкой (ВМТ) и нижней мертвой точкой (НМТ). Ход поршня от ВМТ до НМТ называют тактом. Объем, описываемый поршнем за один ход, является рабочим объемом цилиндра, Vn = nD2S/4 (D — диаметр цилиндра, S — ход поршня).
Сумму рабочих объемов всех цилиндров двигателя в литрах называют литражом двигателя.
Анализ рабочего цикла в ДВС обычно производят с помощью индикаторной диаграммы, на которой графически изображена зависимость давления в цилиндре от объема, занятого газом, или положения поршня. При работе ДВС индикаторная диаграмма записывается присоединенным к нему специальным прибором — индикатором.
Различают два типа поршневых ДВС - четырехтактные и двухтактные. У четырехтактного двигателя, индикаторная диаграмма которого изображена на рис. 41, а, отдельным процессам соответствуют: 0 -1 - всасывание топливной) смеси (1-й такт); 1-2 — сжатие смеси (2-й такт); 2-3 — сгорание +3-4 — расширение продуктов сгорания +4-5— выхлоп (3-й такт); 5-0 — выталкивание продуктов сгорания, (4-й такт).
Из всех четырех тактов, составляющих цикл, только в третьем получается полезная paбoта, в остальных трех тактах работа затрачивается.
У двухтактного двигателя отдельным процессам соответствуют (рис. 41, б): 0-1 — продувка и введение новой порции смеси + 1-2 — сжатие (1-й такт); 2-3 — сгорание +3-4 — расширение +4-0 — выхлоп (2-й такт). В двухтактном двигателе очистку цилиндра от остаточных газов и наполнение его свежим зарядом выполняют продувочным воздухом через шлицы, открываемые поршнем.
Рис. 41. Индикаторная диаграмма четырехтактного (а) и двухтактного (б) двигателей: А — выпускное окно; Б — продувочное окно
Двигатели с «мгновенным сгоранием» топлива (карбюраторные и газовые). Первый газовый двигатель был построен Отто (1876 г.), а первый карбюраторный двигатель был создан моряком русского флота О. С. Костовичем (1879 г.). В цилиндр такого двигателя всасывается готовая горючая смесь, которая в нужный момент поджигается от внешнего источника (электрической искры высокого напряжения, раскаленного шара). Время сгорания готовой смеси очень мало, в связи с чем допустимо считать, что процесс сгорания осуществляется при (почти) постоянном объеме.
Двигатели со сгоранием топлива при (почти) постоянном давлении (компрессорные дизели). Создание такого двигателя связано с именем Р. Дизеля (1898 г.). В цилиндре двигателя сжимается чистый воздух. В конце сжатия в цилиндр впрыскивается топливо, которое в процессе смешения с горячим воздухом воспламеняется и сгорает при р = const. Для распыла топлива, подаваемого в цилиндр, используют воздух, сжатый в компрессоре до давления, в 1,2—2 раза превышающего давление в цилиндре (отсюда и произошло название «компрессорные дизели»). Такие двигатели имеют ряд конструктивных недостатков (наличие компрессора для распыла топлива, сложное устройство форсунок и др.) и в настоящее время не строятся.
Двигатели со смешанным сгоранием топлива (бескомпрессорные дизели). В цилиндре этого двигателя тоже сжимается чистый воздух, а жидкое топливо, сжатое насосом до давлений около 30— 40 МПа, подается в форсунку, через которую оно в мелкораспыленном виде разбрызгивается в цилиндр в конце тактасжатия. Топливо, попадая в воздух, нагретый в процессе сжатия до температуры, превышающей температуру воспламенения, сгорает по мере ввода его в цилиндр сначала (почти) при V=const, а затем при (почти) р = const.
Все типы двигателей могут выполняться как четырехтактными, так и двухтактными.