В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ.
РЕФОРМАЦИЯ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ
Реформация в Германии — один из узловых моментов истории страны в XVI в. Первое же публичное выступление Мартина Лютера против продажи индульгенций оказало огромное воздействие на все слои германского общества. С самого начала Реформация вылилась в широкое общественно-политическое движение. Нарративные источники дают возможность определить социальную сущность учения Лютера, понять причины раскола единого вначале реформационного движения на бюргерский и крестьянско-плебейский лагери, место и роль каждого в решении насущных социально-экономических и политических задач.
Из биографии Лютера, составленной его ближайшим соратником Филиппом Меланхтоном (1497 - 1560), из воспоминаний самого Лютера (1483— 1546) - позволяют рассмотреть, как сложился основной догмат его учения - о спасении верой.
"Положения" доминиканского монаха Тецеля, продавца индульгенций в Германии, дают возможность понять, почему Лютер решил выступить открыто, опубликовав "95 тезисов". Анализ тезисов даёт возможность выяснить, почему их появление сыграло столь важную роль, положив начало Реформации.
Основные положения церковно-реформационного учения Лютера изложены им в «Послании императору и христианскому дворянству немецкой нации». Здесь он развивает также тезис относительно деления общества на духовных лиц и мирян и провозглашает принцип "всеобщего священства", выступая с заявлением, что любой верующий имеет право толковать Библию и даже совершать церковные обряды и таинства.
В трактате "О свободе христианина" изложены не только религиозные, но и социально-политические воззрения Лютера, где большое значение имело появившееся разграничение между духовной и мирской жизнью человека.
Трактат "О светской власти..." знакомит с представлением Лютера о необходимости княжеской власти, о сфере ее компетенции, о характере взаимоотношений между князем и подданными.
Сочинения Лютера позволяют выявить эволюцию его взглядов по мере развертывания движения крестьянско-плебейских масс. В "Пастырском увещании всем христианам отречься от мятежа и возмущения", написанном в 1552 г., после вспыхнувшего в Виттенберге стихийного движения плебса против католического духовенства, он ставит вопрос о роли князей в реформе римской церкви и высказывает свое отношение к народным движениям.
Текст "Аугсбургского религиозного мира" позволяет судить о реальных результатах лютеровской церковной реформации.
Охарактеризовать социально-политическую программу Томаса Мюнцера (около 1490—1525) помогают его письма и проповеди, в которых прослеживается критика феодального строя.
При жизни Мартина Лютера многие богословы выступали в качестве реформаторов, но они, в основном, были его сторонниками и помощниками. И только швейцарским реформаторам удалось создать учение, вступившее в соперничество с лютеранством. [ Смирин М.М. – Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая Крестьянская война. М., 1955; Он же – Германия эпохи Реформации и Великой Крестьянской войны. М., 1962; Он же – Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии;Штекли А.Э. – Томас Мюнцер. М., 1961; Голубкин Ю.А. – Из любви к истине / Мартин Лютер. Время молчания прошло. Харьков, 1994; Фаусель Г. Мартин Лютер, жизнь и дело. М., 1995, 1996. Т.1,2 ]
Первый этап Реформации в Швейцарии связан с именем Ульриха Цвингли. Начало реформационной деятельности У. Цвингли можно отнести к периоду его пребывания в монастыре св. Марии в качестве монастырского проповедника (1516— 1518). В проповедях за этот период, изложены основные взгляды У. Цвингли на внешнее благочестие, учение церкви о добрых делах, о вечном спасении.
Но наиболее полно учение У. Цвингли изложено в его 67 тезисах, составленных реформатором в конце 1522 г. для диспута. В этих тезисах была изложена программа переустройства церкви и отношение Цвингли к государству. Анализ этих тезисов позволяет понять не только взгляды Цвингли, но и отличие его учения от учения Лютера.
Несмотря на близость религиозных воззрений М. Лютера и У. Цвингли, взгляды последнего начали формироваться независимо от концепции немецкого реформатора, о чем, в частности, пишет сам Цвингли в работе "Толкование тезисов". Отрицательное отношение патриотически-настроенного Цвингли к болезненной для Швейцарии проблеме наемничества, нашло отражение в одной из его проповедей 1521 г., произнесенной в бытность Цвингли приходским священником в Великом соборе Цюриха.
Больший, чем у других протестантов демократизм, широта взглядов, влияние гуманистических традиций прослеживаются в последнем из крупных сочинений У. Цвингли "Изложение христианской веры".
Второй этап Реформации в Швейцарии связан с деятельностью Жана Кальвина. Анализ его учения поможет понять, почему кальвинизм в отличие от цвинглианства и в какой-то мере лютеранства не стал узко-национальным явлением; почему идеи, которые проповедовал Кальвин, стали близки представителям самой радикальной части общества во всех странах Европы - зарождавшейся буржуазии.
Самое знаменитое произведение Ж. Кальвина - "Наставление в христианской вере" ("Христианская институция") впервые вышло в Базеле в 1536 г. На протяжении жизни Кальвина вышло шесть изданий его книги, которую он постоянно дополнял. В результате из одной книги, состоявшей из шести глав, получилось четыре книги в восемьдесят глав. Но основные идеи оставались неизменными. Одним из главных положений кальвинизма является учение о предопределении. В тесной связи с догматом о предопределении стоит и учение Кальвина о церкви.
Литературная одаренность Кальвина делает особенно убедительными даже те идеи, которые уже встречались в произведениях предшествующих реформаторов. Таковы, например, установка о недопустимости поклонения иконам, или идея об извечной греховности всего человеческого рода.
Склонность Кальвина к морализаторству отчетливо проявилась в его рассуждениях о взаимных обязанностях детей и родителей. Преимущественно с позиций христианской нравственности решает автор "Наставления в христианской вере" и вопрос об отношении к светским властям.
В свете социально-экономических процессов, характерных для стран Западной Европы в XVI в., особенно интересными и важными представляются суждения Кальвина о таких понятиях, как "прибыль", "обогащение", "деньги". Анализ произведений Кальвина помогает понять, почему именно кальвинизм стал универсальной формой протестантизма. [ Порозовская Б.Д. – Ульрих Цвингли. Его жизнь и реформаторская деятельность. СПб., 1892; Она же – Иоганн Кальвин. Его жизнь и реформаторская деятельность. СПб., 1899; Виппер Р.Ю. Церковь и государство в Женеве XVI в. в эпоху кальвинизма М., 1894; Ревуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. М., 1989]
К середине XVI в. Реформация добилась несомненных успехов во многих европейских государствах: она победила в значительной части германских княжеств, Швейцарии, Англии, скандинавских странах, проникла в Венгрию, Польшу, Францию и Нидерланды. Таким образом, вся Западная и Центральная Европа оказалась "заражена ересью". Однако к середине XVI в. католическая церковь от обороны перешла к активным действиям.
Особую роль в европейской контрреформации сыграли три организации: инквизиция, орден иезуитов и Тридентский собор.
Первая инквизиция была создана в 1233 г. для искоренения альбигойской ереси в Южной Франции. В XVI в. инквизиция становится учреждением, стремившимся распространить свою деятельность на всю Европу и заморские владения. "Формула отлучения от церкви", которая возникла еще в XIII в., но в период контрреформации она постоянно употреблялась католическими священниками для проклятия реформаторов церкви и их сторонников. Особенно активными были действия инквизиции в Испании, Нидерландах и Италии. "Надпись на здании Севильской инквизиции" была сделана по распоряжению императора Карла V для устрашения еретиков.
Особую роль в борьбе с Реформацией сыграл Орден иезуитов (Общество Иисуса). Основателем ордена был испанский дворянин Игнатий Лойола (1491—1556). В 1534 г. он основал "Общество Иисуса" для борьбы с врагами католической церкви и расширения ее власти. В 1540г. папа Павел III издал буллу об учреждении ордена и утвердил его Устав, который позволяет познакомиться с целями нового ордена, а также с требованиями, которые предъявлялись к его членам. В 1548 г. Игнатий Лойола написал книгу "Духовные упражнения", в которой изложил принципы организации и систему иезуитского воспитания . Значительный интерес представляет реакция современников на деятельность инквизиторов в различных сферах общественной жизни. Некоторые сведения по этому вопросу содержатся в рукописи неизвестного автора "Изложение принципов, которыми руководствуются отцы и иезуиты" (в одном месте иезуиты прямо называются шпионами).
Огромную роль в консолидации католической церкви сыграл Тридентский собор (1545—1563). Главные решения были приняты на заседаниях 1562—1563 гг. Постановления собора знаменовали полную победу папства над сторонниками реформ внутри католической церкви и отказ от какого-либо компромисса с протестантами. Принятые на соборе постановления показали, что католическая церковь не пожелала уступить ни в вероучении, ни в культе и обрядах. Об этом же итальянская рукопись XVI века неизвестного автора «Изложение принципов, которыми руководствуются отцы и иезуиты». [ Филиппсон М. - Религиозная контрреформация в XVI веке. М.,1902; Михневич Д.Е. – Очерки из истории католической реакции (Иезуиты); Григулевич И.Р.Инквизиция. М., 1985 Великович Л.Н. Чёрная гвардия Ватикана. М., 1985; Лозинский С.Г.История папства. М., 1986; - Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола. М., 1995 ]
ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ.
( Гуманизм. Возрождение. Реформация. Контрреформация. )
Литература по данным вопросам огромна. Затронут большой круг проблем истории культуры, гуманизма, религии, политических и философских учений, утопических общественных структур, которые решаются с широким привлечением документальных источников.
Эти исследования дают богатый материал для постановки и обсуждения проблем Возрождения и Реформации. Одна из них заключается в исследовании того общего, что связывает, сближает Возрождение и Реформацию.
Общее между этими двумя крупными явлениями заключается в их социально-экономических истоках, в ломке феодальных отношений и зарождении капиталистических, в усилении роли буржуазных прослоек общества и буржуазной идеологии и с этим связанных развитии национальных языков, критике церкви и перестройке религиозных учений. В Италии это началось в XIV-XV веках, а в масштабе Европы – в XVI веке. [ Рутенбург В.И. – Титаны Возрождения. М., 1976]
Еще одна общая черта присуща обоим этим явлениям: использование античных традиций, античной эрудиции, древних языков. Использование античных истоков гуманистами, деятелями Возрождения приводило к усилению светской линии в культуре, к усилению языческих, а нередко и антиклерикальных ее сторон. Деятели Реформации прибегали к древним языкам для опровержения старых, католических, и утверждения новых, протестантских, религиозных норм. [ Смирин М.М. – Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. Очерки из истории гуманистической и реформационной мысли. М., 1978 ] В отличие от этого Возрождение смогло превратить античность в источник новой культуры. В то же время использование древних языков, филологической критики текстов для первых, нередко прогрессивных шагов будущей Реформации не имеет ничего общего с отождествлением позиций гуманизма с воинствующим католицизмом, на чем настаивают некоторые клерикальные писатели, объявляющие гуманистов предшественниками контрреформации. [ Горфункель А.Х. – Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977] Еще дальше от истины исходящие из того же лагеря «теории», характеризующие контрреформацию как процесс «внутреннего обновления» и своеобразного «католического Возрождения». [ Рутенбург А.Х. – Италия и Европа накануне нового времени. Л., 1974]
Использование античных традиций связано и с другой чертой европейского гуманизма, направленного на гуманистическую переработку христианства. Проблема «христианского гуманизма» весьма сложна, однако без ее изучения нельзя выяснить вопроса о ранних формах буржуазного просвещения, об условиях создания «Утопии», связанных с гуманистическим движением за реформу церкви. [ Осиновский И.Н. – Томас Мор: утопический коммунизм, гуманизм, Реформация. М., 1978]
В целом проблема гуманизма неотрывна от всего процесса Возрождения, если рассматривать гуманизм как передовую идеологию эпохи Возрождения, которая утвердила право на самостоятельное существование и развитие светской культуры, хотя гуманистическая мысль не только в Англии, но и в Италии формировалась в христианско-языческой оболочке; она резко ограничивала прерогативы теологии, не отрицая ее в целом. [ Брагина Л.М. – Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков. М., 1977] Гуманизм привел к тому, что взгляды на место и роль человека в мире радикально разошлись с традиционными феодально-католическими воззрениями и человек стал в центре внимания. [ Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV- первой половины XV в. М., 1977] Гуманизм неправомерно было бы окрашивать в один цвет и объявлять его явлением в целом антихристианским, как нельзя считать его и прологом контрреформации. Поэтому очень важно специально обратиться к таким сложным явлениям, как крушение идеалов гуманизма в условиях католической реакции, как процесс становления натурфилософии и ее роль в создании новой науки, противопоставленной идеологии контрреформации. [ Горфункель]
Весьма интересна специфика гуманизма в разных странах, в том числе, например, и в Византии, где гуманистическое направление в культуре формировалось как антихристианское мировоззрение, где в своеобразной форме проявлялась культурная общность двух миров — византийского и итальянского. [ Медведев И.П. – Византийский гуманизм XIV-XV вв. Л.,1976]
Специфика гуманизма в разных странах Европы не исключает того общего, что свойственно этому явлению в целом. В этом смысл подавляющего большинства книг, которые упомянуты здесь.
Особо должен решаться вопрос о характере выдающихся произведений эпохи Возрождения; здесь совершенно справедливо отметается «хронологическое» решение, когда каждое сочинение этой эпохи объявляется «порождением ренессансного духа» только потому, что оно появилось в XV или XVI веке, и в то же время предлагается весьма перспективное творческое задание: изучать гуманистические основы утопического коммунизма XVI—начала XVII века. [ Штекли А.Э. – «Город Солнца»: утопия и наук. М., 1978]
Очевидно, проблему соотношения Возрождения и Реформации необходимо решать на путях объективного сопоставления явлений, развивающихся в условиях одной эпохи, выявляя элементы взаимопроникновения и взаимовлияния на определенных этапах этих далеко не совпадающих явлений. Оба эти явления оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие европейских стран, хотя направленность этого влияния столь же различна, сколь неодинаковы Возрождение и Реформация.
Вопрос об исторических судьбах гуманизма в духовной жизни послереформационной Европы требует выяснить отношение гуманизма к реформационному и контрреформационному движению. [ Вульфиус А.Г. Проблемы духовного развития. Гуманизм, Реформация, католическая реформа. Пг., 1922] В Этой связи А.Х.Горфункель оговаривает значение данных понятий. Он пишет: «Под гуманизмом я понимаю именно духовное движение в итальянской, а затем и в заальпийской культуре, а не просто совокупность гуманитарных занятий. Под Реформацией — не всякое оппозиционное католицизму религиозное движение, а преимущественно лютеранство и кальвинизм, сформировавшиеся в самостоятельные реформационные церкви. Под контрреформацией—не течение «католической реформы», к которому ее часто пытаются свести конфессионально настроенные исследователи, а организованную и нашедшую свое воплощение в деятельности Тридентского собора,римской инквизиции, ордена иезуитов - католическую реакцию, имеющую целью восстановление неколебимой мощи и духовной монополии католической церкви». [ Гофункель А.Х. – Гуманизм – Реформация – Контрреформация / Культура эпохи Возрождения и Реформации. Л., 1981]
Рассмотрение гуманизма и Реформации (или — более широко — Возрождения и Реформации) в качестве если и не однородных, то близких друг другу явлений духовной и общественной жизни, связанных с борьбой против феодального строя и его институтов, в первую очередь против средневекового католицизма, представляется односторонним. Реформация, даже когда она затрагивает проблемы общественной жизни, остается движением в сущности своей религиозным; гуманизм, даже когда он включает в сферу своего внимания религиозную проблематику, сохраняет глубоко светский характер.
Воздействие гуманизма на возникновение и формирование реформационного движения очевидно. Гуманисты немало сделали для расшатывания авторитета католической церкви. Гуманистическая критика нравов духовенства, а подчас и самих институтов католической церкви (папства, монашества) была широко использована деятелями начинающейся Реформации в антикатолической полемике. Следует, однако, подчеркнуть существенное отличие гуманистической критики духовенства от предшествующих и последующих обличений клира со стороны средневековых еретиков и реформаторов XVI века. Критика пороков духовенства сама по себе еще ничего не говорит об исходной позиции и цели критикующего: самые резкие суждения раздавались подчас на церковных соборах, звучали в папских и епископских посланиях. Антиклерикальная полемика гуманистов носит принципиально иной характер. Итальянские гуманисты XV века заботятся не об исправлении нравов духовенства. Они не ставят перед собой задачи вернуть церковь на путь попранного ею раннехристианского идеала. Их исходная позиция общеэтическая: их заботит не столько отход от заветов Христа, сколько попрание человеческой природы.
Гуманисты подвергли резкой критике схоластическое богословие. Эта их полемика имела решающее значение для высвобождения религиозной мысли от власти церковного предания. Несомненно значение для Реформации и гуманистической филологической и исторической критики текстов, в особенности начатое Валлой и продолженное Эразмом научное исследование текстов Ветхого и Нового заветов.
Гуманисты ставят в центр внимания не спасение человека, а его земное предназначение.
Гуманизм и Реформация – явления не только не родственные по своему содержанию, но радикально чуждые и враждебные друг другу. [Горфункель]
Как Реформация, так и контрреформация сыграли роль «контрренессанса», явившись своего рода религиозной реакцией на гуманистическое свободомыслие.
И Европа, ещё недавно гордившаяся своим идеальным духовным единством «республики учёных» распалась по вероисповедальному признаку. Принимая участие в конфессиональной борьбе, гуманисты должны были отказываться от собственно гуманистической позиции.
«Уходя» в Реформацию или служа воинствующей католической реакции, гуманисты неизбежно при этом отрекались от духовного содержания и наследия гуманистической культуры XV – начала XVI века. Гуманизм превращался в технику, в отрасль гуманитарного знания. У реформаторов он становился орудием религиозной полемики, у воинствующих католиков он из «первой формы буржуазного просвещения» постепенно превратился в учёное иезуитство.
Попытка удержаться вне конфликтов вероисповеданий в эпоху, когда религиозные проблемы выступили на первый план и выражали глубочайшие социальные, политические и национальные противоречия, оказалась неосуществимой. Разителен пример Томаса Мора, который в качестве противника Реформации отходит от провозглашённых им в «Утопии» принципов веротерпимости и оправдывает религиозные преследования. Его личная причастность к казням, равно как и попытки сохранить добрые отношения со вчерашними друзьями, не меняют дела в плане идейном: именно он провозгласил и обосновал право церкви и государства преследовать ересь – право, в полной мере осуществлённое в правление Марии Кровавой его единомышленником кардиналом-эразмианцем Реджинальдом Полем (Поль). В то время как анабаптисты вдохновлялись «Утопией», её автор осудил их призыв к общности имуществ.
Некоторые гуманисты, приняв Реформацию, возвращались обратно, но не «в Ренессанс», а в католицизм.
На сегодняшний день существуют различные точки зрения на Реформацию и Крестьянскую войну в германских землях, которые можно свести к различным научным концепциям:
1) традиционный в современной историографии взгляд на Реформацию как сугубо религиозное движение и Крестьянскую войну как обычное для средних веков крестьянское восстание, причём такого мнения придерживаются как западные, так и отечественные историки;
2) марксистская теория Реформации и Крестьянской войны как первого акта антифеодальных (буржуазных) революций в Европе;
3) концепция революции «простого человека», авторы которой рассматривают события XVI в. в германских землях как общедемократическое движение. Цель этого движения они видят в преобразовании институтов власти «низшего звена», т.е. в пределах городских и деревенских общин.
Наиболее известными историками традиционного направления в немецкой историографии являются Г.Франц, А.Ваас и В.П.Фукс.
В своих исследованиях Г.Франц утверждает, что Крестьянская война возникла как результат стремления деревенской верхушки занять соответствующее её материальному положению место в политической жизни нации. Крестьянское движение Франц подразделяет на две основные формы: в одной из них он видит борьбу за «старое право», т.е. за насущные повседневные интересы крестьянской массы; другую он связывает с борьбой за «божественное право» и приписывает большую «жизненную силу», носителем которой выступала «деревенская знать». Реформацию и Крестьянскую войну Франц рассматривает изолированно друг от друга и отказывается признавать какие-либо причинно-следственные связи между этими двумя историческими явлениями.
К такому же выводу приходит и А.Ваас, считая, что крестьянское движение вообще не обнаруживает какой-либо связи с Реформацией. Для Вааса экономическое положение крестьян в конечном итоге не играет сколько-нибудь существенной роли в возникновении восстания 1525 г., так как гораздо большее значение он придаёт религиозным и социально-политическим мотивам недовольства широких народных масс. Трактуя Крестьянскую войну как политическое явление в германской истории, Ваас видит в ней ярко выраженную тенденцию, направленную против стремлений князей к созданию территориальных государственных образований на немецкой земле, и одновременно – попытку «сильного крестьянского сословия» занять соответствующее место в системе территориальных общин.
В книгах В.П.Фукса проводится идея, что в Крестьянской войне, этом великом историческом социально-политическом движении, в концентрированном виде отразилось развитие, которое не было обязано своим происхождением Реформации, а объясняется континуитетом крестьянских волнений, повсеместно вспыхивавших в Германии на протяжении всех средних веков. Однако трагедия германской истории, по мнению Фукса, состояла в том, что Лютер своими проповедями оказал большую пользу государственной власти, чем боровшимся за свою свободу крестьянам.
Итак, для историков традиционного направления характерно -отрицание решающего значения экономических причин в происхождении Крестьянской войны, - изолированное друг от друга рассмотрение Реформации и Крестьянской войны, - негативное отношение к революционным формам социальной борьбы народных масс и признание «законными» только мирных средств этой борьбы.
Марксистская историография, опираясь на работы Энгельса «Крестьянская война в Германии», «Развитие социализма от утопии к науке», прошла долгий путь, к утверждению мнения на Реформацию и Крестьянскую войну как раннюю буржуазную революция. В 50х годах развернулась дискуссия, в ходе которой высказывались следующие точки зрения: 1) Крестьянская война была обычным для средних веков крупным народным восстанием, а реформационное движение не пошло далее преобразования церковных институтов ( Чайковская О.Г. – Вопрос о характере Реформации и Крестьянской войны в Германии / ВИ. 1956.№ 12; Григорьян Ю.М. – К вопросу об уровне экономики, о характере Реформации и Крестьянской войны в Германии / ВИ. 1958. № 1); 2) Реформация и Крестьянская война были «буржуазной революцией без буржуазии» ( Эпштейн А.Д. - К вопросу о Реформации и Крестьянской войне в Германии как первой буржуазной революции / ВИ. 1957. № 8); 3) Реформация и Крестьянская война представляли собою первый акт ранних буржуазных революций XVI-XVIII вв. ( Смирин М.М. – О характере экономического подъёма и революционного движения в Германии в эпоху Реформации / ВИ. 1957. № 6; Стам С.М. – Чем же в действительности была Реформация в Германии? ЪВИ. 1958. № 4).
Во всей этой дискуссии [ и вообще в прочности марксистского подхода] значима позиция В.В.Стоклицкой-Терешкович. Ещё в 30е годы она обратилась к изучению процессов и явлений, которые, по её словам, относятся к «ранним стадиям разложения феодализма», когда в немецком городе «зрели ростки капитализма» и в нём были «уже заметны элементы капиталистических отношений». Она, однако, подчёркивает, что эти отношения «не преобладают», поскольку «во многих отраслях промышленности ещё полностью сохраняется старый феодальный тип производства». Далее замечает, что о Реформации и Крестьянской войне как ранней буржуазной революции можно говорить лишь в том случае, если удастся обосновать положение: в ходе этих событий в повестку дня был поставлен вопрос о смене одного способа производства другим и переходе к принципиально отличной от феодальной системе общественных отношений ( - Очерки по социальной истории немецкого города в XIV-XV вв. М.-Л., 1936; - Немецкий город в эпоху Крестьянской войны / Вестник МГУ. 1950).
Создание концепции «простого человека» было завершено известным немецким историком П.Бликле, который в 1975 году в Мюнхене опубликовал книгу «Революция 1525 года». Труд Бликле носит обобщающий характер. Автор стремился решить две задачи: 1) преодолеть «односторонний подход» к данной теме своего учителя Г.Франца; 2) изыскать «убедительные аргументы» для критики марксистских представлений о Реформации и Крестьянской войне в германских землях как ранней буржуазной революции. Революционное содержание программы «Двенадцати Статей» он видит в требованиях крестьян, касавшихся отмены их лично-наследственной зависимости, реформы десятин и избрания приходских священников; обращает внимание на стремление крестьян к укреплению автономии деревенских общин. Однако намеченные программой «простого человека» преобразования Бликле менее всего склонен связывать с полной ликвидацией феодального правопорядка и устранением препятствий на пути установления буржуазного строя – «время упразднения “старого порядка” в 1525 г. ещё не пришло».
В 1998 году в Вологде вышла в свет книга известного отечественного медиевиста Ю.К.Некрасова «Реформа или революция? Реформация и Крестьянская война в германских землях XVI века» Как всякие события любого переходного времени, в конкретном случае от средневековья к новому, им трудно дать однозначную оценку. Не случайно относительно их сущности исследователи до сих пор не пришли к единому мнению. Автор предлагает своё прочтение событий Реформации и Крестьянской войны, резюмируя: «Антифеодальная революция XVI века в германских землях, апогеем которой была Крестьянская война, потерпела поражение. Попытка общественно-политического переворота закончилась неудачей: «система феодализма» не только сохранила, но и даже упрочила свои позиции». Книга была написана в 90е годы, когда Россия стояла на перепутье выбора дальнейшего развития. В этой связи интересны следующие рассуждения автора. «Роль социальных революций в истории человечества вряд ли можно признать безоговорочно благотворной, поскольку эти революции ( Реформация и Крестьянская война XVI в. в германских землях в этом смысле не составляют исключения ) обычно сопровождались гражданскими войнами, произволом и попранием чести и достоинства человека. Поэтому необходимо иметь в виду, что в критических ситуациях общество и каждый образующий его индивид оказываются перед выбором и берут на себя ответственность за него. Наглядной иллюстрацией тому опять-таки могут служить революционные события в германских землях XVI в. Во время этих событий неоднократно предпринимались попытки разрешения социально-политического конфликта мирными средствами и только с помощью реформ. Но такие попытки не увенчались успехом. Отсюда логически вытекает и другой вывод: как бы сегодня с высоты современной цивилизации мы ни относились к революциям, последние на протяжении почти всей истории человечества были фактом реальной действительности и в качестве такового, вероятно, навсегда останутся в исторической памяти человечества горьким плодом, который пришлось отведать и благополучной сегодня Западной Европе на ранней стадии её долгого и в целом мучительного пути от феодализма к капитализму».
По данной проблематике нет отдельных монографических исследований. Но можно отметить статьи, рассматривающие региональные особенности становления и развития вассально-ленных отношений: Писарев Ю.И. «Место служилого рыцарства в социально-политической жизни Англии XIV в.», М., 1973, Корсунский А.Р. в книге «История Испании IX-XIII веков» М., 1976 г. в главе «Знать в XI-XIII вв.» рассматривает особенности испанского вассалитета. В 4хтомном издании АН «Город в средневековой цивилизации Западной Европы» примечателен очерк Цатуровой С.К. «Замок и город» (Т.1, М., 1999). В частности, рассматривая роль замка сеньора в возникновении города, автор отмечает: на Севере Франции рождение городов впрямую связано с политикой сеньоров. Наиболее характерны для этого региона так называемые «замковые» города, когда собственно замок становился городом, включая в свои укрепления пришлое ремесленно-торговое население. В статье отчасти затронуты вопросы повседневной жизни сеньора и его вассалов. Книга Носова К.С. «Рыцарские турниры» (М., 2002) посвящена истории развития, организации и правилам проведения турниров, рассматриваются различные типы турнирных схваток, приводятся сведения об основах геральдики – этого мало освещённого в отечественной литературе искусства составления гербов.
Нельзя пройти мимо работы Марка Блока «Феодальное общество». До настоящего времени эта фундаментальная работа в 2х томах, написанная в 30е годы прошлого столетия (?), была знакома в основном по множественным ссылкам из других исторических работ. Первая полная публикация 2003 г. восполняет этот пробел. Книга известного французского исследователя представляет концептуальный взгляд на исторические процессы, эволюцию сословий, анализ развития и структуры отношений собственности, истории права. Специальный раздел «Вассалитет и феод» рассматривает вопросы эволюции отношений личной зависимости, формирование классического вассалитета. Несмотря на разницу в богатстве и авторитете между сеньором и вассалом, оба они были людьми одного круга, из любых слоёв общества вассалов не набирали. Вассалитет был формой зависимости среди высших классов, отличительным занятием которых было военное искусство и управление. Вассал по отношению к господину и господин по отношению к вассалу на протяжении долгого времени являлись как бы дополнительными родственниками, по доброй воле принявшими на себя обязанности и права близких по крови. Первые вассалы жили дружиной вместе со своим сеньором. Основой для верности были личные отношения, а служба носила характер товарищества. Со временем среди всё увеличивающихся беспорядков короли и сильные мира сего надеялись обрести в этих отношениях опору своего пошатнувшегося могущества, а слабые найти покровительство и защиту. Зависимость человека от человека вскоре стала производной от зависимости, в которой находились между собой земли. Наследование феода вместо того, чтобы крепче связать между собой род вассала и род сеньора, наоборот, ослабило эту связь, укрепив привязанность человека к земле: наследник приносил сеньору оммаж только для того, чтобы не расстаться с феодом. А когда в феодальные отношения проникла практика купли-продажи, то торговля землёй породила весьма нелепые ситуации: могущественный сеньор, приобретая землю какого-нибудь мелкого дворянина, был вынужден принести ему оммаж и стать его вассалом «руками и устами». Но мог ли богатый граф всерьёз отнестись к ритуалу, подчиниться которому его вынуждала только традиция, и стать слугой безвестного дворянчика? Отношения сеньора и вассала ослабляла и множественность данных оммажей, попытка укрепить их, введя «абсолютный оммаж», ни к чему не привела: вассальные связи окончательно превратились в формальность.
Книга преподавателя флорентийского университета Франко Кардини «Истоки средневекового рыцарства», появившись впервые в 1981 г., она вызвала большой интерес и уже через несколько месяцев вышла вторым изданием. Её автор и раньше занимался историей рыцарства, особенно крестовыми походами, опубликовал по этим вопросам ряд статей, его также интересовала история духовной культуры средневековья, особенно менталитета, социальной психологии и мироощущения той эпохи. Кардини одержим страстным желанием докопаться до самых глубинных корней исторических явлений. Показать, что история есть великая и неразрывная связь времён и поколений. Сочинение Кардини заведомо дискуссионно. Хронологический охват исследования от Х в. до н.э. до Х в. н.э.! А его географический ареал – от Китая до Пиренеев. Кардини показывает, что рыцарство в пору своего рассвета очень далеко отстоит от своих истоков, но тем не менее питается ими. И эти истоки постепенно набирающие силу и трансформирующиеся, и есть живые артерии истории. Рассечь их - значит представить не подлинно историческое явление как сложнейший организм, а его омертвевшее подобие, лишь напоминающее оригинал. Эта главная идея книги была правильно понята многими выдными зарубежными историками, что неоднократно высказывалось в ходе довольно широкой научной дискуссии, развернувшейся в 1983 г. Кардини справедливо упрекали в отсутствии столь необходимой историку осторожности, в чрезмерном стремлении к обобщениям, наконец, в не всегда оправданной ломке привычных представлений, в увлечении влиянием Востока. Автор исходит из понимания рыцарства как особого социального и юридического явления и как определённой культурной реальности, типа мировосприятия и мироощущения. Христианизация варваров, по мнению Кардини, стала важнейшим явлением в средневековой европейской истории. В книге довольно подробно освещается путь к христианству таких германских народов, как вестготы, остготы, франки и др. Автор не просто описывает ход событий, но пытается доказать, что к новой вере германцы приходили через своеобразное совмещение образов своих богов с образом Христа, языческих представлений – с комплексом понятий и чувствований, присущих христианской религии. Процесс «совмещения ценностей» шёл в течение всего раннего средневековья, и, лишь когда он был завершён, пришло время подлинного зарождения средневекового рыцарства. Однако элементы военной морали германцев, их религиозных представлений прочно вошли в этос (характер) европейского рыцарства. На русском языке книга вышла в 2000 г.