В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ.

РЕФОРМАЦИЯ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ

 

 

Реформация в Германии — один из узловых моментов ис­тории страны в XVI в. Первое же публичное выступление Мар­тина Лютера против продажи индульгенций оказало огромное воздействие на все слои германского общества. С самого начала Реформация вылилась в широкое общественно-политическое движение. Нарративные источники дают возможность определить соци­альную сущность учения Лютера, понять причины раскола еди­ного вначале реформационного движения на бюргерский и крестьянско-плебейский лагери, место и роль каждого в реше­нии насущных социально-экономических и политических задач.

Из биографии Лютера, составленной его ближайшим соратником Филиппом Меланхтоном (1497 - 1560), из воспоминаний самого Лютера (1483— 1546) - позволяют рассмотреть, как сложился основной догмат его уче­ния - о спасении верой.

"Положения" доминиканского монаха Тецеля, продавца индульгенций в Германии, дают возможность по­нять, почему Лютер решил выступить открыто, опубликовав "95 тезисов". Анализ тезисов даёт возможность вы­яснить, почему их появление сыграло столь важную роль, поло­жив начало Реформации.

Основные положения церковно-реформационного учения Лютера изложены им в «Послании императору и христианско­му дворянству немецкой нации». Здесь он развивает также тезис относительно деления общества на духовных лиц и мирян и провозглашает принцип "всеобщего свя­щенства", выступая с заявлением, что любой верующий имеет право толковать Библию и даже совер­шать церковные обряды и таинства.

В трактате "О свободе христианина" изложе­ны не только религиозные, но и социально-политические воз­зрения Лютера, где большое значение имело по­явившееся разграничение между духовной и мирской жизнью человека.

Трактат "О светской власти..." знакомит с представлением Лю­тера о необходимости княжеской власти, о сфере ее компетен­ции, о характере взаимоотношений между князем и подданны­ми.

Сочинения Лютера позволяют выявить эволюцию его взглядов по мере развер­тывания движения крестьянско-плебейских масс. В "Пастыр­ском увещании всем христианам отречься от мятежа и возмущения", написанном в 1552 г., пос­ле вспыхнувшего в Виттенберге стихийного движения плебса против католического духовенства, он ставит вопрос о роли князей в реформе римской церкви и высказывает свое отноше­ние к народным движениям.

Текст "Аугсбургского религиозного мира" позволяет судить о реальных результатах лютеровской церков­ной реформации.

Охарактеризовать социально-политическую программу Томаса Мюнцера (около 1490—1525) помогают его письма и проповеди, в которых прослеживается критика феодального строя.

При жизни Мартина Лютера многие богословы выступали в качестве реформаторов, но они, в основном, были его сторон­никами и помощниками. И только швейцарским реформато­рам удалось создать учение, вступившее в соперничество с лю­теранством. [ Смирин М.М. – Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая Крестьянская война. М., 1955; Он же – Германия эпохи Реформации и Великой Крестьянской войны. М., 1962; Он же – Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии;Штекли А.Э. – Томас Мюнцер. М., 1961; Голубкин Ю.А. – Из любви к истине / Мартин Лютер. Время молчания прошло. Харьков, 1994; Фаусель Г. Мартин Лютер, жизнь и дело. М., 1995, 1996. Т.1,2 ]

 

Первый этап Реформации в Швейцарии связан с именем Ульриха Цвингли. Начало реформационной деятельности У. Цвингли можно отнести к периоду его пребывания в монастыре св. Марии в качестве монастырского проповедника (1516— 1518). В проповедях за этот период, изложены основные взгляды У. Цвингли на внешнее благочестие, учение церкви о добрых делах, о вечном спасении.

Но наиболее полно учение У. Цвингли изложено в его 67 тезисах, составленных реформатором в конце 1522 г. для диспу­та. В этих тезисах была изложена программа переустройства церкви и отношение Цвингли к государству. Анализ этих те­зисов позволяет понять не только взгляды Цвингли, но и от­личие его учения от учения Лютера.

Несмотря на близость религиозных воззрений М. Лютера и У. Цвингли, взгляды последнего начали формироваться неза­висимо от концепции немецкого реформатора, о чем, в част­ности, пишет сам Цвингли в работе "Толкование тезисов". Отрицательное отношение патриотически-настроен­ного Цвингли к болезненной для Швейцарии проблеме наемничества, нашло отражение в одной из его проповедей 1521 г., произнесенной в бытность Цвингли приходским священником в Великом соборе Цюриха.

Больший, чем у других протестантов демократизм, широта взглядов, влияние гуманистических традиций прослеживаются в последнем из крупных сочинений У. Цвингли "Изложение христианской веры".

Второй этап Реформации в Швейцарии связан с деятельно­стью Жана Кальвина. Анализ его учения поможет понять, по­чему кальвинизм в отличие от цвинглианства и в какой-то мере лютеранства не стал узко-национальным явлением; почему идеи, которые проповедовал Кальвин, стали близки представителям самой радикальной части общества во всех странах Европы - зарождавшейся буржуазии.

Самое знаменитое произведение Ж. Кальвина - "Наставле­ние в христианской вере" ("Христианская институция") впер­вые вышло в Базеле в 1536 г. На протяжении жизни Кальвина вышло шесть изданий его книги, которую он постоянно дополнял. В результате из одной книги, состояв­шей из шести глав, получилось четыре книги в восемьдесят глав. Но основные идеи оставались неизменными. Одним из главных положений кальвинизма является учение о предопре­делении. В тесной связи с догматом о предопределении сто­ит и учение Кальвина о церкви.

Литературная одаренность Кальвина делает особенно убеди­тельными даже те идеи, которые уже встречались в произведе­ниях предшествующих реформаторов. Таковы, например, установка о недопустимости поклонения иконам, или идея об из­вечной греховности всего человеческого рода.

Склонность Кальвина к морализаторству отчетливо прояви­лась в его рассуждениях о взаимных обязанностях детей и ро­дителей. Преимущественно с позиций христианской нравствен­ности решает автор "Наставления в христианской вере" и воп­рос об отношении к светским властям.

В свете социально-экономических процессов, характерных для стран Западной Европы в XVI в., особенно интересными и важными представляются суждения Кальвина о таких поня­тиях, как "прибыль", "обогащение", "деньги". Анализ произведений Кальвина помогает понять, почему именно кальвинизм стал универсальной формой протестантизма. [ Порозовская Б.Д. – Ульрих Цвингли. Его жизнь и реформаторская деятельность. СПб., 1892; Она же – Иоганн Кальвин. Его жизнь и реформаторская деятельность. СПб., 1899; Виппер Р.Ю. Церковь и государство в Женеве XVI в. в эпоху кальвинизма М., 1894; Ревуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. М., 1989]

К середине XVI в. Реформация добилась несомненных ус­пехов во многих европейских государствах: она победила в зна­чительной части германских княжеств, Швейцарии, Англии, скандинавских странах, проникла в Венгрию, Польшу, Фран­цию и Нидерланды. Таким образом, вся Западная и Централь­ная Европа оказалась "заражена ересью". Однако к середине XVI в. католическая церковь от обороны перешла к активным действиям.

 

Особую роль в европейской контрреформации сыграли три организации: инквизиция, орден иезуитов и Тридентский со­бор.

Первая инквизиция была создана в 1233 г. для искоренения альбигойской ереси в Южной Франции. В XVI в. инквизиция становится учреждением, стремившимся распространить свою деятельность на всю Европу и заморские владения. "Формула отлучения от церкви", которая возникла еще в XIII в., но в период контррефор­мации она постоянно употреблялась католическими священни­ками для проклятия реформаторов церкви и их сторонников. Особенно активными были действия инквизиции в Испании, Нидерландах и Италии. "Надпись на здании Севильской инк­визиции" была сделана по распоряжению импе­ратора Карла V для устрашения еретиков.

Особую роль в борьбе с Реформацией сыграл Орден иезуи­тов (Общество Иисуса). Основателем ордена был испанский дворянин Игнатий Лойола (1491—1556). В 1534 г. он основал "Общество Иисуса" для борьбы с врагами католической церкви и расширения ее власти. В 1540г. папа Павел III издал буллу об учреждении ордена и утвердил его Ус­тав, который позволяет познакомить­ся с целями нового ордена, а также с требованиями, которые предъявлялись к его членам. В 1548 г. Игнатий Лойола напи­сал книгу "Духовные упражнения", в которой изложил принци­пы организации и систему иезуитского воспитания . Значительный интерес представляет реакция современников на деятельность инквизиторов в различных сферах общественной жизни. Некоторые сведения по этому вопросу содержатся в ру­кописи неизвестного автора "Изложение принципов, которы­ми руководствуются отцы и иезуиты" (в одном месте иезуиты прямо называются шпионами).

Огромную роль в консолидации католической церкви сыг­рал Тридентский собор (1545—1563). Главные решения были приняты на заседаниях 1562—1563 гг. Постановления собора знаменовали полную победу папства над сторонниками реформ внутри католической церкви и отказ от какого-либо компромис­са с протестантами. Принятые на соборе постановления пока­зали, что католическая церковь не пожелала уступить ни в ве­роучении, ни в культе и обрядах. Об этом же итальянская рукопись XVI века неизвестного автора «Изложение принципов, которыми руководствуются отцы и иезуиты». [ Филиппсон М. - Религиозная контрреформация в XVI веке. М.,1902; Михневич Д.Е. – Очерки из истории католической реакции (Иезуиты); Григулевич И.Р.Инквизиция. М., 1985 Великович Л.Н. Чёрная гвардия Ватикана. М., 1985; Лозинский С.Г.История папства. М., 1986; - Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола. М., 1995 ]

 

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ.

( Гуманизм. Возрождение. Реформация. Контрреформация. )

 

Литература по данным вопросам огромна. Затронут большой круг проблем истории культуры, гуманизма, религии, политических и философских учений, утопических общественных структур, которые решаются с широким привлечением документальных источников.

Эти исследования дают богатый материал для постановки и обсуждения проблем Возрождения и Реформации. Одна из них заключается в исследовании того общего, что связывает, сближает Возрождение и Реформацию.

Общее между этими двумя крупными явлениями заключается в их социально-экономических истоках, в ломке феодальных отношений и зарождении капиталистических, в усилении роли буржуазных прослоек общества и буржуазной идеологии и с этим связанных развитии национальных языков, критике церкви и перестройке религиозных учений. В Италии это началось в XIV-XV веках, а в масштабе Европы – в XVI веке. [ Рутенбург В.И. – Титаны Возрождения. М., 1976]

Еще одна общая черта присуща обоим этим явлениям: ис­пользование античных традиций, античной эрудиции, древних языков. Использование античных истоков гуманистами, деяте­лями Возрождения приводило к усилению светской линии в культуре, к усилению языческих, а нередко и антиклерикаль­ных ее сторон. Деятели Реформации прибегали к древним язы­кам для опровержения старых, католических, и утверждения новых, протестантских, религиозных норм. [ Смирин М.М. – Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. Очерки из истории гуманистической и реформационной мысли. М., 1978 ] В отличие от этого Возрождение смогло превратить античность в источник новой культуры. В то же время использование древних языков, фи­лологической критики текстов для первых, нередко прогрессив­ных шагов будущей Реформации не имеет ничего общего с отождествлением позиций гуманизма с воинствующим католи­цизмом, на чем настаивают некоторые клерикальные писатели, объявляющие гуманистов предшественниками контрреформа­ции. [ Горфункель А.Х. – Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977] Еще дальше от истины исходящие из того же лагеря «тео­рии», характеризующие контрреформацию как процесс «внут­реннего обновления» и своеобразного «католического Возрожде­ния». [ Рутенбург А.Х. – Италия и Европа накануне нового времени. Л., 1974]

Использование античных традиций связано и с другой чер­той европейского гуманизма, направленного на гуманистиче­скую переработку христианства. Проблема «христианского гу­манизма» весьма сложна, однако без ее изучения нельзя выяс­нить вопроса о ранних формах буржуазного просвещения, об условиях создания «Утопии», связанных с гуманистическим движением за реформу церкви. [ Осиновский И.Н. – Томас Мор: утопический коммунизм, гуманизм, Реформация. М., 1978]

В целом проблема гуманизма неотрывна от всего процесса Возрождения, если рассматривать гуманизм как передовую иде­ологию эпохи Возрождения, которая утвердила право на само­стоятельное существование и развитие светской культуры, хотя гуманистическая мысль не только в Англии, но и в Италии формировалась в христианско-языческой оболочке; она резко ограничивала прерогативы теологии, не отрицая ее в целом. [ Брагина Л.М. – Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков. М., 1977] Гуманизм привел к тому, что взгляды на место и роль человека в мире радикально разошлись с традиционными феодально-ка­толическими воззрениями и человек стал в центре внимания. [ Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV- первой половины XV в. М., 1977] Гуманизм неправомерно было бы окрашивать в один цвет и объявлять его явлением в целом антихристианским, как нельзя считать его и прологом контрреформации. Поэтому очень важно специально обратиться к таким сложным явлениям, как крушение идеалов гуманизма в условиях католической реакции, как про­цесс становления натурфилософии и ее роль в создании новой науки, противопоставленной идеологии контрреформации. [ Горфункель]

Весьма интересна специфика гуманизма в разных странах, в том числе, например, и в Византии, где гуманистическое на­правление в культуре формировалось как антихристианское мировоззрение, где в своеобразной форме проявлялась культурная общность двух миров — византийского и итальянского. [ Медведев И.П. – Византийский гуманизм XIV-XV вв. Л.,1976]

Специфика гуманизма в разных странах Европы не исклю­чает того общего, что свойственно этому явлению в целом. В этом смысл подавляющего большинства книг, которые упо­мянуты здесь.

Особо должен решаться вопрос о характере выдающихся произведений эпохи Возрождения; здесь совершенно справед­ливо отметается «хронологическое» решение, когда каждое со­чинение этой эпохи объявляется «порождением ренессансного духа» только потому, что оно появилось в XV или XVI веке, и в то же время предлагается весьма перспективное творческое задание: изучать гуманистические основы утопического комму­низма XVI—начала XVII века. [ Штекли А.Э. – «Город Солнца»: утопия и наук. М., 1978]

Очевидно, проблему соотношения Возрождения и Реформа­ции необходимо решать на путях объективного сопоставления явлений, развивающихся в условиях одной эпохи, выявляя эле­менты взаимопроникновения и взаимовлияния на определенных этапах этих далеко не совпадающих явлений. Оба эти явления оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие европей­ских стран, хотя направленность этого влияния столь же раз­лична, сколь неодинаковы Возрождение и Реформация.

Вопрос об исторических судьбах гуманизма в духовной жизни послереформационной Европы требует выяснить отношение гу­манизма к реформационному и контрреформационному движе­нию. [ Вульфиус А.Г. Проблемы духовного развития. Гуманизм, Реформация, католическая реформа. Пг., 1922] В Этой связи А.Х.Горфункель оговаривает значение данных понятий. Он пишет: «Под гуманизмом я понимаю именно духовное движение в итальянской, а затем и в заальпийской культуре, а не просто совокупность гуманитарных за­нятий. Под Реформацией — не всякое оппозиционное католицизму религиозное движение, а преиму­щественно лютеранство и кальвинизм, сформировавшиеся в са­мостоятельные реформационные церкви. Под контрреформа­цией—не течение «католической реформы», к которому ее ча­сто пытаются свести конфессионально настроенные исследова­тели, а организованную и нашедшую свое воплощение в дея­тельности Тридентского собора,римской инквизиции, ордена иезуитов - католическую реакцию, имеющую целью восстановле­ние неколебимой мощи и духовной монополии католической церкви». [ Гофункель А.Х. – Гуманизм – Реформация – Контрреформация / Культура эпохи Возрождения и Реформации. Л., 1981]

Рассмотрение гуманизма и Реформации (или — более ши­роко — Возрождения и Реформации) в качестве если и не одно­родных, то близких друг другу явлений духовной и обществен­ной жизни, связанных с борьбой против феодального строя и его институтов, в первую очередь против средневекового като­лицизма, представляется односторонним. Реформация, даже когда она затрагивает проблемы общественной жизни, остается движением в сущности своей религиозным; гуманизм, даже когда он включает в сферу своего внимания религиозную проб­лематику, сохраняет глубоко светский характер.

Воздействие гуманизма на возникновение и формирование реформационного движения очевидно. Гуманисты немало сде­лали для расшатывания авторитета католической церкви. Гу­манистическая критика нравов духовенства, а подчас и самих институтов католической церкви (папства, монашества) была широко использована деятелями начинающейся Реформации в антикатолической полемике. Следует, однако, подчеркнуть существенное отличие гуманистической критики духовенства от предшествующих и последующих обличений клира со стороны средневековых еретиков и реформаторов XVI века. Критика по­роков духовенства сама по себе еще ничего не говорит об исход­ной позиции и цели критикующего: самые резкие суждения раз­давались подчас на церковных соборах, звучали в папских и епископских посланиях. Антиклерикальная поле­мика гуманистов носит принципиально иной характер. Итальян­ские гуманисты XV века заботятся не об исправлении нравов духовенства. Они не ставят перед собой задачи вернуть церковь на путь попранного ею раннехристианского идеала. Их исходная позиция общеэтическая: их заботит не столько отход от заветов Христа, сколько попрание человеческой природы.

Гуманисты подвергли резкой критике схоластическое бого­словие. Эта их полемика имела решающее значение для высво­бождения религиозной мысли от власти церковного предания. Несомненно значение для Реформации и гуманистической фи­лологической и исторической критики текстов, в особенности начатое Валлой и продолженное Эразмом научное исследование текстов Ветхого и Нового заветов.

Гуманисты ставят в центр внимания не спасение человека, а его земное предназначение.

Гуманизм и Реформация – явления не только не родственные по своему содержанию, но радикально чуждые и враждебные друг другу. [Горфункель]

Как Реформация, так и контрреформация сыграли роль «контрренессанса», явившись своего рода религиозной реакцией на гуманистическое свободомыслие.

И Европа, ещё недавно гордившаяся своим идеальным духовным единством «республики учёных» распалась по вероисповедальному признаку. Принимая участие в конфессиональной борьбе, гуманисты должны были отказываться от собственно гуманистической позиции.

«Уходя» в Реформацию или служа воинствующей католической реакции, гуманисты неизбежно при этом отрекались от духовного содержания и наследия гуманистической культуры XV – начала XVI века. Гуманизм превращался в технику, в отрасль гуманитарного знания. У реформаторов он становился орудием религиозной полемики, у воинствующих католиков он из «первой формы буржуазного просвещения» постепенно превратился в учёное иезуитство.

Попытка удержаться вне конфликтов вероисповеданий в эпоху, когда религиозные проблемы выступили на первый план и выражали глубочайшие социальные, политические и национальные противоречия, оказалась неосуществимой. Разителен пример Томаса Мора, который в качестве противника Реформации отходит от провозглашённых им в «Утопии» принципов веротерпимости и оправдывает религиозные преследования. Его личная причастность к казням, равно как и попытки сохранить добрые отношения со вчерашними друзьями, не меняют дела в плане идейном: именно он провозгласил и обосновал право церкви и государства преследовать ересь – право, в полной мере осуществлённое в правление Марии Кровавой его единомышленником кардиналом-эразмианцем Реджинальдом Полем (Поль). В то время как анабаптисты вдохновлялись «Утопией», её автор осудил их призыв к общности имуществ.

Некоторые гуманисты, приняв Реформацию, возвращались обратно, но не «в Ренессанс», а в католицизм.

 

На сегодняшний день существуют различные точки зрения на Реформацию и Крестьянскую войну в германских землях, которые можно свести к различным научным концепциям:

1) традиционный в современной историографии взгляд на Реформацию как сугубо религиозное движение и Крестьянскую войну как обычное для средних веков крестьянское восстание, причём такого мнения придерживаются как западные, так и отечественные историки;

2) марксистская теория Реформации и Крестьянской войны как первого акта антифеодальных (буржуазных) революций в Европе;

3) концепция революции «простого человека», авторы которой рассматривают события XVI в. в германских землях как общедемократическое движение. Цель этого движения они видят в преобразовании институтов власти «низшего звена», т.е. в пределах городских и деревенских общин.

Наиболее известными историками традиционного направления в немецкой историографии являются Г.Франц, А.Ваас и В.П.Фукс.

В своих исследованиях Г.Франц утверждает, что Крестьянская война возникла как результат стремления деревенской верхушки занять соответствующее её материальному положению место в политической жизни нации. Крестьянское движение Франц подразделяет на две основные формы: в одной из них он видит борьбу за «старое право», т.е. за насущные повседневные интересы крестьянской массы; другую он связывает с борьбой за «божественное право» и приписывает большую «жизненную силу», носителем которой выступала «деревенская знать». Реформацию и Крестьянскую войну Франц рассматривает изолированно друг от друга и отказывается признавать какие-либо причинно-следственные связи между этими двумя историческими явлениями.

К такому же выводу приходит и А.Ваас, считая, что крестьянское движение вообще не обнаруживает какой-либо связи с Реформацией. Для Вааса экономическое положение крестьян в конечном итоге не играет сколько-нибудь существенной роли в возникновении восстания 1525 г., так как гораздо большее значение он придаёт религиозным и социально-политическим мотивам недовольства широких народных масс. Трактуя Крестьянскую войну как политическое явление в германской истории, Ваас видит в ней ярко выраженную тенденцию, направленную против стремлений князей к созданию территориальных государственных образований на немецкой земле, и одновременно – попытку «сильного крестьянского сословия» занять соответствующее место в системе территориальных общин.

В книгах В.П.Фукса проводится идея, что в Крестьянской войне, этом великом историческом социально-политическом движении, в концентрированном виде отразилось развитие, которое не было обязано своим происхождением Реформации, а объясняется континуитетом крестьянских волнений, повсеместно вспыхивавших в Германии на протяжении всех средних веков. Однако трагедия германской истории, по мнению Фукса, состояла в том, что Лютер своими проповедями оказал большую пользу государственной власти, чем боровшимся за свою свободу крестьянам.

Итак, для историков традиционного направления характерно -отрицание решающего значения экономических причин в происхождении Крестьянской войны, - изолированное друг от друга рассмотрение Реформации и Крестьянской войны, - негативное отношение к революционным формам социальной борьбы народных масс и признание «законными» только мирных средств этой борьбы.

Марксистская историография, опираясь на работы Энгельса «Крестьянская война в Германии», «Развитие социализма от утопии к науке», прошла долгий путь, к утверждению мнения на Реформацию и Крестьянскую войну как раннюю буржуазную революция. В 50х годах развернулась дискуссия, в ходе которой высказывались следующие точки зрения: 1) Крестьянская война была обычным для средних веков крупным народным восстанием, а реформационное движение не пошло далее преобразования церковных институтов ( Чайковская О.Г. – Вопрос о характере Реформации и Крестьянской войны в Германии / ВИ. 1956.№ 12; Григорьян Ю.М. – К вопросу об уровне экономики, о характере Реформации и Крестьянской войны в Германии / ВИ. 1958. № 1); 2) Реформация и Крестьянская война были «буржуазной революцией без буржуазии» ( Эпштейн А.Д. - К вопросу о Реформации и Крестьянской войне в Германии как первой буржуазной революции / ВИ. 1957. № 8); 3) Реформация и Крестьянская война представляли собою первый акт ранних буржуазных революций XVI-XVIII вв. ( Смирин М.М. – О характере экономического подъёма и революционного движения в Германии в эпоху Реформации / ВИ. 1957. № 6; Стам С.М. – Чем же в действительности была Реформация в Германии? ЪВИ. 1958. № 4).

Во всей этой дискуссии [ и вообще в прочности марксистского подхода] значима позиция В.В.Стоклицкой-Терешкович. Ещё в 30е годы она обратилась к изучению процессов и явлений, которые, по её словам, относятся к «ранним стадиям разложения феодализма», когда в немецком городе «зрели ростки капитализма» и в нём были «уже заметны элементы капиталистических отношений». Она, однако, подчёркивает, что эти отношения «не преобладают», поскольку «во многих отраслях промышленности ещё полностью сохраняется старый феодальный тип производства». Далее замечает, что о Реформации и Крестьянской войне как ранней буржуазной революции можно говорить лишь в том случае, если удастся обосновать положение: в ходе этих событий в повестку дня был поставлен вопрос о смене одного способа производства другим и переходе к принципиально отличной от феодальной системе общественных отношений ( - Очерки по социальной истории немецкого города в XIV-XV вв. М.-Л., 1936; - Немецкий город в эпоху Крестьянской войны / Вестник МГУ. 1950).

 

Создание концепции «простого человека» было завершено известным немецким историком П.Бликле, который в 1975 году в Мюнхене опубликовал книгу «Революция 1525 года». Труд Бликле носит обобщающий характер. Автор стремился решить две задачи: 1) преодолеть «односторонний подход» к данной теме своего учителя Г.Франца; 2) изыскать «убедительные аргументы» для критики марксистских представлений о Реформации и Крестьянской войне в германских землях как ранней буржуазной революции. Революционное содержание программы «Двенадцати Статей» он видит в требованиях крестьян, касавшихся отмены их лично-наследственной зависимости, реформы десятин и избрания приходских священников; обращает внимание на стремление крестьян к укреплению автономии деревенских общин. Однако намеченные программой «простого человека» преобразования Бликле менее всего склонен связывать с полной ликвидацией феодального правопорядка и устранением препятствий на пути установления буржуазного строя – «время упразднения “старого порядка” в 1525 г. ещё не пришло».

В 1998 году в Вологде вышла в свет книга известного отечественного медиевиста Ю.К.Некрасова «Реформа или революция? Реформация и Крестьянская война в германских землях XVI века» Как всякие события любого переходного времени, в конкретном случае от средневековья к новому, им трудно дать однозначную оценку. Не случайно относительно их сущности исследователи до сих пор не пришли к единому мнению. Автор предлагает своё прочтение событий Реформации и Крестьянской войны, резюмируя: «Антифеодальная революция XVI века в германских землях, апогеем которой была Крестьянская война, потерпела поражение. Попытка общественно-политического переворота закончилась неудачей: «система феодализма» не только сохранила, но и даже упрочила свои позиции». Книга была написана в 90е годы, когда Россия стояла на перепутье выбора дальнейшего развития. В этой связи интересны следующие рассуждения автора. «Роль социальных революций в истории человечества вряд ли можно признать безоговорочно благотворной, поскольку эти революции ( Реформация и Крестьянская война XVI в. в германских землях в этом смысле не составляют исключения ) обычно сопровождались гражданскими войнами, произволом и попранием чести и достоинства человека. Поэтому необходимо иметь в виду, что в критических ситуациях общество и каждый образующий его индивид оказываются перед выбором и берут на себя ответственность за него. Наглядной иллюстрацией тому опять-таки могут служить революционные события в германских землях XVI в. Во время этих событий неоднократно предпринимались попытки разрешения социально-политического конфликта мирными средствами и только с помощью реформ. Но такие попытки не увенчались успехом. Отсюда логически вытекает и другой вывод: как бы сегодня с высоты современной цивилизации мы ни относились к революциям, последние на протяжении почти всей истории человечества были фактом реальной действительности и в качестве такового, вероятно, навсегда останутся в исторической памяти человечества горьким плодом, который пришлось отведать и благополучной сегодня Западной Европе на ранней стадии её долгого и в целом мучительного пути от феодализма к капитализму».

 

 

По данной проблематике нет отдельных монографических исследований. Но можно отметить статьи, рассматривающие региональные особенности становления и развития вассально-ленных отношений: Писарев Ю.И. «Место служилого рыцарства в социально-политической жизни Англии XIV в.», М., 1973, Корсунский А.Р. в книге «История Испании IX-XIII веков» М., 1976 г. в главе «Знать в XI-XIII вв.» рассматривает особенности испанского вассалитета. В 4хтомном издании АН «Город в средневековой цивилизации Западной Европы» примечателен очерк Цатуровой С.К. «Замок и город» (Т.1, М., 1999). В частности, рассматривая роль замка сеньора в возникновении города, автор отмечает: на Севере Франции рождение городов впрямую связано с политикой сеньоров. Наиболее характерны для этого региона так называемые «замковые» города, когда собственно замок становился городом, включая в свои укрепления пришлое ремесленно-торговое население. В статье отчасти затронуты вопросы повседневной жизни сеньора и его вассалов. Книга Носова К.С. «Рыцарские турниры» (М., 2002) посвящена истории развития, организации и правилам проведения турниров, рассматриваются различные типы турнирных схваток, приводятся сведения об основах геральдики – этого мало освещённого в отечественной литературе искусства составления гербов.

Нельзя пройти мимо работы Марка Блока «Феодальное общество». До настоящего времени эта фундаментальная работа в 2х томах, написанная в 30е годы прошлого столетия (?), была знакома в основном по множественным ссылкам из других исторических работ. Первая полная публикация 2003 г. восполняет этот пробел. Книга известного французского исследователя представляет концептуальный взгляд на исторические процессы, эволюцию сословий, анализ развития и структуры отношений собственности, истории права. Специальный раздел «Вассалитет и феод» рассматривает вопросы эволюции отношений личной зависимости, формирование классического вассалитета. Несмотря на разницу в богатстве и авторитете между сеньором и вассалом, оба они были людьми одного круга, из любых слоёв общества вассалов не набирали. Вассалитет был формой зависимости среди высших классов, отличительным занятием которых было военное искусство и управление. Вассал по отношению к господину и господин по отношению к вассалу на протяжении долгого времени являлись как бы дополнительными родственниками, по доброй воле принявшими на себя обязанности и права близких по крови. Первые вассалы жили дружиной вместе со своим сеньором. Основой для верности были личные отношения, а служба носила характер товарищества. Со временем среди всё увеличивающихся беспорядков короли и сильные мира сего надеялись обрести в этих отношениях опору своего пошатнувшегося могущества, а слабые найти покровительство и защиту. Зависимость человека от человека вскоре стала производной от зависимости, в которой находились между собой земли. Наследование феода вместо того, чтобы крепче связать между собой род вассала и род сеньора, наоборот, ослабило эту связь, укрепив привязанность человека к земле: наследник приносил сеньору оммаж только для того, чтобы не расстаться с феодом. А когда в феодальные отношения проникла практика купли-продажи, то торговля землёй породила весьма нелепые ситуации: могущественный сеньор, приобретая землю какого-нибудь мелкого дворянина, был вынужден принести ему оммаж и стать его вассалом «руками и устами». Но мог ли богатый граф всерьёз отнестись к ритуалу, подчиниться которому его вынуждала только традиция, и стать слугой безвестного дворянчика? Отношения сеньора и вассала ослабляла и множественность данных оммажей, попытка укрепить их, введя «абсолютный оммаж», ни к чему не привела: вассальные связи окончательно превратились в формальность.

Книга преподавателя флорентийского университета Франко Кардини «Истоки средневекового рыцарства», появившись впервые в 1981 г., она вызвала большой интерес и уже через несколько месяцев вышла вторым изданием. Её автор и раньше занимался историей рыцарства, особенно крестовыми походами, опубликовал по этим вопросам ряд статей, его также интересовала история духовной культуры средневековья, особенно менталитета, социальной психологии и мироощущения той эпохи. Кардини одержим страстным желанием докопаться до самых глубинных корней исторических явлений. Показать, что история есть великая и неразрывная связь времён и поколений. Сочинение Кардини заведомо дискуссионно. Хронологический охват исследования от Х в. до н.э. до Х в. н.э.! А его географический ареал – от Китая до Пиренеев. Кардини показывает, что рыцарство в пору своего рассвета очень далеко отстоит от своих истоков, но тем не менее питается ими. И эти истоки постепенно набирающие силу и трансформирующиеся, и есть живые артерии истории. Рассечь их - значит представить не подлинно историческое явление как сложнейший организм, а его омертвевшее подобие, лишь напоминающее оригинал. Эта главная идея книги была правильно понята многими выдными зарубежными историками, что неоднократно высказывалось в ходе довольно широкой научной дискуссии, развернувшейся в 1983 г. Кардини справедливо упрекали в отсутствии столь необходимой историку осторожности, в чрезмерном стремлении к обобщениям, наконец, в не всегда оправданной ломке привычных представлений, в увлечении влиянием Востока. Автор исходит из понимания рыцарства как особого социального и юридического явления и как определённой культурной реальности, типа мировосприятия и мироощущения. Христианизация варваров, по мнению Кардини, стала важнейшим явлением в средневековой европейской истории. В книге довольно подробно освещается путь к христианству таких германских народов, как вестготы, остготы, франки и др. Автор не просто описывает ход событий, но пытается доказать, что к новой вере германцы приходили через своеобразное совмещение образов своих богов с образом Христа, языческих представлений – с комплексом понятий и чувствований, присущих христианской религии. Процесс «совмещения ценностей» шёл в течение всего раннего средневековья, и, лишь когда он был завершён, пришло время подлинного зарождения средневекового рыцарства. Однако элементы военной морали германцев, их религиозных представлений прочно вошли в этос (характер) европейского рыцарства. На русском языке книга вышла в 2000 г.