РЕНЕССАНСА В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ.
ИДЕОЛОГИЯ ГУМАНИЗМА И ОСОБОННОСТИ
Зачинателем гуманизма и Возрождения стал великий итальянский поэт, философ, мыслитель Франческо Петрарка (1304—1374).
Петрарка происходил из семьи флорентийского политического изгнанника, образованного и увлеченного античностью человека. Многие черты личности и поэта сформировались у Петрарки именно в семье. Не меньше на него влияла общественная атмосфера времени, итальянских городов, в которых ему по воле судьбы приходилось подолгу пребывать всю вторую половину жизни.
А первую он провел в Авиньоне — городе на юге Франции, где и встретил Лауру, ставшую его единственной музой и героиней сонетов.
В 1354—1366 гг. Петрарка был занят созданием трактата «О средствах против превратностей судьбы», ставшего одной из самых популярных книг в последующие три века. Трактат написан на латинском языке, как и всё у Петрарки, кроме сонетов. Он разделен на две книги. В первой идут диалоги между Разумом и Радостью или Разумом и Надеждой, во второй — между Разумом и Страхом или Разумом и Скорбью. Эти вымышленные персонажи были заимствованы у античных философов. Диалоги весьма схематичны: как правило, «Радость» или «Скорбь» бросают короткую реплику, а «Разум» пространно высказывается по ее поводу.
Диалоги позволяют понять, как происходило становление гуманистических взглядов на природу человека, его духовные и физические свойства, добродетели, достоинство. Они содержат также материал о рождении гуманистического понимания славы, благородства, об отношении к античности.
В одном ряду с Петраркой стоят Данте Алигьери («Божественная комедия»), Боккаччо Джованни ( «Декамерон»). [ Девятайкина Н.И. - Мировоззрение Петрарки: Этические взгляды. Саратов, 1988; Хлодовский Р.И. - Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. М., 1974; Баткин Л.М. - Данте и его время. Поэт и политика. М., 1965; Хлодовский Р.И. - «Декамерон». М., 1982]
XV-XVII вв. в Италии – это период расцвета и упадка культуры Возрождения. Представление об итальянском Возрождении как эпохе, знаменующей начало Нового времени, было впервые отчётливо сформулировано в знаменитом труде швейцарского историка Я.Буркхардта "Культура Италии в эпоху Возрождения" (1860). В основе концепции Буркхардта лежали идеи резкого разрыва ренессансной культуры со средневековой, зарождения в ней индивидуалистического сознания, пробуждения интереса к материальному миру и природе, открытия античного культурного наследия. На протяжении многих десятилетий эта концепция доминировала в историографии, в том числе и марксистской, особо подчеркивавшей революционный и прогрессивный характер эпохи. В настоящее время едва ли не все основные положения труда Буркхардта оспариваются историками самых разных направлений. Тем не менее "Возрождение" остается широко употребимым термином для обозначения культурных перемен, произошедших в Европе XV — начала XVII вв.
Главным идейным течением, определившим эти культурные перемены, был итальянский гуманизм, который обычно характеризуют следующими основными чертами: 1) особым вниманием к человеку и различным проявлениям его природы; 2) верой в то, что различные философские и богословские системы и учения заключают в себе единую универсальную истину; 3) признанием достоинства человека и самоценности его земной жизни; 4) стремлением возродить ранее утраченную мудрость древних. Гуманизм способствовал разрыву с религиозной ортодоксией, развитию критического мышления и уверенности в возможностях человеческого разума. [ Корелин М.С. – Ранний итальянский гуманизм. СПб., 1914; Дживелегов А.К. - Начало итальянского Возрождения. М., 1925; Гуковский М.А. – Итальянское Возрождение. Люб. Изд.; Ревякина Н.В. – Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV – первой половины XV в. М., 1977; Брагина Л.М. – Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков. М., 1977; Баткин Л.М. - Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995 ]
Существующие источники, позволяют рассмотреть основной круг вопросовпо культуре итальянского Возрождения, в том числе: итальянский гуманизм и гуманисты; обращённость к античному культурному наследию как одна из важнейших черт гуманистического мировоззрения; человек в сочинениях итальянских гуманистов; ренессансный индивидуализм; политика в гуманистической мысли Италии; педагогические идеи итальянского Возрождения; интерес к научному знанию.
Жизнеописание Никколо Никколи, которого именуют «Сократом ренессансной Флоренции», (1364—1437), составленное флорентийцем Веспасиано да Бистиччи (1421—1498), рисует яркую картину образа жизни и повседневной деятельности итальянского гуманиста XV в., одержимого идеей подражания древним. Этот портрет, в котором нашли олицетворение культурные устремления и идеалы эпохи, представляет собой ценнейший источник по истории итальянского Возрождения. Он дает возможность проследить особенности гуманистического отношения к античности, представления гуманистов об идеале благочестивой жизни, о мирской добродетельности и др.
«Речь о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494) — одно из самых знаменитых сочинений итальянских гуманистов. Написанная как вступительное слово к "900 тезисам по философии, каббалистике, богословию", которое Пико собирался защищать на диспуте в 1487 г., она развивает две главные идеи: особого положения человека в мироздании, дающего ему свободу самоопределения, и исходного единства всех великих философских и религиозных учений. Антропология Пико, обосновывавшая достоинство и свободу человека как творца собственного "Я", оказала огромное влияние на гуманистическую мысль ренессансной Италии.
Книга Бальдассаре Кастильоне (1478—1529) «О Придворном», развивающая идеи гуманистической антропологии XV в., также пользовалась большой популярностью у современников. Главная задача сочинения, заимствованная у античных авторов (Платона, Ксенофонта, Цицерона), писавших об идеальных Государстве, Государе и Ораторе, состояла в том, чтобы "вылепить словами совершенного Придворного". По Кастильоне, однако, совершенство человека достигается не приобщением его к каким-то надличным нормам, как это считала античная традиция. В рассуждениях о "Грации" он заявляет, что Придворный сам должен выбирать образцы для подражания и таким образом явиться самостоятельным создателем собственного "Я".
Богатый материал об основных принципах гуманистической педагогики содержится в трактате "О воспитании детей" (1450) поэта-гуманиста Энеа Сильвио Пикколомини (1405—1464), избранного в 1458 г. римским папой Пием II. Основу содержания трактата составляют рассуждения о природных задатках человека и роли учителя в обучении и воспитании ребенка. Пикколомини подробно останавливается также на различных сторонах процесса воспитания (телесного, интеллектуального, нравственного), опираясь в своих рекомендациях на античные авторитеты.
Знаменитое сочинение Никколо Макиавелли (1469—1527) «Государь» даёт возможность составить представление об основных вопросах политической теории великого флорентийца. "Рецепты" Макиавелли по укреплению государственной власти на протяжении столетий вызывали споры и в историографии, и в широком общественном мнении, породив понятие "макиавеллизм" — синоним моральной беспринципности в политике. Но здесь большую роль играли конкретные исторические обстоятельства, в которых это сочинение появилось.
Новое отношение к науке и опытному знанию в Италии эпохи Возрождения представлено в сочинениях Леонардо да Винчи (1452—1519), Джордано Бруно (1548— 1600) и Галилео Галилея (1564—1642).
Личность Леонардо да Винчи, величайшего художника эпохи, поражает своей разносторонностью. Помимо знаменитых произведений искусства он оставил также труды по механике, аэродинамике, фортификации, философии. Леонардо — ученый и гуманист, будучи убежден в безграничных возможностях человека, считал, что опыт является началом всякого знания, что механика — важнейшая из всех наук, и что законы математики применимы к познанию всего окружающего мира. Его "Записные книжки" позволяют проследить новое ренессансное отношение к науке и к возможностям человеческого разума в целом.
Итальянский философ-пантеист, астроном и математик Джордано Бруно, погибший на костре инквизиции, известен прежде всего своими теориями бесконечной вселенной и множественности миров. Одно из главных его сочинений «О бесконечности, вселенной и мирах» даёт представление о ключевых идеях и характере аргументации ученого.
«Отречение» итальянского математика, физика и астронома Гагилео Галилея, впервые доказавшего с использованием телескопа, что Земля вращается вокруг Солнца, представляет собой яркое свидетельство той борьбы, в которой утверждалось новое научное знание в условиях контрреформационной Европе.
Нельзя не упомянуть такие сочинения, как «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари; «Жизнь Бонвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции» Бенвенуто Челлини; «Город солнца» Томмазо Кампанеллы (XVI в.). [ Рутенбург В.И. – Титаны Возрождения. Люб. изд.; Штекли А.Э. - «Город солнца»: утопия и наука. М., 1978; Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 1978; Лосев А.Ф. – Эстетика Возрождения. М., 1978; Чиколини Л.С. – Социальная утопия в Италии. XVI – начало XVII в. М., 1980; Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989]
Зарождавшиеся в немецких городах раннебуржуазные отношения создали благоприятные условия для возникновения и развития гуманистического движения, которому принадлежит важное место в идейной подготовке общественного подъёма эпохи Реформации.
Одним из первых, кто отразил духовную атмосферу пред-реформационной Германии, был Себастиан Брант. Его книга «Корабль дураков» (1494) представляет собой собрание сатир, где поэт выступает обличителем пороков немецкого общества и человеческой глупости. С.Бранта удручала государственная раздробленность Германии, в которой хозяйничали князья, он был уверен, что мир, погрязший во зле, нуждается в обновлении.
Эразм Роттердамский (1466 — 1536) обладал наиболее широкой и устойчивой славой среди современников-гуманистов. Ему были присущи необычайная емкость таланта, способность охватить в творчестве самые характерные тенденции интеллектуальной культуры своего времени, особенности стиля мышления и жизненных принципов эпохи. Творчески переработав достижения гуманистической мысли XV в., Эразм стал одним из крупнейших гуманистов эпохи Возрождения, властителем дум образованного общества в пору наивысшего расцвета ренессансной культуры и кануна Реформации.
Из произведений Эразма наибольшей известностью пользуется ироническая «Похвала Глупости» — шедевр сатирического жанра, опубликованный в 1509 г. Жанр "Похвалы" как шуточной декламации о каком-либо отнюдь не достойном восхваления предмете восходит к традициям поздней античности и широко использовался гуманистами. Поистине счастливой находкой Эразма была "похвала глупости", да еще произносимая самой же Глупостью. Такая композиция, имеющая в центре столь обобщенный и многозначительный образ, открывала самый широкий простор для бича сатиры. «Похвала Глупости» — язвительная сатира почти на все сословия и институты средневековой Европы, особенно католической церкви. Она позволяет выяснить, почему именно против католического клира, церкви и монашества направлено острие сатиры гуманиста? За что и каким образом Эразм критикует богословов и монахов, епископов, кардиналов и пап? В чем автор видел причины всех общественных пороков? Важное место занимают предложения гуманиста по преобразованию церкви.
Заметную роль в гуманистическом движении Германии в начале XVI века играл кружок радикальных гуманистов при Эрфуртском университете, руководимый Муцианом Руфом из Готы, членами которого были такие видные гуманисты, как Ульрих фон Гуттен, Эобан Гесс, Крот Рубиан. В 1515 г. кружок выпустил «Письма темных людей» — остроумно и талантливо составленную сатиру. Главным нападкам в ней подвергаются кёльнские учёные-богословы — доминиканцы, выступавшие против знаменитого немецкого гуманиста Рейхлина (1455—1522).
Особое место среди немецких гуманистов принадлежит Ульриху фон Гуттену (1488 — 1523). Сын мелкого франконского рыцаря, сам рыцарь, странствующийпоэт, он относился к младшему поколению гуманистов Германии, отличавшихся воинственным настроением в борьбе с общественными непорядками, в нападках на римскую курию и католическую церковь, на князей, вельмож и купцов. Яркий тому пример — сочинение Ульриха фон Гуттена «Римская триада», появившееся в 1520 г. “Три вещи не позволили поумнеть Германии: беспечность князей, незнание наук и суеверие народа. Тремя вещами подчиняет себе Рим всё: насилием, хитростью и лицемерием…”. [ Пуришев Б.И. – Очерки немецкой литературы XV-XVII вв. М.,1955; Володарский В.М. - Социально-политические взгляды Ульриха фон Гуттена. М., 1964;Смирин М.М. – Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии М., 1978; Немилов А.Н. Немецкие гуманисты XV в. Л., 1979; - Эразм Роттердамский и его время. М., 1989; Стам С.М. – Средние века: город, ереси, Возрождение, Реформация. Саратов, 1998]
Период с конца XV в. – по первую половину XVI в. был временем становления ренессансной культуры на английской почве, когда носительницей гуманистических идей выступала преимущественно университетская и придворная элита. Вторая половина XVI в. "Елизаветинская эпоха" — время наивысшего расцвета культуры английского Ренессанса. Рубеж XVI—XVII вв. – начало ее внутреннего кризиса и упадка.
Подъем английской культуры в XVI в. был связан с развитием образования. Новые тенденции легче пролагали себе дорогу в сфере элитарного частного образования, переживавшего переворот, связанный с изменением в XVI в. социальной роли дворянства, все чаще готовившего себя не к рыцарским подвигам, а к придворной или государственной карьере. Но прогрессивные сдвиги затронули также и университетское образование. В начале XVI в. духовные искания английской интеллектуальной элиты определял Оксфорд, где сложился кружок гуманистов. Сам Эразм Роттердамский, посетивший в начале века Англию, был восхищен, встретив здесь наяву прообраз своей "Республики ученых". Дружба с главой кружка, Джоном Колетом, и с Томасом Мором способствовала становлению эразмовой "философии Христа". В начале XVI в. признанным авторитетом в среде английских гуманистов становится Томас Мор (1478—1535). Вся система его философских, этических и политических представлений нашла отражение в книге, законченной в 1516 г. — «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».
Опираясь на собственную практику юриста и парламентария, знание социальных бедствий страны, Мор пришел к выводу, что современное государство не выполняет функции хранителя общественного блага. В «Утопии» он изобразил свой идеал общественного устройства на фантастическом острове, расположенном где-то на западе, в океане. Общество его Утопии базируется на справедливости, принципе "общего владения всеми вещами" и всеобщности труда, что обеспечивает достаток, гармонию и счастье для всех. При этом труд в Утопии не обременителен, остальное же время отдано духовной жизни — занятиям наукой, искусством, развлечениями. Разум делает утопийцев умеренными в потреблении, однако равенство у них не является примитивным уравнительством. В распределении должностей, почестей и особых привилегий соблюдается принцип справедливости и пропорциональности заслугам перед обществом. Самые способные к наукам освобождаются от обязательного физического труда. Таким образом, утопийское общество не стремится к унификации всего и вся и поощряет индивидуальность.
То, как Мор решает конфессиональный вопрос в своем идеальном государстве, ставит его в ряд самых выдающихся мыслителей эпохи, раздираемой религиозными столкновениями. Он проповедует веротерпимость: на острове Утопия множество религий, но они мирно уживаются и никто не стремится к насильственному утверждению своей веры.
«Утопия» вместила в себя широкий спектр философских исканий европейских гуманистов и отразила стремление интеллектуальной и социальной силы занять в обществе новое место и переустроить его на тех этических принципах, которые она исповедовала.
Собственная жизнь и политическая карьера Мора были прекрасным воплощением его этического идеала гражданственности: он был честным юристом; избранный в парламент, выступил с критикой правительства. Благо сограждан было его целью и на посту канцлера, который ему пожаловал Генрих VIII. Несмотря на светский характер своего мировоззрения, Мор выступил решительным противником королевской Реформации и был обезглавлен в 1535 г. [ Мортон А.Л. – Английская утопия. М., 1956; Осиновский И.Н. – Томас Мор. М., 1974; Он же – Томас Мор: утопический коммунизм, гуманизм, реформация. М., 1985; Кудрявцев О.Ф. – Ренессансный гуманизм и «Утопия». М., 1991 ]
Особая прелесть Елизаветинского века заключалась во вкусе к языку, который ощутили современники. Деятели этой эпохи, прекрасно знавшие латынь и европейские языки, стремились говорить на столь же изысканном, как золотая латынь, английском. Среди ведущих жанров английской литературы XVI в., безусловно, господствовали два: поэзия и драма. Английская поэзия бурно расцвела с приходом в литературу Филиппа Сидни (1554—1586). Аристократ по рождению, выпускник Оксфорда, готовясь к дипломатическому поприщу, он три года провел во Франции, где сблизился с литераторами — протестантами. Пережив в Париже Варфоломеевскую ночь, Сидни горел желанием сражаться за дело протестантизма, но, поскольку королева не разделяла его точку зрения, он удалился на время в свои поместья, где неожиданно раскрылся его поэтический талант. В сельской тиши Сидни создал цикл сонетов, и после того, как Елизавета милостиво приняла посвященную ей пастораль "Майская королева", Сидни сделался в глазах современников английским воплощением "совершенного придворного", сочетая аристократизм, образованность, доблесть и поэтический дар. Отправившись воевать в Нидерланды, он был смертельно ранен и, умирая, совершил благородный жест: уступил флягу с водой простому солдату. Трагическая гибель протестантского героя сделала его английской национальной легендой. Он же стал первым из елизаветинцев, чьи стихи перевели на другие европейские языки. Филипп Сидни выступил как серьезный теоретик литературы и искусства в трактате «Защита поэзии» — эстетическом манифесте его кружка, написанном в ответ на пуританские памфлеты, осуждавшие "легкомысленную поэзию". По мнению автора, цель всех наук, равно как и творчества, заключается "в познании сущности человека, этической и политической, с последующим воздействием на него". Поэт в его глазах вырастал в соавтора и даже соперника природы. Мысли Сидни о предназначении поэзии были восприняты лучшими литераторами той поры: Э. Спенсером, Б. Джонсоном, У. Шекспиром. [ Дмитриева О.В. – Культура Англии в конце XV – начале XVII в. / Культура Западной Европы в эпоху Возрождения. М., 1996]
Иностранцы, попадавшие в Англию во второй половине XVI в., были поражены интенсивностью местной театральной жизни и невероятным энтузиазмом публики. В Елизаветинскую эпоху впервые возникают настоящие театральные здания. Одно из них так и называлось "Театр", другое — "Лебедь", третье — "Глобус" и т. д. К началу XVII в. в Лондоне было около 20 театров, каждый из которых вмещал до полутора тысяч зрителей. В них ставили пьесы знаменитых драматургов, таких, как Р. Грин, Кр. Марло. Но, как провозглашал со сцены театра "Глобус" популярный комик Кемп, "наш товарищ Уил Шекспир уложил их на обе лопатки". Уильям Шекспир (1564—1616) происходил из семьи зажиточного горожанина. Около 1585 г. он круто изменил свою судьбу: покинул дом, троих детей и отправился в Лондон, где примкнул к комедиантам. Точное количество созданных им пьес невозможно определить. Шекспироведы выделили так называемый канон из 37 пьес, принадлежащих его перу, и предложили вероятные датировки их создания.
В так называемый первый период творчества он написал ряд искрометных лирических комедий — "Сон в летнюю ночь", "Много шума из ничего", "Виндзорские проказницы", проникнутых ренессансным оптимизмом, прославляющих радости жизни и любви. Одновременно с этим он пробовал себя в жанре классической трагедии ("Юлий Цезарь"). В период патриотического подъема 1590-х гг. Шекспир заставил английского зрителя погрузиться в собственную историю, создавая одну за другой исторические хроники ("Генрих VI", "Ричард II", "Ричард III" и др.), раскрывающие то самые мрачные и трагические, то славные и волнующие страницы прошлого Англии. Завершает первый период творчества Шекспира трагедия "Ромео и Джульетта" — свидетельство подлинного расцвета его гения — гимн любви, противостоящей условностям и предрассудкам общества. На рубеже XVI—XVII вв. мироощущение Шекспира, как и многих елизаветинцев, изменилось, окрасилось в более мрачные тона. Закат "золотого века" Елизаветы, на смену которому шел новый — "железный", породил пессимистический взгляд на общество, переживающее моральную деградацию, на самого человека, одержимого пороками и страстями и не способного достичь гармонии с окружающим миром. В это время (1601—1607) драматург создал замечательные трагедии, исполненные глубокого философского смысла и размышлений о сущности человека и противостоянии добра и зла в мире, — "Гамлет", "Отелло", "Король Лир", "Антоний и Клеопатра", "Кориолан". Великолепное понимание психологии позволило Шекспиру продемонстрировать зрителю настоящую анатомию человеческих страстей. Он видел трагедию своих персонажей не в превратностях судьбы или кознях злодеев, а в собственных ошибках людей. Разум, обуздывающий страсти, — гарантия внутренней гармонии и счастья человека. Призыв к разумному индивидуализму, когда высвобождение человеческих сил и раскрепощение личности не будет причиной конфликта с окружающими — вот этический идеал Шекспира. В последние годы его жизни (1602—1612) тональность его произведений снова изменилась, что до некоторой степени определялось перемещением его труппы из общедоступного "Глобуса" в частный театр, облюбованный более утонченной публикой, которой он адресовал свои романтические драмы-сказки: "Буря", "Зимняя сказка". В них Шекспир не изменяет мечте о гармоничном прекрасном человеке, венце природы, который станет управлять миром, но с оттенком щемящей грусти признает ее утопичность: только силами магических чар удается заставить раскаяться злодеев, вознаградить добродетель и увенчать пьесу триумфом любви.
В творчестве Шекспира воплотились лучшие особенности елизаветинской драмы: реализм и психологизм, интеллектуальная глубина и проповедь гуманистических этических идеалов. [ Аникст А.А. – Творчество Шекспира. М., 1963; Барг М.А. – Шекспир и история. М., 1076; Сапрыкин Ю.М. – От Чосера до Шекспира: этические и политические идеи в Англии. М., 1985 ]
В философских исканиях начала XVII в. человеческая личность постепенно перестает быть главным объектом интереса и ей отводится более скромное место лишь одного из звеньев во "всеобщей цепи мироздания". Успехи естественных наук, культ опытного знания, представление о том, что природа и человечество развиваются по одним и тем же законам, отразились в новых теориях общественного развития. Наиболее ярко эти тенденции воплотились в творчестве Фрэнсиса Бэкона (1561— 1626), которого называют ярчайшей фигурой английского Ренессанса и в то же время основоположником натурфилософии Нового времени. Сын высокопоставленного государственного деятеля, выпускник Кембриджа, он начал свою карьеру как юрист, в правление Елизаветы 1 выполнял дипломатические поручения, избирался в парламент. При ЯковеI Бэкон стал канцлером Англии. Свои размышления о современном ему обществе, морали, религии и политике Ф. Бэкон облек в форму философских эссе — "Опыты и наставления нравственные и политические" (1597). "Опыты" отражают его этические воззрения, основывающиеся на идеалах гуманистического индивидуализма, вере в человека и в его способность противостоять Фортуне, отлившиеся в формулу "человек — хозяин своей судьбы". Бэкон полагал, что управлять обществом можно лишь основываясь на соединении всех наук о нем в высшую "гражданскую науку", включающую и историческую память, и рациональные законы, и социальный опыт. Этика и социология Бэкона тесно связаны с новым осмыслением задач, стоящих перед наукой. Он провозглашал целью человеческого знания преобразование мира и обретение человеком власти над природой. Бэкон облек свою мечту в форму утопического романа "Новая Атлантида". На его идеальном острове царит дом Соломона — храм знаний и лаборатория новых открытий, восторженно описываемых Бэконом, предвосхитившим многие достижения будущего: использование солнечной энергии, селекция животных и растений, оживление людей и консервация их органов для лечения, создание невиданных механизмов от микроскопа до подводной лодки и летательных аппаратов. Активная преобразующая роль науки, по мнению Бэкона, могла быть осуществлена лишь при условии отказа от традиционных философских схем и методологии. Ученый должен идти от ощущений и частностей к общим аксиомам через ряд этапов: собирание материала, наблюдение и изучение различных свойств вещей и природы — "рассечение и анатомирование мира", затем постановка научных экспериментов, рациональный анализ их результатов, лишь обобщив которые, ученый мог сделать окончательные выводы. Этот метод Бэкон предлагал в качестве универсального для любых наук. [ Михаленко Ю.П. Бэкон и его учение. М., 1975; Лейст О.Э Вопросы государства и права в трудах социалистов-утопистов. М., 1966]
Эдуард Херберт (1581/82?—1648) — известный английский философ и поэт. Расцвет придворной карьеры выходца из небогатого рода , одного из самых образованных джентльменов двора пришелся на царствование Якова I (1603—1625).
«Жизнеописание Эдуарда лорда Херберта, написанного им самим» осталось незаконченным. Впервые оно было опубликовано в 1764 г. Значительная часть «Жизнеописания» посвящена воспитанию совершенного джентльмена, которое, по мнению автора, должно включать: классические и современные языки, естественнонаучные дисциплины ( в особенности медицину и анатомию), этику и теологию, а также – занятия спортом, военными искусствами, музыкой и танцами.
Французское Возрождение испытало сильное влияние культуры Аппенинского полуострова – сперва через Авиньонский папский двор, позже – благодаря Итальянским походам, имевшим одним из своих следствий знакомство французов с итальянским искусством, многочисленным переводам, приезду итальянских мастеров во Францию. Кроме того, эпоха Возрождения во Франции, как и в других западноевропейских странах, стала временем включения в арсенал общества большого количества неизвестных ранее образцов античных искусства, литературы и философии и переосмысления известных.Однаков формировании французской культуры этой поры сыграли первостепенную роль национальная традиция, потребности французской монархии и определявший конъюнктуру в литературе и искусстве заказ короны, предреформационные течения и реформация, привнесшие свою специфическую проблематику, гражданские войны, вызвавшие расцвет публицистического жанра и поставившие ряд проблем, ставших предметом рефлексии французского общества.
Эпоха Возрождения была временем оформления национальной литературы, литературного языка. Самой значительной фигурой французской возрожденческой литературы является Франсуа Рабле. Франсуа Рабле (1483—1553) прожил бурную жизнь. Выходециз судейской среды, он стал сначала монахом францисканского, позже — бенедиктинского монастыря. С 1527 г. учился на медицинском факультете Парижского университета, где получил степень бакалавра, преподавал медицину в Монпелье, в 1532 г. переехал в Лион, где занимался врачебной практикой. В 1532 г. им был опубликован роман "Гаргантюа", вскоре осужденный Сорбонной, через два года — "Пантагрюэль". Вернувшись из поездки в Рим, где папа Павел III отпустил ему грехи, Рабле переходит на службу к Франциску I и в 1546 г. издает третью книгу романа, в 1552 г. — четвертую, посмертно была издана пятая книга.
Крупнейшим явлением национальной поэзии стало творчество поэтов "Плеяды" во главе с Жоашен дю Белле (1522—1560) и Пьер де Ронсар (1524—1585). В манифесте "Защита и прославление французского языка", написанном в 1549 г., дю Белле высказал свое мнение о тех критериях, которые он предлагал взять в основу поэтического творчества. Во-первых, он выдвигает принцип ученого поэта. Во-вторых, он настаивает на возврате к античности — тезис, общий для культуры Возрождения. С другой стороны, по его мнению, "лучше естественность без доктрины, чем доктрина без естественности", и без "божественного вдохновения" "всякая доктрина будет недостаточна и бесполезна". Развитием принципа "естественности" стало творчество "Плеяды" в 50-е гг. XVI в., представленные сборниками Ронсаром "Книжка Шалостей" (1553), "Роща" (1554) и "Смесь" (1555).
Идеал образованного монарха как выражение универсальности ренессансной личности — идея, общая для эпохи Возрождения. Она содержится в стихотворении Ронсара "Наставление к возведению христианнейшего монарха Карла IX в королевское достоинство", созданного в период, когда он становится в значительной степени придворным поэтом (1560—1572).
Мишель де Монтень (1533—1592) — один из крупнейших представителей этической мысли эпохи Возрождения. Выходец из анноблированной семьи (дед Монтеня купил дворянство), Монтень окончил Тулузский университет, исполнял должность советника Налоговой палаты в Перигоре, потом — парламента Бордо. В 1570 г. Монтень удалился от дел в родовой замок, где были задуманы "Опыты", первые две книги которых были изданы в 1580 г. Однако в 1582 г. он был вынужден вернуться к общественным делам. В разгар религиозных войн Монтень был избран на должность мэра Бордо, в которой пребывал до 1586 г. "Опыты" были закончены в 1588 г.
Одной из важнейших проблем, поставленных "Опытами", является проблема противоречия между личностью и обществом, их взаимозависимости, самопознания личности, проблема существования человека в обществе.
Маргарита, королева Наваррская, родная сестра французского короля Франциска I, родилась в 1492 г. В 1509 г. она стала женой Карла, герцога Алансонского, а в 1527 г. вторично вышла замуж за Генриха д'Альбре, короля Наварры. Маргарита Наваррская внесла свою лепту в развитие французской культуры и как покровительница деятелей французского Возрождения, и как автор нескольких произведений. К ней были близки поэт Клеман Маро, книгоиздатель и поэт Этьен Доле, ученый-богослов Лефевр д'Этапль; Рабле посвятил ей третью книгу "Гаргантюа и Пантагрюэля".
"Гептамерон" — подражание "Декамерону" Боккаччо, был написан ею между 1542 и 1547 гг. Структура книги аналогична "Декамерону". Это восемь циклов новелл, рассказанных в отрезанном от мира обществе, состоящем из светских молодых людей и дам. Каждый цикл соответствует одному дню и включает в себя несколько новелл, представляемых по очереди героями романа. Эти циклы вставлены в более общее повествование о приключениях героев. Основная тема "Гептамерона" — любовь, трактуемая как путь восхождения души к Богу и демонстрирующая евангелические взгляды автора. [ Бахтин М.М. – Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965; Виппер Ю.Б. – История Плеяды. М., 1976; Эльфонд И.Я. Тираноборцы. Из истории французской политической мысли XVI в. Саратов, 1991]
Своеобразию испанской культуры способствовали несколько обстоятельств. Это прежде всего объединение Испании и завершение в 1492 г. Реконкисты. С конца XV в. Испания проводила активную внешнюю политику; её завоевания в Италии, а также наследование испанской короны монархами династии Габсбургов способствовали не только резкому усилению влияния Испании в европейских делах, но и широким культурным контактам страны с Италией, Германией и Нидерландами. В то же время открытие и конкиста Америки сделали Испанию величайшей колониальной державой своего времени, что имело сильное и многостороннее воздействие на испанскую культуру.
Политическое могущество Испании в XVI в. оказалось тесно связано с ее ведущей ролью в Контрреформации, что существенно ограничило культурные связи Испании с теми странами, где получила развитие Реформация. В самой же Испании идеалы Возрождения развивались в обстановке нараставшего религиозного фанатизма, цензуры и инквизиции. Огромное воздействие на развитие культуры оказал упадок Испании — сначала экономический, затем политический и военный — в конце XVI-XVI1 вв.
Первая половина XVII в. стала Золотым веком испанской литературы, театра и живописи.
Сочинения середины XVI столетия содержат характерное для гуманистической мысли сравнение достижений античности и современности. Заслуживают внимания сведения о восприятии памятников римской Испании, о высокой оценке гуманистами средневековой испанской архитектуры и искусства, о благоговейном изумлении перед техническими изобретениями, об эволюции испанского книгопечатания.
Анонимный роман "Жизнь Ласарильо с Тормеса", написанный в 1625—1626 гг., явился истоком особого литературного жанра — "плутовского романа", который получил широкое распространение не только в Испании, но и в Западной Европе. Роман повествует о похождениях бойкого мальчугана Ласаро, бродяги и пройдохи поневоле, который, потеряв отца, вынужден зарабатывать себе на пропитание службой у разных хозяев. В этом же духе роман крупнейшего испанского писателя и поэта Франсиско де Кеведо (1580—1645) "История жизни пройдохи по имени дон Паблос". Его неприглядный герой также в целях самосохранения вынужден прибегать к плутовству и всяческим изворотам.
Фигура героя-пройдохи (пикаро) взята авторами из социальной действительности этой эпохи. Романы интересны тем, что воспроизводят картину жизни Испании второй половины XVI — начала XVII в. — страны обнищавшего народа, алчного духовенства, продажного чиновничества и деградирующего дворянства. В них отразились ирония и социальный пессимизм, которые с еще большей силой скажутся в бессмертном творении Сервантеса (1547—1616) "Дон Кихот".
"Золотой век" испанского театра, в первую очередь, связан с именем Лопе де Вега (1562—1635), великого драматурга, написавшего, как полагают исследователи, более 2000 комедий и драм, из которых до нас дошло 468 произведений. Комедии Лопе де Вега утверждали самоценность человеческой жизни во всех ее проявлениях. Его герои, самостоятельно мыслящие и поступающие согласно разуму и велению сердца, обладают, по словам Лопе, "свободой совести, проявляющейся в независимости нрава". [ Петров Д.К. - Очерки бытового театра Лопе де Вега. СПб., 1901; Державин К.Н. – Сервантес: жизнь и творчество. М., 1958; Томашевский Н. - Испанский театр Золотого века. М., 1969; Андреев М.Л. - Рыцарский роман в эпоху Возрождения. М., 1993; Варьяш О.И. – Культура стран Пиренейского полуострова в конце XV – начале XVII в. М., 1999]