РЕНЕССАНСА В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ.

ИДЕОЛОГИЯ ГУМАНИЗМА И ОСОБОННОСТИ

Зачинателем гуманизма и Возрождения стал великий итальянский поэт, философ, мыслитель Франческо Пет­рарка (1304—1374).

Петрарка происходил из семьи флорентийского политического изгнанника, образо­ванного и увлеченного античностью человека. Многие черты личности и поэта сформировались у Петрарки именно в семье. Не меньше на него влияла общественная атмосфера времени, итальянских городов, в которых ему по воле судьбы приходи­лось подолгу пребывать всю вторую половину жизни.

А первую он провел в Авиньоне — городе на юге Франции, где и встретил Лауру, ставшую его единственной музой и геро­иней сонетов.

В 1354—1366 гг. Петрарка был занят созданием трактата «О средствах против превратностей судьбы», ставшего одной из самых популярных книг в последующие три века. Трактат на­писан на латинском языке, как и всё у Петрарки, кроме соне­тов. Он разделен на две книги. В первой идут диалоги между Разумом и Радостью или Разумом и Надеждой, во второй — между Разумом и Страхом или Разумом и Скорбью. Эти вымыш­ленные персонажи были заимствованы у античных философов. Диалоги весьма схематичны: как правило, «Радость» или «Скорбь» бросают короткую реплику, а «Разум» простран­но высказывается по ее поводу.

Диалоги позволяют понять, как происходило становление гу­манистических взглядов на природу человека, его духовные и физические свойства, добродетели, достоинство. Они содержат также материал о рождении гуманистического понимания сла­вы, благородства, об отношении к античности.

В одном ряду с Петраркой стоят Данте Алигьери («Божественная комедия»), Боккаччо Джованни ( «Декамерон»). [ Девятайкина Н.И. - Мировоззрение Петрарки: Этические взгляды. Саратов, 1988; Хлодовский Р.И. - Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. М., 1974; Баткин Л.М. - Данте и его время. Поэт и политика. М., 1965; Хлодовский Р.И. - «Декамерон». М., 1982]

XV-XVII вв. в Италии – это период расцвета и упадка культуры Возрождения. Представление об итальянском Возрождении как эпохе, знаменующей начало Нового времени, было впервые отчётливо сформулировано в знаменитом труде швейцарского историка Я.Буркхардта "Культура Италии в эпоху Возрождения" (1860). В основе концепции Буркхардта лежа­ли идеи резкого разрыва ренессансной культуры со средневе­ковой, зарождения в ней индивидуалистического сознания, пробуждения интереса к материальному миру и природе, от­крытия античного культурного наследия. На протяжении мно­гих десятилетий эта концепция доминировала в историографии, в том числе и марксистской, особо подчеркивавшей револю­ционный и прогрессивный характер эпохи. В настоящее вре­мя едва ли не все основные положения труда Буркхардта оспа­риваются историками самых разных направлений. Тем не ме­нее "Возрождение" остается широко употребимым термином для обозначения культурных перемен, произошедших в Европе XV — начала XVII вв.

Главным идейным течением, определившим эти культурные перемены, был итальянский гуманизм, который обычно харак­теризуют следующими основными чертами: 1) особым внима­нием к человеку и различным проявлениям его природы; 2) ве­рой в то, что различные философские и богословские систе­мы и учения заключают в себе единую универсальную истину; 3) признанием достоинства человека и самоценности его зем­ной жизни; 4) стремлением возродить ранее утраченную муд­рость древних. Гуманизм способствовал разрыву с религиозной ортодоксией, развитию критического мышления и увереннос­ти в возможностях человеческого разума. [ Корелин М.С. – Ранний итальянский гуманизм. СПб., 1914; Дживелегов А.К. - Начало итальянского Возрождения. М., 1925; Гуковский М.А. – Итальянское Возрождение. Люб. Изд.; Ревякина Н.В. – Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV – первой половины XV в. М., 1977; Брагина Л.М. – Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков. М., 1977; Баткин Л.М. - Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995 ]

 

Существующие источники, позволяют рассмотреть основной круг вопросовпо культуре итальянского Возрождения, в том числе: итальянский гуманизм и гуманисты; обращённость к античному культурному наследию как одна из важнейших черт гуманистического мировоззрения; человек в со­чинениях итальянских гуманистов; ренессансный индивидуализм; политика в гуманистической мысли Италии; педагогические идеи итальянского Возрождения; интерес к научному знанию.

Жизнеописание Никколо Никколи, которого именуют «Сократом ренессансной Флоренции», (1364—1437), составленное флорентийцем Веспасиано да Бистиччи (1421—1498), рисует яркую картину об­раза жизни и повседневной деятельности итальянского гуманиста XV в., одержимого идеей подражания древним. Этот портрет, в котором нашли олицетворение культурные ус­тремления и идеалы эпохи, представляет собой ценнейший ис­точник по истории итальянского Возрождения. Он дает воз­можность проследить особенности гуманистического отношения к античности, представления гуманистов об идеале благочести­вой жизни, о мирской добродетельности и др.

«Речь о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494) — одно из самых знаменитых сочинений итальянских гуманистов. Написанная как вступи­тельное слово к "900 тезисам по философии, каббалистике, богословию", которое Пико собирался защищать на диспуте в 1487 г., она развивает две главные идеи: особого положения человека в мироздании, дающего ему свободу самоопределения, и исходного единства всех великих философских и религиозных учений. Антропология Пико, обосновывавшая достоинство и свободу человека как творца собственного "Я", оказала огром­ное влияние на гуманистическую мысль ренессансной Италии.

Книга Бальдассаре Кастильоне (1478—1529) «О Придвор­ном», развивающая идеи гуманистической антропологии XV в., также пользовалась большой популярностью у современников. Главная задача сочинения, заимствованная у ан­тичных авторов (Платона, Ксенофонта, Цицерона), писавших об идеальных Государстве, Государе и Ораторе, состояла в том, чтобы "вылепить словами совершенного Придворного". По Кастильоне, однако, совершенство человека достигается не приобщением его к каким-то надличным нормам, как это счи­тала античная традиция. В рассуждениях о "Грации" он заяв­ляет, что Придворный сам должен выбирать образцы для под­ражания и таким образом явиться самостоятельным создателем собственного "Я".

Богатый материал об основных принципах гуманистической педагогики содержится в трактате "О воспитании детей" (1450) поэта-гуманиста Энеа Сильвио Пикколомини (1405—1464), из­бранного в 1458 г. римским папой Пием II. Ос­нову содержания трактата составляют рассуждения о природных задатках человека и роли учителя в обучении и воспитании ре­бенка. Пикколомини подробно останавливается также на различных сторонах процесса воспитания (телесного, интеллекту­ального, нравственного), опираясь в своих рекомендациях на античные авторитеты.

Знаменитое сочинение Никколо Макиавелли (1469—1527) «Государь» даёт возможность составить представление об основных вопросах политической теории великого флорентий­ца. "Рецепты" Макиавелли по укреплению государственной власти на протяжении столетий вызывали споры и в историо­графии, и в широком общественном мнении, породив поня­тие "макиавеллизм" — синоним моральной беспринципности в политике. Но здесь большую роль играли конкретные исто­рические обстоятельства, в которых это сочинение появилось.

Новое отношение к науке и опытному знанию в Италии эпо­хи Возрождения представлено в сочинениях Леонардо да Винчи (1452—1519), Джордано Бруно (1548— 1600) и Галилео Галилея (1564—1642).

Личность Леонардо да Винчи, величайшего художника эпо­хи, поражает своей разносторонностью. Помимо знаменитых произведений искусства он оставил также труды по механике, аэродинамике, фортификации, философии. Леонардо — уче­ный и гуманист, будучи убежден в безграничных возможнос­тях человека, считал, что опыт является началом всякого зна­ния, что механика — важнейшая из всех наук, и что законы математики применимы к познанию всего окружающего мира. Его "Записные книжки" позволяют проследить новое ренессансное отношение к науке и к возможностям человеческого разума в целом.

Итальянский философ-пантеист, астроном и математик Джордано Бруно, погибший на костре инквизиции, известен прежде всего своими теориями бесконечной вселенной и мно­жественности миров. Одно из главных его сочине­ний «О бесконечности, вселенной и мирах» даёт представление о ключевых идеях и характере ар­гументации ученого.

«Отречение» итальянского математика, физика и астронома Гагилео Галилея, впервые доказавшего с использованием телескопа, что Земля вращается вокруг Солнца, представляет собой яркое свидетельство той борьбы, в которой утверждалось новое научное знание в условиях контрреформационной Европе.

Нельзя не упомянуть такие сочинения, как «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари; «Жизнь Бонвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции» Бенвенуто Челлини; «Город солнца» Томмазо Кампанеллы (XVI в.). [ Рутенбург В.И. – Титаны Возрождения. Люб. изд.; Штекли А.Э. - «Город солнца»: утопия и наука. М., 1978; Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М., 1978; Лосев А.Ф. – Эстетика Возрождения. М., 1978; Чиколини Л.С. – Социальная утопия в Италии. XVI – начало XVII в. М., 1980; Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989]

 

Зарождавшиеся в немецких городах раннебуржуазные отношения создали благоприятные условия для возникновения и развития гуманистического движения, которому принадлежит важное место в идейной подготовке общественного подъёма эпохи Реформации.

Одним из первых, кто отразил духовную атмосферу пред-реформационной Германии, был Себастиан Брант. Его книга «Корабль дураков» (1494) представляет собой собрание сатир, где поэт выступает обличителем пороков немецкого общества и человеческой глупости. С.Бранта удручала государственная раздробленность Германии, в которой хозяйничали князья, он был уверен, что мир, погрязший во зле, нуждается в обнов­лении.

Эразм Роттердамский (1466 — 1536) обладал наиболее ши­рокой и устойчивой славой среди современников-гуманистов. Ему были присущи необычайная емкость таланта, способность охватить в творчестве самые характерные тенденции интеллек­туальной культуры своего времени, особенности стиля мышле­ния и жизненных принципов эпохи. Творчески переработав достижения гуманистической мысли XV в., Эразм стал одним из крупнейших гуманистов эпохи Возрождения, властителем дум образованного общества в пору наивысшего расцвета ренессансной культуры и кануна Реформации.

Из произведений Эразма наибольшей известностью пользуется ироническая «Похвала Глупости» — шедевр сатирического жан­ра, опубликованный в 1509 г. Жанр "Похвалы" как шуточной декламации о каком-либо отнюдь не достойном восхваления предмете восходит к традициям поздней античнос­ти и широко использовался гуманистами. Поистине счастливой находкой Эразма была "похвала глупости", да еще произноси­мая самой же Глупостью. Такая композиция, имеющая в цент­ре столь обобщенный и многозначительный образ, открывала са­мый широкий простор для бича сатиры. «Похвала Глупости» — язвительная сатира почти на все сословия и институты средне­вековой Европы, особенно католической церкви. Она позволяет выяснить, почему именно против католического клира, церкви и монашества направлено острие сатиры гума­ниста? За что и каким образом Эразм критикует богословов и монахов, епископов, кардиналов и пап? В чем автор видел причины всех общественных пороков? Важное место занимают предложения гуманиста по преоб­разованию церкви.

Заметную роль в гуманистическом движении Германии в на­чале XVI века играл кружок радикальных гуманистов при Эрфуртском университете, руководимый Муцианом Руфом из Готы, членами которого были такие видные гуманисты, как Ульрих фон Гуттен, Эобан Гесс, Крот Рубиан. В 1515 г. кружок вы­пустил «Письма темных людей» — остроумно и талантливо со­ставленную сатиру. Главным нападкам в ней подвергаются кёльнские учёные-богословы — доминиканцы, выступавшие против знаменитого немецкого гуманиста Рейхлина (1455—1522).

Особое место среди немецких гуманистов принадлежит Ульриху фон Гуттену (1488 — 1523). Сын мелкого франконского рыцаря, сам рыцарь, странствующийпоэт, он относился к младшему поколению гуманистов Германии, отличавшихся во­инственным настроением в борьбе с общественными непоряд­ками, в нападках на римскую курию и католическую церковь, на князей, вельмож и купцов. Яркий тому пример — сочине­ние Ульриха фон Гуттена «Римская триада», по­явившееся в 1520 г. “Три вещи не позволили поумнеть Германии: беспечность князей, незнание наук и суеверие народа. Тремя вещами подчиняет себе Рим всё: насилием, хитростью и лицемерием…”. [ Пуришев Б.И. – Очерки немецкой литературы XV-XVII вв. М.,1955; Володарский В.М. - Социально-политические взгляды Ульриха фон Гуттена. М., 1964;Смирин М.М. – Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии М., 1978; Немилов А.Н. Немецкие гуманисты XV в. Л., 1979; - Эразм Роттердамский и его время. М., 1989; Стам С.М. – Средние века: город, ереси, Возрождение, Реформация. Саратов, 1998]

 

Период с конца XV в. – по первую половину XVI в. был временем становления ренессансной культуры на английской почве, когда носительницей гуманистических идей выступала преимущественно университетская и при­дворная элита. Вторая половина XVI в. "Елизаветинская эпо­ха" — время наивысшего расцвета культуры английского Ренес­санса. Рубеж XVI—XVII вв. – начало ее внутреннего кризиса и упадка.

Подъем английской культуры в XVI в. был связан с разви­тием образования. Новые тенденции легче пролагали себе до­рогу в сфере элитарного частного образования, переживавше­го переворот, связанный с изменением в XVI в. социальной роли дворянства, все чаще готовившего себя не к рыцарским подвигам, а к придворной или государственной карьере. Но прогрессивные сдвиги затронули также и университетское об­разование. В начале XVI в. духовные искания английской ин­теллектуальной элиты определял Оксфорд, где сложился кру­жок гуманистов. Сам Эразм Роттердамский, посетивший в на­чале века Англию, был восхищен, встретив здесь наяву прообраз своей "Республики ученых". Дружба с главой кружка, Джоном Колетом, и с Томасом Мором способствовала станов­лению эразмовой "философии Христа". В начале XVI в. признанным авторитетом в среде английских гуманис­тов становится Томас Мор (1478—1535). Вся система его фи­лософских, этических и политических представлений нашла от­ражение в книге, законченной в 1516 г. — «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наи­лучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».

Опираясь на собственную практику юриста и парламентария, знание социальных бедствий страны, Мор пришел к выводу, что современное государство не выполняет функции храните­ля общественного блага. В «Утопии» он изобразил свой иде­ал общественного устройства на фантастическом острове, рас­положенном где-то на западе, в океане. Общество его Утопии базируется на справедливости, принципе "общего владения все­ми вещами" и всеобщности труда, что обеспечивает достаток, гармонию и счастье для всех. При этом труд в Утопии не об­ременителен, остальное же время отдано духовной жизни — занятиям наукой, искусством, развлечениями. Разум делает утопийцев умеренными в потреблении, однако равенство у них не является примитивным уравнительством. В распределении должностей, почестей и особых привилегий соблюдается прин­цип справедливости и пропорциональности заслугам перед об­ществом. Самые способные к наукам освобождаются от обяза­тельного физического труда. Таким образом, утопийское об­щество не стремится к унификации всего и вся и поощряет ин­дивидуальность.

То, как Мор решает конфессиональный вопрос в своем иде­альном государстве, ставит его в ряд самых выдающихся мыс­лителей эпохи, раздираемой религиозными столкновениями. Он проповедует веротерпимость: на острове Утопия множество религий, но они мирно уживаются и никто не стремится к на­сильственному утверждению своей веры.

«Утопия» вместила в себя широкий спектр философских ис­каний европейских гуманистов и отразила стремление интеллек­туальной и социальной силы занять в обществе новое место и переустроить его на тех этических принципах, которые она ис­поведовала.

Собственная жизнь и политическая карьера Мора были пре­красным воплощением его этического идеала гражданственно­сти: он был честным юристом; избранный в парламент, вы­ступил с критикой правительства. Благо сограждан было его целью и на посту канцлера, который ему пожаловал Генрих VIII. Несмотря на светский характер своего мировоззре­ния, Мор выступил решительным противником королевской Реформации и был обезглавлен в 1535 г. [ Мортон А.Л. – Английская утопия. М., 1956; Осиновский И.Н. – Томас Мор. М., 1974; Он же – Томас Мор: утопический коммунизм, гуманизм, реформация. М., 1985; Кудрявцев О.Ф. – Ренессансный гуманизм и «Утопия». М., 1991 ]

Особая прелесть Елизаветинского века заключалась во вкусе к языку, который ощутили современники. Деятели этой эпохи, прекрасно знавшие латынь и европейские языки, стремились говорить на столь же изысканном, как золотая латынь, англий­ском. Среди ведущих жанров английской литературы XVI в., безусловно, господствовали два: поэзия и драма. Английская поэзия бурно расцвела с приходом в литературу Филиппа Сидни (1554—1586). Аристократ по рождению, выпускник Оксфорда, готовясь к дипломатическому поприщу, он три года провел во Франции, где сблизился с литераторами — протестантами. Пережив в Париже Варфоломеевскую ночь, Сидни горел же­ланием сражаться за дело протестантизма, но, поскольку ко­ролева не разделяла его точку зрения, он удалился на время в свои поместья, где неожиданно раскрылся его поэтический та­лант. В сельской тиши Сидни создал цикл сонетов, и после того, как Елизавета милостиво приняла посвященную ей пас­тораль "Майская королева", Сидни сделался в глазах современ­ников английским воплощением "совершенного придворного", сочетая аристократизм, образованность, доблесть и поэтичес­кий дар. Отправившись воевать в Нидерланды, он был смер­тельно ранен и, умирая, совершил благородный жест: уступил флягу с водой простому солдату. Трагическая гибель протестант­ского героя сделала его английской национальной легендой. Он же стал первым из елизаветинцев, чьи стихи перевели на дру­гие европейские языки. Филипп Сидни выступил как серьез­ный теоретик литературы и искусства в трактате «Защита поэзии» — эстетическом манифесте его кружка, написанном в от­вет на пуританские памфлеты, осуждавшие "легкомысленную поэзию". По мнению автора, цель всех наук, рав­но как и творчества, заключается "в познании сущности чело­века, этической и политической, с последующим воздействи­ем на него". Поэт в его глазах вырастал в соавтора и даже со­перника природы. Мысли Сидни о предназначении поэзии были восприняты лучшими литераторами той поры: Э. Спен­сером, Б. Джонсоном, У. Шекспиром. [ Дмитриева О.В. – Культура Англии в конце XV – начале XVII в. / Культура Западной Европы в эпоху Возрождения. М., 1996]

Иностранцы, попадавшие в Англию во второй половине XVI в., были поражены интенсивностью местной театральной жизни и невероятным энтузиазмом публики. В Елизаветинскую эпо­ху впервые возникают настоящие театральные здания. Одно из них так и называлось "Театр", другое — "Лебедь", третье — "Глобус" и т. д. К началу XVII в. в Лондоне было около 20 театров, каждый из которых вмещал до полутора тысяч зрителей. В них ставили пьесы знаменитых драматургов, таких, как Р. Грин, Кр. Марло. Но, как провозглашал со сцены театра "Глобус" популярный комик Кемп, "наш товарищ Уил Шекспир уложил их на обе лопатки". Уильям Шекспир (1564—1616) происходил из семьи зажиточного горожанина. Около 1585 г. он круто изменил свою судьбу: покинул дом, троих детей и отправился в Лондон, где примкнул к комеди­антам. Точное количество созданных им пьес невозможно определить. Шекспироведы выделили так называемый канон из 37 пьес, принадлежащих его перу, и предложили вероятные датировки их создания.

В так называемый первый период творчества он написал ряд искрометных лирических комедий — "Сон в летнюю ночь", "Много шума из ничего", "Виндзорские проказницы", про­никнутых ренессансным оптимизмом, прославляющих радости жизни и любви. Одновременно с этим он пробовал себя в жан­ре классической трагедии ("Юлий Цезарь"). В период патриотического подъема 1590-х гг. Шекспир заста­вил английского зрителя погрузиться в собственную историю, создавая одну за другой исторические хроники ("Генрих VI", "Ричард II", "Ричард III" и др.), раскрывающие то самые мрачные и трагические, то славные и волнующие страницы прошлого Англии. Завершает первый период творчества Шекс­пира трагедия "Ромео и Джульетта" — свидетельство подлин­ного расцвета его гения — гимн любви, противостоящей услов­ностям и предрассудкам общества. На рубеже XVI—XVII вв. мироощущение Шекспира, как и многих елизаветинцев, изме­нилось, окрасилось в более мрачные тона. Закат "золотого века" Елизаветы, на смену которому шел новый — "желез­ный", породил пессимистический взгляд на общество, пере­живающее моральную деградацию, на самого человека, одер­жимого пороками и страстями и не способного достичь гармо­нии с окружающим миром. В это время (1601—1607) драма­тург создал замечательные трагедии, исполненные глубокого фи­лософского смысла и размышлений о сущности человека и проти­востоянии добра и зла в мире, — "Гамлет", "Отелло", "Король Лир", "Антоний и Клеопатра", "Кориолан". Ве­ликолепное понимание психологии позволило Шекспиру про­демонстрировать зрителю настоящую анатомию человеческих страстей. Он видел трагедию своих персонажей не в преврат­ностях судьбы или кознях злодеев, а в собственных ошибках людей. Разум, обуздывающий страсти, — гарантия внутренней гармонии и счастья человека. Призыв к разумному индивиду­ализму, когда высвобождение человеческих сил и раскрепоще­ние личности не будет причиной конфликта с окружающими — вот этический идеал Шекспира. В последние годы его жизни (1602—1612) тональность его произведений снова измени­лась, что до некоторой степени определялось перемещением его труппы из общедоступного "Глобуса" в част­ный театр, облюбованный более утонченной публикой, кото­рой он адресовал свои романтические драмы-сказки: "Буря", "Зимняя сказка". В них Шекспир не изменя­ет мечте о гармоничном прекрасном человеке, венце природы, который станет управлять миром, но с оттенком щемящей гру­сти признает ее утопичность: только силами магических чар уда­ется заставить раскаяться злодеев, вознаградить добродетель и увенчать пьесу триумфом любви.

В творчестве Шекспира воплотились лучшие особенности елизаветинской драмы: реализм и психологизм, интеллектуаль­ная глубина и проповедь гуманистических этических идеалов. [ Аникст А.А. – Творчество Шекспира. М., 1963; Барг М.А. – Шекспир и история. М., 1076; Сапрыкин Ю.М. – От Чосера до Шекспира: этические и политические идеи в Англии. М., 1985 ]

В философских исканиях начала XVII в. человеческая лич­ность постепенно перестает быть главным объектом интереса и ей отводится более скромное место лишь одного из звеньев во "всеобщей цепи мироздания". Успехи естественных наук, культ опытного знания, представление о том, что природа и чело­вечество развиваются по одним и тем же законам, отразились в новых теориях общественного развития. Наиболее ярко эти тенденции воплотились в творчестве Фрэнсиса Бэкона (1561— 1626), которого называют ярчайшей фигурой английского Ре­нессанса и в то же время основоположником натурфилософии Нового времени. Сын высокопоставленного государственного деятеля, выпускник Кембриджа, он начал свою карьеру как юрист, в правление Елизаветы 1 выполнял дипломатические поручения, избирался в парламент. При ЯковеI Бэкон стал канц­лером Англии. Свои размышления о современном ему обществе, мо­рали, религии и политике Ф. Бэкон облек в форму философ­ских эссе — "Опыты и наставления нравственные и политичес­кие" (1597). "Опыты" отражают его этические воззрения, основывающиеся на идеалах гуманистического ин­дивидуализма, вере в человека и в его способность противосто­ять Фортуне, отлившиеся в формулу "человек — хозяин своей судьбы". Бэкон полагал, что управлять обществом можно лишь основываясь на соединении всех наук о нем в высшую "гражданскую науку", включающую и историческую память, и ра­циональные законы, и социальный опыт. Этика и социология Бэкона тесно связаны с новым осмыслением задач, стоящих перед наукой. Он провозглашал целью человеческого знания преобразование мира и обретение человеком власти над приро­дой. Бэкон облек свою мечту в форму утопического романа "Новая Атлантида". На его идеальном острове царит дом Соломона — храм знаний и лаборатория новых от­крытий, восторженно описываемых Бэконом, предвосхитившим многие достижения будущего: использование солнечной энер­гии, селекция животных и растений, оживление людей и кон­сервация их органов для лечения, создание невиданных меха­низмов от микроскопа до подводной лодки и летательных ап­паратов. Активная преобразующая роль науки, по мнению Бэ­кона, могла быть осуществлена лишь при условии отказа от традиционных философских схем и методологии. Уче­ный должен идти от ощущений и частностей к общим аксио­мам через ряд этапов: собирание материала, наблюдение и изу­чение различных свойств вещей и природы — "рассечение и анатомирование мира", затем постановка научных эксперимен­тов, рациональный анализ их результатов, лишь обобщив ко­торые, ученый мог сделать окончательные выводы. Этот метод Бэкон предлагал в качестве универсального для любых наук. [ Михаленко Ю.П. Бэкон и его учение. М., 1975; Лейст О.Э Вопросы государства и права в трудах социалистов-утопистов. М., 1966]

Эдуард Херберт (1581/82?—1648) — известный английский философ и поэт. Расцвет придворной карьеры выходца из небогатого рода , одного из самых образованных джентльменов двора пришелся на царство­вание Якова I (1603—1625).

«Жизнеописание Эдуарда лорда Херберта, написанного им самим» осталось незаконченным. Впервые оно было опубликовано в 1764 г. Значительная часть «Жизнеописания» посвящена воспитанию совершенного джентльмена, которое, по мнению автора, должно включать: классические и современные языки, естественнонаучные дисциплины ( в особенности медицину и анатомию), этику и теологию, а также – занятия спортом, военными искусствами, музыкой и танцами.

 

Французское Возрождение испытало сильное влияние культуры Аппенинского полуострова – сперва через Авиньонский папский двор, позже – благодаря Итальянским походам, имевшим одним из своих следствий знакомство французов с итальянским искусством, многочисленным переводам, приезду итальянских мастеров во Францию. Кроме того, эпоха Возрождения во Франции, как и в других западноевропейских странах, стала временем включения в арсенал общества большого количества неизвестных ранее образцов античных искусства, литературы и философии и переосмысления известных.Однаков формиро­вании французской культуры этой поры сыграли первостепен­ную роль национальная традиция, потребности французской монархии и определявший конъюнктуру в литературе и искус­стве заказ короны, предреформационные течения и реформа­ция, привнесшие свою специфическую проблематику, граждан­ские войны, вызвавшие расцвет публицистического жанра и по­ставившие ряд проблем, ставших предметом рефлексии фран­цузского общества.

Эпоха Возрождения была временем оформления националь­ной литературы, литературного языка. Самой значительной фигурой французской возрожденческой литературы является Франсуа Рабле. Франсуа Рабле (1483—1553) прожил бурную жизнь. Выходециз судейской среды, он стал сначала монахом францисканского, позже — бенедиктинского монастыря. С 1527 г. учился на медицинском факультете Парижского универ­ситета, где получил степень бакалавра, преподавал медицину в Монпелье, в 1532 г. переехал в Лион, где занимался вра­чебной практикой. В 1532 г. им был опубликован роман "Гаргантюа", вскоре осужденный Сорбонной, через два года — "Пантагрюэль". Вернувшись из поездки в Рим, где папа Павел III отпустил ему грехи, Рабле переходит на службу к Франциску I и в 1546 г. издает третью книгу рома­на, в 1552 г. — четвертую, посмертно была издана пятая книга.

Крупнейшим явлением национальной поэзии стало творче­ство поэтов "Плеяды" во главе с Жоашен дю Белле (1522—1560) и Пьер де Ронсар (1524—1585). В манифесте "Защита и прославление француз­ского языка", написанном в 1549 г., дю Белле высказал свое мнение о тех критериях, которые он предлагал взять в основу поэтического творчества. Во-первых, он выдвигает принцип ученого поэта. Во-вторых, он настаивает на возврате к антич­ности — тезис, общий для культуры Возрождения. С другой стороны, по его мнению, "лучше естественность без доктри­ны, чем доктрина без естественности", и без "божественного вдохновения" "всякая доктрина будет недостаточна и бесполез­на". Развитием принципа "естественности" стало творчество "Плеяды" в 50-е гг. XVI в., представленные сборниками Ронсаром "Книжка Шалостей" (1553), "Роща" (1554) и "Смесь" (1555).

Идеал образованного монарха как выражение универсально­сти ренессансной личности — идея, общая для эпохи Возрож­дения. Она содержится в стихотворе­нии Ронсара "Наставление к возведению христианнейшего мо­нарха Карла IX в королевское достоинство", со­зданного в период, когда он становится в значительной степени придворным поэтом (1560—1572).

Мишель де Монтень (1533—1592) — один из крупней­ших представителей этической мысли эпохи Возрождения. Вы­ходец из анноблированной семьи (дед Монтеня купил дворян­ство), Монтень окончил Тулузский университет, исполнял долж­ность советника Налоговой палаты в Перигоре, потом — пар­ламента Бордо. В 1570 г. Монтень удалился от дел в родовой замок, где были задуманы "Опыты", первые две книги которых были изданы в 1580 г. Однако в 1582 г. он был вынужден вер­нуться к общественным делам. В разгар религиозных войн Мон­тень был избран на должность мэра Бордо, в которой пребывал до 1586 г. "Опыты" были закончены в 1588 г.

Одной из важнейших проблем, поставленных "Опытами", является проблема противоречия между личностью и обще­ством, их взаимозависимости, самопознания личности, проблема существования человека в обществе.

Маргарита, королева Наваррская, родная сестра французского короля Франциска I, родилась в 1492 г. В 1509 г. она стала женой Карла, герцога Алансонского, а в 1527 г. вто­рично вышла замуж за Генриха д'Альбре, короля Наварры. Маргарита Наваррская внесла свою лепту в развитие француз­ской культуры и как покровительница деятелей французского Возрождения, и как автор нескольких произведений. К ней были близки поэт Клеман Маро, книгоиздатель и поэт Этьен Доле, ученый-богослов Лефевр д'Этапль; Рабле посвятил ей третью книгу "Гаргантюа и Пантагрюэля".

"Гептамерон" — подражание "Декамерону" Боккаччо, был написан ею между 1542 и 1547 гг. Структура книги аналогич­на "Декамерону". Это восемь циклов новелл, рассказанных в отрезанном от мира обществе, состоящем из светских молодых людей и дам. Каждый цикл соответствует одному дню и вклю­чает в себя несколько новелл, представляемых по очереди ге­роями романа. Эти циклы вставлены в более общее повество­вание о приключениях героев. Основная тема "Гептамерона" — любовь, трактуемая как путь восхож­дения души к Богу и демон­стрирующая евангелические взгляды автора. [ Бахтин М.М. – Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965; Виппер Ю.Б. – История Плеяды. М., 1976; Эльфонд И.Я. Тираноборцы. Из истории французской политической мысли XVI в. Саратов, 1991]

 

Своеобразию испанской культуры способствовали несколько обстоятельств. Это прежде всего объединение Испании и завершение в 1492 г. Реконкисты. С конца XV в. Испания проводила активную внешнюю политику; её завоевания в Италии, а также наследование испанской коро­ны монархами династии Габсбургов способствовали не только резкому усилению влияния Испании в европейских делах, но и широким культурным контактам страны с Италией, Герма­нией и Нидерландами. В то же время открытие и конкиста Америки сделали Испанию величайшей колониальной державой своего времени, что имело сильное и многостороннее воздей­ствие на испанскую культуру.

Политическое могущество Испании в XVI в. оказалось тес­но связано с ее ведущей ролью в Контрреформации, что су­щественно ограничило культурные связи Испании с теми стра­нами, где получила развитие Реформация. В самой же Испа­нии идеалы Возрождения развивались в обстановке нараставшего религиозного фанатизма, цензуры и инквизиции. Огромное воздействие на развитие культуры оказал упадок Испании — сначала экономический, затем политический и военный — в конце XVI-XVI1 вв.

Первая половина XVII в. стала Золотым веком испанской литературы, театра и живо­писи.

Сочинения середины XVI столетия содержат характерное для гуманистической мысли сравнение достижений античности и современности. Заслуживают внимания сведения о восприятии памятников римской Испании, о высокой оценке гуманистами средневековой испанской архитектуры и искусст­ва, о благоговейном изумлении перед техническими изобрете­ниями, об эволюции испанского книгопечатания.

Анонимный роман "Жизнь Ласарильо с Тормеса", написан­ный в 1625—1626 гг., явился истоком особого литературного жанра — "плутовского романа", который получил широкое распространение не только в Испании, но и в Западной Ев­ропе. Роман повествует о похождениях бойкого мальчугана Ласаро, бродяги и пройдохи поневоле, который, потеряв отца, вынужден зарабатывать себе на пропитание службой у разных хозяев. В этом же духе ро­ман крупнейшего испанского писателя и поэта Франсиско де Кеведо (1580—1645) "История жизни пройдохи по имени дон Паблос". Его неприглядный герой также в целях самосохране­ния вынужден прибегать к плутовству и всяческим изворотам.

Фигура героя-пройдохи (пикаро) взята авторами из социаль­ной действительности этой эпохи. Романы интересны тем, что воспроизводят картину жизни Испании второй половины XVI — начала XVII в. — страны обнищавшего народа, алчного духо­венства, продажного чиновничества и деградирующего дворян­ства. В них отразились ирония и социальный пессимизм, ко­торые с еще большей силой скажутся в бессмертном творении Сервантеса (1547—1616) "Дон Кихот".

"Золотой век" испанского театра, в первую очередь, связан с именем Лопе де Вега (1562—1635), великого драматурга, на­писавшего, как полагают исследователи, более 2000 комедий и драм, из которых до нас дошло 468 произведений. Комедии Лопе де Вега утверждали самоценность человеческой жизни во всех ее проявлениях. Его герои, самостоятельно мыслящие и поступающие согласно разуму и велению сердца, обладают, по словам Лопе, "свободой совести, проявляющейся в независи­мости нрава". [ Петров Д.К. - Очерки бытового театра Лопе де Вега. СПб., 1901; Державин К.Н. – Сервантес: жизнь и творчество. М., 1958; Томашевский Н. - Испанский театр Золотого века. М., 1969; Андреев М.Л. - Рыцарский роман в эпоху Возрождения. М., 1993; Варьяш О.И. – Культура стран Пиренейского полуострова в конце XV – начале XVII в. М., 1999]