Группировка, отбор и оценка идей.

Оценивают каждую из пяти выбранных идей по пятибалльной шкале, руководствуясь тем, насколько идея удовлетворяет заданным критериям. И окончании этой работы сложите баллы для каждой идеи из «Топ-5».

Идея, получившая наибольший интегрированный балл, наилучшим образом решает проблему. Однако вам следует сохранить оценки и по остальным идеям из «Топ-5» на случай, если признанная лучшей идея на практике окажется нереализуемой.

Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

Одним из продолжений метода мозгового штурма является метод синектики.

Метод синектики

Метод был предложен Гордоном в 1952 году и развивался компанией «Синектисинкорпорейтед». Метод синектики заключается в следующем. Вначале участников коллективного поиска решения знакомят с механизмами творчества. Метод синектики можно назвать методом аналогии с предметами и физическими явлениями и веществами неживой природы также позволяет различные задачи.

В процессе применения метода синектики большое внимание уделяется использованию метода аналогий. Аналогия используется в самых различных видах: как личная (эмпатия), прямая, фантастическая и символическая. Символическая аналогия, например, приняла форму конкретного приема определенного поиска названия, характеризующего в парадоксальной форме определенное понятие.

Древнейшей группой методов аналогии является группа методов аналогии с природой. Природа была учителем изобретателя. Первые орудия труда человек находил непосредственно в природе. Потом он стал познавать свойства объектов природы и использовать их для удовлетворения своих потребностей.

Методы эвристической аналогии основываются на естественном стремлении человека к подражанию.

Метод инверсии.

Метод «инверсии» (перестановки слагаемых) в творческой деятельности позволяет преодолевать тупиковые ситуации за счет изменения угла зрения на объект (школа рассматривается не с позиций ученика или учителя, а с точки зрения службы контроля, ремонтника, вора); за счет смены творческой установки и т.д. Свежий взгляд на предмет, подсказав не замечавшийся ранее вариант решения творческой задачи, позволит увидеть в уже отвергнутом предложении неиспользованные резервы. Метод инверсии (обращения) ориентирован на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях. Нередко метод инверсии нами применялся как частный прием в различных творческих заданиях. ДЖ. Джонсон характеризует его следующим образом: «Если некоторый объект обычно рассматривают снаружи, то применение метода инверсии означает, что теперь он будет исследован изнутри. Если в рассматриваемом устройстве некоторая деталь всегда распечаталась вертикально, то инверсия означает, что ее переворачивают вверх дном, ставят в горизонтальное положение или помещают под некоторым углом. Если одна часть системы движется, а другая неподвижная, то инверсия означает, что эти части меняются местами».

Метод гиперболизации и агглютинации.

Агглютинация – соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, элементов действительности. (Кентавр, птица Феникс…)

Гиперболизация – значительное преувеличение или преуменьшение свойств реальных объектов. (карлик НОС, Гулливер, Дюймовочка…)

Метод агглютинации и гиперболизации осуществляется путем присоединения к основному творческому объекту другого с преувеличением или преуменьшением свойств реальных объектов, который может и не иметь самостоятельного значения, причем присоединение может осуществляться без изменения конструкции соединяемых объектов и быть временным.

Пример занятия №1 для детей младшего школьного возраста:

Тема: «Самый, самый»

Цель: Развитие умений преобразовывать, трансфомировать, реконструировать, переносить свойства одних объектов на другие, познакомить с величайшим богатством казахской народной культуры – сказками; развивать интерес к казахским сказкам; воспитывать желание читать их, самостоятельно сочинять новые сказки с мудрыми мыслями.

Материал:набор цветной бумаги, карандаши, кисти, краски, книга Гиннеса

Методика проведения занятий: Детям читаются примеры из книги Гиннеса. Затем, детям предлагается придумать:

Самое длинное слово;

Самое малое число;

Изобразить самого необычного инопланетянина с большой головой или малыми ногами; горячий снег, вершину пропасти, объем пустоты, сладкую соль, черный свет, бегающее дерево, летающего медведя, мяукающую собаку.

Метод неожиданных и нестереотипных аналогий.

Высоких результатов творческой деятельности, особенно на этапе генерирования творческих идей, можно добиться в ходе поиска все новых и новых ассоциаций, которые в итоге могут натолкнуть на продуктивные идеи решения задачи. Замечено, что в процессе зарождения ассоциаций выявляются новые взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира на основе прежнего опыта творческой деятельности участников коллективного решения творческой задачи. Из новых ассоциативных связей возникают творческие идеи решения проблемы. Важно, чтобы каждый член группы участвовал в обсуждении и предлагал свою ассоциацию или понятие, которые могут послужить основой установления новых ассоциативных связей в процессе генерирования новых идей.

При построении аналога иногда продуктивен такой прием, как гиперболизация – значительное увеличение или, наоборот, уменьшение масштабов объекта или его частей. Иными словами, в основе метода эмпатии (личной аналогии) лежит принцип замещения исследуемого объекта, процесса другим. Таким образом, метод эмпатии опирается на отождествление субъекта творческой деятельности с объектом и предметом творческой деятельности, на переосмысление функций изучаемого предмета посредством «вживания» в образ. Метод эмпатии предполагает способность к фантазии. Создание фантастических образов разрушает «барьеры здравого смысла» и может натолкнуть на оригинальные идеи. Преподаватель просит:

Составь образ.

- создайте героя, наделите его эмоциями, мышлением;

Придумай и изобрази образ сказочного персонажа, наиболее подходящий внутреннему чувству способа выражения: рисуночный, музыкальный, словесный с помощью соответствующих этому образу средств.

- составь миф с участием этого героя;

Эмпатия. Мысленно проживите объект и этапы его развития (представь себя в образе батыров и др.) и опишите свои чувства.

Жанры текста. Создайте словесный продукт в различных формах и жанрах: интервью, реклама, деловые диалоги и т.п. Составьте миф, придумайте поговорку, пословицу, рифму. Сочините стихотворение, сюжет, роль, песню, очерк, трактат и т.д..

Сочинение. Сочините художественно-творческие произведения: рассказы, сказки, поэмы, детективные рассказы, пьесы и т.д.

Составление. Составить кроссворд, игру, викторину, сценарий спектакля. Подготовить свое задание для других учеников, сборник задач, программу концерта и т.д.

Изготовление. Подготовить модель, поделку, макет. Выпустить газету, журнал. Построить сказочный дворец и т.д.

При применении этого метода весьма плодотворна личная аналогия в решении творческой задачи, связанной с объектом творчества, процессом, некоторой системой: объекту приписывают чувства, эмоции самого человека.