Эвристическое обучение

Эвристическое обучение, способствующее развитию самостоятельности учащихся, открытию истины путем собственных размышлений и исследований. Эвристическое обучение ( от греч. «эврика» — нахожу, открываю) — это обучение, при котором учитель не сообщает готовых знаний, а, опираясь на имеющиеся у учащихся знания, практический опыт и наблюдения подводит их к пониманию и более самостоятельному усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов. Впервые учение об эвристических методах разработано и введено в практику Сократом, и вошло в историю под названием «сократическая беседа». Она получила название майевтика (греч.– акушерское, повивальное искусство) – один из приемов установления истины в беседе или споре.

Много внимания вопросам методологии науки и самой эвристики уделял французский математик Анри Пуанкаре (1854-1912). Большое значение А. Пуанкаре придавал внезапному научному прозрению. Его поражал характер прозрения, с несомненностью свидетельствующий о долгой предварительной бессознательной работе.

С 70-х годов 20-го века начата разработка направления эвристического обучения: Л.И.Ланда, Ю.К.Кумоткин, В.И.Андреев, А.В. Хуторской и другие).

Особенности эвристического обучения по сравнению с проблемным: эвристические вопросы стимулируют развитие творческого мышления личности, эвристические предпосылки способствуют эффективности учебной и исследовательской деятельности учащихся, развитию их методологической культуры в решении творческих задач, развития критического мышления, эмпатии, творческого воображения, творческой рефлексии, личностного творческого потенциала.

Эвристические методы обучения:

1. метод эвристического диалога Сократа;

2. метод морфологического анализа;

3. мозговой штурм;

4. метод инверсии;

5. метод гиперболизации и агглютинации (агглютинация – соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, элементов действительности. (Кентавр, птица Феникс…); гиперболизация – значительное преувеличение или преуменьшение свойств реальных объектов. (карлик НОС, Гулливер, Дюймовочка…));

6. метод неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций в творчестве (антропоморфизм – уподобление человеку);

7. метод синектики.

Эвристические вопросы

СОВЕТЫ НАВОДЯЩИЕ ВОПРОСЫ
Понимание постановки творческой задачи
Нужно ясно понять задачу Что неизвестно? Что дано? В чем состоит условие? Возможно ли удовлетворить условию? Достаточно ли условие для определения неизвестного? Или чрезмерно? Или противоречиво? Сделайте чертеж. Введите подходящие обозначения. Разделите условие на части. Постарайтесь их записать.
Составление плана решения
Нужно найти связь между данными и неизвестными. Если не удастся сразу обнаружить эту связь, возможно, полезно будет рассмотреть вспомогательные задачи. В конечном счете, необходимо прийти к плану решения Не встречалась ли раньше эта задача, хотя бы в несколько другой форме? Известна ли какая-нибудь родственная задача? Не знаете ли вы теоремы, которая могла бы оказаться полезной? Рассмотрите неизвестное! И постарайтесь вспомнить знакомую задачу с подобным неизвестным. Вот задача родственная и уже решённая. Нельзя ли ею воспользоваться? Нельзя ли применить её результат? Нельзя ли использовать метод её решения? Нельзя ли иначе сформулировать задачу? Ещё иначе? Вернитесь к определениям. Если не удаётся решить данную задачу, попытайтесь сначала решить сходную. Нельзя ли придумать более доступную сходную задачу? Более общую? Более частную? Аналогичную задачу? Нельзя ли решить часть задачи? Нельзя ли извлечь что-либо полезное из данных? Нельзя ли изменить неизвестное, или данные, или, если необходимо и то, и другое так, чтобы новое неизвестное и новые данные оказались ближе друг к другу? Все ли использованы данные? Все ли условия?
Осуществление плана
Нужно осуществить план решения Вы предприняли правильный шаг? Сумеете это доказать?

 

Вместе с тем вопросы типа: Как? Почему? Что из этого следует? Каким способом еще можно решить эту задачу? Эвристические вопросы создают затруднения, задают новую стратегию творческого поиска, стимулируют эвристические функции мышления (см. таблицу 1).

Т а б л и ц а 1

Систематика эвристических вопросов, стимулирующих овладение знаниями, развивающих умения и творческие способности учащихся

Типы эвристических вопросов Дидактические цели
Какова главная идея? В чем суть? Кто, где, когда, что? Дайте определение... Сформулируйте теорему... Углубление, расширение знаний
Опишите... Перескажите... Объясните... Как использовать? Какая разница? Приведите примеры... Обобщите... Систематизируйте... Классифицируй... Развитие умений
Как решить другим способом? В чем причины? Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите контраргументы? В чем недостатки? Ваш прогноз? Найдите ошибки... Развитие творческих способностей, критического мышления

Сущность эвристического обучения можно свести к предписаниям.

Основные эвристические предписания

· исследуй по частям, перебери возможные варианты;

· сформулируй возникшую проблему;

· модифицируй (изменяй, преобразуй с появлением новых свойств);

· выбери эффективную систему обозначений;

· воспользуйся симметрией, периодичностью;

· подразделяй на части;

· обращай действия;

· рассуждай от противного, ищи контрпримеры;

· рассмотри преувеличенные и преуменьшенные приемы;

· обобщи;

· рассмотри несколько моделей решения творческой проблемы, выяви связи между ними;

· рассмотри фантастические случаи;

· ищи аналогию в природе, действуй по аналогии;

· проверь результат (по знаку, размерности, характеру изменения, достаточности и излишку, содержанию интерпретации, направлению и характеру изменения, достаточности и излишку условий );

· выдели главное (главную часть) и др.

Метод эвристического диалога Сократа.

Сущностью сократической эвристики, как вопросно-ответной формы обучения является система вопросов педагога. Где развивающий эффект обучения во многом зависит от его мастерства, знания альтернативных путей достижения цели.

Это реализовывалась в сочетании с другими приемами:

· иронией, когда собеседника уличают в противоречивых утверждениях, т. е. в незнании объекта беседы;

· индукцией, требующей перехода к общим понятиям от обычных представлений и единичных примеров;

· дефиницией, означающей постепенное восхождение к правильному определению понятия на основе исходных определений.

Типология вопросов, возникающих в ходе сократической беседы:

– Вопросы на уточнение: «Можете ли привести пример? Можете ли что-либо добавить? Можете ли предложить другой способ?»

– Вопросы на выявление допущений и оснований: «Каковы ваши основания? Все ваши доводы основываются на том, что…;

Почему вы строите ваши аргументы на …, а не на …?»

– Вопросы на поиск причин и доказательств: «Как вы думаете? Почему вы так сказали? Что может служить этому примером?»

– Вопросы о точке зрения и подходе: «Что может быть альтернативой? Можно ли взглянуть на эту проблему с другой стороны? А если кто-то с вами не согласен и выскажет свою точку зрения?»

– Вопросы о подтексте и последствиях: «Но если это произойдет, что еще может быть в результате? Почему? Это обязательно произойдет или возможно, что произойдет?»

– Вопросы о вопросах: «Как мы можем это проверить? Почему этот вопрос важен?

Условия эффективности эвристической беседы

1. Наличие четкого и достаточно гибкого предварительно продуманного плана эвристической беседы.

2. Постановка серии логически взаимосвязанных эвристических вопросов.

3. Переформулировка вопросов, если учащиеся затрудняются на них ответить.

4. Поэтапное обсуждение и подведение итогов, т.е. использование поэтапного обобщения.

5. Итоговое обобщение и заключение преподавателя.

При каких условиях эвристическая беседа является эффективной?

Метод морфологического анализа.

Обычно создание морфологического анализа связывают с двумя именами: средневековым монахом Раймондом Лулием [70] (примерно 1235 – 1316 г.г.) и астрофизиком Фрицем Цвикки [17], работавшим в США в середине XX века. Он характеризуется как пример системного подхода в области изобретательства. Метод разработан известным швейцарским астрономом Ф. Цвикки. Благодаря этому методу ему удалось за короткое время получить значительное количество оригинальных технических решений в ракетостроении. Для проведения морфологического анализа необходима точная формулировка проблемы, причем независимо от того, что в исходной задаче речь идет только об одной конкретной системе, обобщаются изыскания на все возможные системы с аналогичной структурой и в итоге дается ответ на более общий вопрос.

Морфологический анализ – это процедура, позволяющая сбить «инерцию мышления», иначе взглянуть на известное.

Дана таблица: «Расширение поискового поля с помощью морфологического анализа»*. Морфологическая таблица – способ представления морфологического ящика, который будет содержать все решения проблемы систематизации перебора вариантов и придумывание новых вариантов.

Таблица

  Идея-1 Идея-2 Идея-3 Идея-4
Идея-1        
Идея-2        
Идея-3        
Идея-4        

Мозговой штурм.

Метод и термин «мозговой штурм», или «мозговая атака», выдвинутый американским ученым Х.Ф.Осборном в 1930, понимается как метод генерации новых идей, получивший большую популярность в 1960-х. Основная цель метода – устранение барьеров для проявления творческой активности индивидом. Метод запрещает критиковать предложенные участниками идеи, поощряет разные реплики, шутки. В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

Выбирают примерно пять различных критериев, по которым отбирают лучшие решения обсуждаемой проблемы. Хорошая практика — всегда начинать со слов «Решение должно быть…». Например: 1) «решение должно быть в рамках законодательства», 2) «решение должно быть реализовано до 10 июня», 3) «решение должно быть эффективным по затратам» и т. д.

2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

· Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

· Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

· Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

· Комбинируйте и улучшайте любые идеи.