Понятие и формы социального партнерства

Лекция 3 Социальное партнерство в сфере труда

 

Вопросы:

1 Понятие и формы социального партнерства.

2 Коллективные переговоры.

3 Коллективные договоры и соглашения.

4 Ответственность сторон социального партнерства.

 

 

Социальное партнерство понимается достаточно широко. Им обозначают отношения между государством и гражданским обществом, между государством (его органами), профсоюзами (их объединениями) и предпринимателями (их объединениями) по всему кругу социальных и экономических вопросов.

Выделение социального партнерства в сфере труда в качестве объекта регулирования трудовым правом и, прежде всего нормами Трудового кодекса, вполне естественно, поскольку отношения социального партнерства в этой сфере неразрывно связаны с трудовыми отношениями. На это прямо указывает ст. 1 ТК.

Социальное партнерство, его правовое регулирование в кодификационном акте впервые нашло отражение в ТК, его разделе II "Социальное партнерство в сфере труда". Он содержит наиболее существенные положения регулирования общественных отношений по социальному партнерству, которые, как и ряд других общественных отношений, непосредственно связанных с трудовыми отношениями, входят в предмет трудового права. О том, что отношения по социальному партнерству в сфере труда, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений регулируются трудовым законодательством, прямо сказано в ст. 1 ТК.

Среди принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений также названо социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 2 ТК).

Усиление роли социального партнерства, соглашений и коллективных договоров в регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений отражено не только в предмете трудового права и его принципах, но и в разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений отнесены к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 6 ТК). Это означает, что законодательством субъектов РФ федеральные нормы по названным вопросам не могут быть изменены, и вместе с тем могут быть дополнены и развиты, поскольку как часть трудового законодательства они входят в предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "к" ст. 72 Конституции РФ).

Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством. В частности, согласно ч. 3 ст. 45 ТК соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления являются стороной соглашения, предусматривающего полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов.

Особое значение при регулировании отношений по социальному партнерству занимают его принципы, под которыми следует понимать основные начала, исходные положения, которым в своей практической деятельности должны следовать участники социального партнерства. О значении, которое придается этим принципам, свидетельствует тот факт, что они получили закрепление в ст. 24 ТК и нашли свое воплощение во многих нормах ТК, прежде всего в нормах части второй ТК.

К основным принципам социального партнерства ст. 24 ТК относит следующие.

На первом месте среди принципов социального партнерства названо равноправие сторон, т.е. работников и работодателей. Они пользуются равными правами: быть инициаторами коллективных переговоров, вносить предложения по содержанию соглашений и коллективных договоров и т.д.

Уважение и учет интересов сторон социального партнерства - основа успеха в достижении согласия по обсуждаемым вопросам, в обеспечении полной реализации достигнутых договоренностей, зафиксированных в результате консультаций, переговоров.

Далеко не всегда и не везде договаривающиеся стороны в полной мере заинтересованы принимать участие в договорных отношениях. Чаще всего от переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений отказывается работодатель, полагая, что его власти достаточно для того, чтобы урегулировать трудовые отношения в организации, у данного работодателя - индивидуального предпринимателя.

Между тем взаимная заинтересованность работодателя и работников в выработке на основе переговоров и соглашения наиболее оптимальных путей совершенствования деятельности организации, повышения производительности труда, качества продукции, ее конкурентоспособности на рынке товаров и услуг позволяет обеспечить рост доходов организации и заработной платы работников. Такая ситуация выгодна обеим сторонам социального партнерства.

Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе - принцип и вместе с тем условие более широкого использования социально-партнерских отношений для решения двуединой задачи - подъема производства и улучшения благосостояния трудящихся.

Демократизм в социальном партнерстве позволяет каждой стороне наиболее полно проявить инициативу, обосновать свою позицию.

Соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов - залог законности в отношениях социального партнерства. При этом должны быть соблюдены нормы и правила ведения переговоров, консультаций, определения содержания коллективных договоров и соглашений, оформления всех относящихся к социальному партнерству документов (в том числе - протоколов собраний, конференций, заседаний комиссии по подготовке проекта коллективного договора, надлежащее оформление представительства сторон и т.д.).

Полномочность представителей сторон обеспечивается соблюдением порядка, установленного для выделения (определения) представителей и для наделения их соответствующими правами и обязанностями (полномочиями) (ст. 29-34 ТК).

Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, как принцип социального партнерства означает возможность для каждой стороны ставить свои вопросы, предлагать решения, которые они хотели бы обсудить путем консультаций, переговоров и которые они стремятся отразить в соглашении, коллективном договоре.

Добровольность принятия сторонами на себя обязательств выражает суть социального партнерства, состоящего в согласии каждой стороны принять на себя такие обязательства, которые она в состоянии выполнить с учетом всех обстоятельств и условий, сложившихся в организации, у данного работодателя - индивидуального предпринимателя. Коллективный договор, соглашение фиксируют добровольно принятые сторонами обязательства.

Реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами, неразрывно связана с добровольностью их принятия. Только реально выполнимые обязательства следует включать в соглашения, коллективные договоры. Реальность тех или иных обязательств может быть поставлена в зависимость от выполнения определенных условий (наличия дополнительных заказов, установки нового оборудования и т.д.).

Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений - принцип социального партнерства, несоблюдение которого лишает смысла положения, включаемые в коллективный договор, соглашение.

Соглашения, коллективные договоры представляют собой правовые акты (ст. 40 и 45 ТК), входят в систему актов, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, и уже в этом качестве обладают юридической силой, обязывающей к их исполнению. Выполнению коллективных договоров, соглашений способствует контроль, осуществляемый полномочными на то органами (ст. 51 ТК).

За неисполнение коллективного договора, соглашения предусмотрена юридическая ответственность (ст. 55 ТК; ст. 5.31 КоАП).

Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений необходим для своевременного выявления и устранения причин, по которым обязательства, включенные в коллективный договор, соглашение, не выполняются.

Каждая сторона проверяет выполнение обязательств другой стороной. Органы контроля (ст. 51 ТК) вправе принимать необходимые меры к обеспечению выполнения коллективного договора, соглашения.

Законодательством предусмотрена ответственность сторон и их представителей за неисполнение по их вине коллективных договоров, соглашений, а также нарушение нормативных правовых актов, регламентирующих коллективно-договорную работу (ст. 54, 55 ТК, ст. 5.28-5.31 КоАП).

Система взаимоотношений между сторонами социального партнерства реализуется в различных формах с помощью различных органов и включает следующие уровни:

а) федеральный;

б) межрегиональный, региональный;

в) отраслевой и межотраслевой;

г) территориальный - устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда соответственно в Российской Федерации;

в двух и более субъектах РФ, в субъекте РФ;

в отрасли (отраслях);

в муниципальном образовании;

д) локальный уровень (уровень конкретного работодателя), на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Под формами социального партнерства следует понимать способы осуществления социального партнерства, конкретные виды взаимодействия субъектов социального партнерства в целях согласованного регулирования социально-трудовых отношений.

Ст. 27 ТК выделяет четыре формы социального партнерства:

1) коллективные переговоры по подготовке и заключению коллективных договоров, соглашений;

2) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

3) участие работников, их представителей в управлении организацией;

4) участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Стороны социального партнерства вступают в социально-партнерские отношения через своих представителей, действующих на основе законодательства о представителях работников и работодателей, в частности, на основании ст. 29-34 ТК.

На локальном уровне (на уровне работодателя - юридического лица, физического лица - индивидуального предпринимателя) представителями работников могут быть:

первичная профсоюзная организация;

иные представители работников, избранные на общем собрании (конференции) работников и наделенные соответствующими полномочиями.

ТК закрепляет за профсоюзами положение и права основного представителя работников и упоминает об иных представителях работников лишь тогда, когда на локальном уровне нет профсоюза либо профсоюзная организация объединяет менее половины работников и не уполномочена представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне.

Интересы работодателя на локальном уровне представляют руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица.

Интересы работников на всех других уровнях социального партнерства представляют соответствующие профсоюзы, а интересы работодателей представляют объединения работодателей. Представителями работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов как на локальном уровне, так и на других уровнях социального партнерства также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления.

Представители работников и работодателей участвуют в социальном партнерстве через органы социального партнерства. Это комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Они создаются на паритетной основе для регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров и соглашений, контроля за их исполнением.

Такие комиссии создаются на всех уровнях социального партнерства в составе наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон социального партнерства - работников и работодателей.

Органы социального партнерства подразделяются на следующие виды.

1. На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с ФЗ от 1.05.1999 г. "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений".

Членами этой комиссии являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ не более 30 человек от каждой из сторон.

2. В субъектах РФ образуются трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которые действуют в соответствии с законами субъектов РФ.

3. Трехсторонние комиссии образуются также на отраслевом (межотраслевом) уровне. Эти комиссии могут образовываться как на федеральном так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

4. На территориальном уровне могут образовываться и действовать на основании законов субъектов РФ и положений, утверждаемых представительными органами местного самоуправления, трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в муниципальном образовании.

Трехсторонние комиссии не находятся в отношениях соподчинения, каждая из них решает свои задачи.

На локальном уровне образуется комиссия из представителей работников и работодателя для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Особенности применения норм о социальном партнерстве к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами (ст. 28 ТК).