ТЕМА 2. Методика экономического анализа. Способы измерения влияния факторов при проведении анализа.
Метод ЭА - системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности с целью определения путей повышения ее эффективности
Методика ЭА - совокупность аналитических способов и правил исследования экономических явлений и процессов деятельности для достижения целей анализа.
Этапы ЭА:
- Определение объектов и субъектов ЭА, распределение обязанностей между отдельными подразделениями;
- Планирование аналитической работы: цели, система показателей, формат представления результатов, сроки исполнения, состав исполнителей;
- Информационное и методическое обеспечение ЭА;
- Аналитическая работа;
- Оформление результатов анализа;
- Контроль за внедрением мероприятий, сделанных по результатам анализа
Классификация показателей ЭА:
- Измерители:
► стоимостные(применяются для обобщенной характеристики производства и продаж продукции разнообразного ассортимента),
► натуральные,
► условно-натуральные (производится пересчет всей продукции на основе коэффициентов, для чего используются условные единицы);
- Содержание (сторона экономического явления):
► количественные,
► качественные (показывают существенные особенности и свойства изучаемых явлений, используются для оценки явлений с точки зрения их соответствия стандартам, образцам);
- Сфера применения:
► общие,
► специфические;
- Использование отдельно взятых показателей:
► объемные,
► удельные;
- Способ формирования:
► нормативные,
► учетные,
► аналитические
Способы экономического анализа:
- логические способы обработки информации: сравнения, относительных и средних величин, группировки, графического и табличного представления данных, балансовый, эвристические методы;
- способы детерминированного факторного анализа: цепной подстановки, абсолютных разниц, относительных разниц, индексный, интегральный, пропорционального деления, логарифмирования;
- способы стохастического факторного анализа: корреляционный анализ, дисперсионный анализ, компонентный анализ, дискриминантный анализ, многомерный математический факторный анализ;
- методы оптимизационного решения экономических задач: линейное и нелинейное программирование, теория игр, теория массового обслуживания, исследование операций
Сравнение – сопоставление однородных объектов для нахождения сходства либо различий между ними:
- сравнение с данными прошлых периодов;
- сравнение с плановыми показателями;
- сравнение с утвержденными нормами расхода ресурсов;
- сравнение с лучшими результатами;
- сравнение со средними по отрасли, обществу, холдингу и т.п.;
- сравнение параллельных и динамических рядов;
- сравнение различных вариантов решения;
- сравнение результатов до и после изменения какого-либо фактора.
Сопоставимость – сравниваемые показатели приводятся к единой базе:
- по уровню стоимостного фактора (если несопоставимость показателей вызвана разным уровнем стоимостной оценки, то для нейтрализации необходимо пересчитать объемные показатели в одних и тех же ценах)
- по уровню объемного фактора (если несопоставимость показателей вызвана изменением объема, то необходимо фактическую часть этого показателя пересчитать с учетом базисных и стоимостных показателей)
- по структуре (необходимо фактический объемный показатель пересчитать на структуру базисного периода, используя одинаковые стоимостные показатели – например плановые)
- путем нейтрализации качественного фактора (проводится путем пересчета объемного показателя к стандартному качеству с использованием стандартной величины)
- с применение средних или относительных величин