Законодательный процесс.

Структура нормы права.

 

Внутренне строение правовых норм, их деление на составные части и связи этих частей между собой составляют их структуру.

Нормы права традиционно делят на три части: гипотезу – указание на условия, при наличии которых норма должна осуществляться, диспозиция (распоряжение) – определение самого правила поведения (юридической обязанности либо правомочия) и санкции – меры принуждения, применяемы при нарушении предписаний диспозиции.

Словесные формулировки нормативного акта не всегда содержат все структурные элементы нормы.

 

 

 

Процесс создания нормативного акта это и есть законодательный процесс, его также называют правотворческим процессом (правотворчеством, законотворчеством).

Процесс правотворчества представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, имеющую непосредственной своей целью формирование правовых актов, их изменение, отмену или дополнение.

Для любопытных. « В юридической литературе законотворческую деятельность государства обычно называют правотворчеством, что, конечно, не соответствует природе права. Государство не творит право. Право рождается в рамах гражданского общества. Оно изначально формируется естественно, исторически независимо от деятельности законодателя. Задача государства – признать реально существующие правовые отношения и закрепить их в правовых нормах.»[13]

Законотворческая деятельность отличается от других форм деятельности органов государственной власти тем, что здесь устанавливаются общеобязательные правила поведения (правовые нормы), адресованные всем участникам правоотношений. В результате законотворчества нормы права получают закрепление в официальных документах – нормативно-правовых актах.

Выделяют четыре основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие и утверждение закона и его обнародование.

Законодательная инициатива представляет собой право внесения законопроектов в законодательное учреждение (конгресс, национальное собрание, сейм и т.п.) в соответствии с действующим законодательством и установленной процедурой. В соответствии со ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы также принадлежит Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

Законодательный процесс регулируется Регламентом Государственной Думы.

Законопроекты направляются Председателю Государственной Думы и считаются внесенными со дня его регистрации.

Подготовку законопроекта в первом чтении осуществляет ответственный комитет. Для этой цели создается рабочая группа в которую включаются депутаты, представители субъекта законодательной инициативы, а также представители органов государственной власти, общественных объединений, научных учреждений, эксперты, специалисты.

После чего законопроект направляется в Совет Государственной Думы для вынесения его на пленарное заседание.

Обсуждение концепции законопроекта – считается первым чтением законопроекта. Схема обсуждения: - доклад инициатора законопроекта; содоклад ответственного комитета Государственной Думы; предложения и замечания фракций и депутатских групп; выступление депутатов; свое мнение высказывают полномочные представители Президента и Правительства Российской Федерации; слово могут попросит представители законодательных органов субъектов Федерации; могут выступить другие лица, приглашенные для участия в обсуждении.

По результатам обсуждения в первом чтении Дума может: принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний; принять закон; отклонить законопроект. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается инициатору законопроекта.

Рассмотрение поправок к законопроекту – второе чтение. Поправки в законопроект вправе вносить не только депутаты, но и все субъекты, имеющие право законодательной инициативы.

Порядок проведения второго чтения: - с докладом выступает представитель ответственного комитета; - свое мнение высказывают полномочный представитель Президента Российской Федерации и заслушивается полномочный представитель Правительства РФ в ГД; - заслушивается представитель инициатора законопроекта; - высказывают возражения представители фракций, депутатских групп или депутатов; - докладчик отвечает на возражения; - проводится голосование об одобрении или отклонении поправок.

Если по окончании согласования предложении о принятии законопроекта не набирает необходимого числа голосов, то законопроект возвращается в комитет на доработку.

Принятие закона – третье чтение для голосования о принятии его в качестве закона. На данной стадии не допускается внесение в законопроект поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам.

Федеральный закон принимается ГД большинством голосов от общего числа депутатов. Федеральный конституционный закон считается одобренным, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ч. 3 ст. 105 Конституции)