План-конспект занятия по русскому языку на тему: Особенности художественного текста. Практикум по созданию текстов в художественном стиле.
Литература
Зимний дуб
Письмо
Задание 2. Запишите предложения, используя один из синонимов, данных в скобках.
Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу (расступился, раздался, раздвинулся) в стороны: посреди поляны, в белых (блестящих, сверкающих, сияющих) одеждах, огромный и (величавый, величественный, царственный), как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно (раздались, расступились, раздвинулись), чтобы дать старшему брату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром (разостлались, раскинулись, расстелились) над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не (опала, облетела, осыпалась), дуб до самой вершины был покрыт листьями в (белых, снежных, белоснежных, седых) иголочках. Так вот он, зимний дуб. Анна Васильевна (боязливо, робко, несмело) шагнула к дубу, и могучий (прекрасный, великолепный, красивый) страж леса тихо качнул ей навстречу ветвью
(Ю. Нагибин)
Задание 3. Подберите синонимы к каждому из паронимов, пользуясь материалом для справок.
1. Адресант, адресат;
2. Воинственный, воинствующий;
3. Деспотический, деспотичный;
4. Невежа, невежда;
5. Дружеский; дружественный;
6. Безответный, безответственный.
Для с п р а в о к: 1) отправитель; получатель; 2) агрессивный; борющийся, ведущий борьбу с кем-, чем-либо; 3)тиранический; самодур; 4) грубиян; неуч; 5)товарищеский; дружелюбный; 6) забитый, пришибленный, бессловесный; беспечный, беззаботный.
Задание 4.Укажитехудожественно-изобразительные средства.
1) ...каменные деревья стояли молча и неподвижно днем и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались холодные костры. А еще страшней было, когда сердитый ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню…
2) Сердце Данко пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям…
(М.Горький, «Старуха Изергиль»).
Задание на СРСП:1) ПрочитайтеВыпишите средства художественной выразительности.
Задание на СРС: Задание 2, 3, 4, 5.
1 Ахмедьяров К.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы: КазНУ им. аль-Фараби, 2008. – 226 с.
2 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.
Цели:
1. Углубить понятие охудожественном стиле речи.
2. Добиться осознания студентами тесной взаимосвязи языка и общества, основных функций языка в обществе, которые будут способствовать правильному стилистическому использованию изученных конструкций в речи.