ИЛИ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Тема 7. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВИДОВ СПОРТА

Список рекомендуемой литературы

Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий

Правильно организованный контроль, вернее самоконтроль, позволяет избежать перегрузок, придает целенаправленность тренировкам.

Наиболее доступными способами оценки состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем являются одномоментная функциональная проба с приседанием, проба Штанге и проба Генчи (см. главу 9).

Степень физической подготовленности можно контролировать с промощью определения величины максимального потребления кислорода по методу К. Купера (см. главу 10).

Практика показала, что нетренированный человек с плохой подготовленность (МПК меньше 25 мл/кг/мин) может ее увеличить в результате систематических занятий примерно на 30 %.

Также наблюдению подлежат самочувствие, настроение, аппетит, утомляемость, сон, работоспособность, показатели, отражающие состояние основных органов. Самочувствие – субъективное ощущение состояния здоровья. Оно характеризуется рядом признаков – усталостью, ощущением слабости, головными болями или же бодростью, желанием заниматься упражнениями.

Симптомы утомления весьма разнообразны. Непосредственным выражением утомления является чувство усталости, слабости, бессилия, сонливости. При сильной степени утомления наблюдаются отвращение к работе, раздражительность, неприязнь к окружающему, тягостное напряжение.

Признаками утомления являются учащение дыхания, боль в мышцах, затруднение дыхания, потливость, сильное сердцебиение, сухость во рту в течение дня и в процессе тренировки.

Длительность и глубина сна также отражают состояние организма (более подробные сведения о сне – в лекции 3).

Необходим контроль за пульсом в состоянии покоя. Лучше проводить измерения сразу же после сна, лежа в постели, перед тренировкой, во время тренировки и обязательно после – в период восстановления.

Важная часть самоконтроля – регулярное определение веса.

 

1. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого /
В.К. Бальсевич. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – С. 110–118.

2. Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи (физическая культура: воспитание, образование, тренировка). 1996., № 1 – С. 22–25

3. Виленский, М.Я. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни / М.Я. Виленский. – Омск, 1993. – С. 5–12.

4. Физическая культура студента: учеб. / под ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2000. – С. 262–299.

 

 

7.1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие