Аналитическая деятельность в отряде. Огоньки.
Огонек - особая ситуация общения отряда, которая раскрывает сущность отряда как единое целое, и отдельного ребенка, как личность.
Цель:
- сплочение отряда
- анализ отношений внутри отряда
- создать определенное настроение в отряде
- проанализировать прошедший день, работу вожатого
- решить конфликты в отряде
- дать возможность ребятам пообщаться в доверительной обстановке, где затрагиваются любые темы, где каждый может высказаться.
Правила проведения огонька:
1. Правило круга.
2. Правило символа(свеча).
3. Правило ведущего.
4. Правило волшебного предмета - говорит только один человек, у которого в руках волшебный предмет
5. «здесь и сейчас»: Все сказанное на «огоньке» не должно «выноситься» за его пределы.
Виды огоньков:
I. ОРГ.ПЕРИОД
1. Знакомство
· Бумажка
· История моего имени
· Вопросы из конверта.
2. Целепологание
· Ладошка
· С неба звездочка упала
· Человечки
· Кораблик
II. ОСНОВНОЙ ПЕРИОД
1. Анализ дня
· Пять пальцев
· Метод оценки
· Если бы я был…
· Цвет дня
· Метод коллективного рассказа.
· Хорошо – плохо
· Строим дом
· Спасибо
2. Анализ отношений в отряде.
· Я иду в поход
· Футболочка
· Ищу друга предлагается написать объявление о поиске друга в газету. Затем они передаются по кругу, и ребята отмечают те, которые вдохновляют их к ответу. Затем каждый берет свое объявление и отвечает на вопросы ведущего (сколько отметок ожидал увидеть?, сколько увидел?, почему?, сам бы ответил на свое объявление?, почему?)
· социометрия.
· «торт»: отряд – один большой торт. Какой кусочек ты в этом торте?
2. Тематический огонек
· «Важное слово»: У каждого в жизни была такая ситуация, в которой мы поступали не так, как хотелось бы. Не сделали, не сказали что-то важное. Задача: вспомнить такую ситуацию, заново пережить ее, и произнести вслух то слово, которое бы изменило эту ситуацию
· «Лифт времени»: вспомнить и рассказать о любых трех важных, запомнившихся событиях в жизни: первый подарок на день рождения, поход в первый класс, выступление перед всем классом… Почему тебе запомнились именно они?
3. Проблемный огонек
· «горячий стул»: тот, кто сидит на стуле в центре круга, отвечает на вопросы (!!!вопросы должны быть корректными, рекомендуется для старших отрядов)
· «наедине с собой»: говорящий выходит в круг к свече, и в тишине рассказывает свою проблему, затем окружающие дают ему советы (данный огонек проводится при высоком уровне доверия в отряде)
II. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД.
1. Прощальные огоньки.
a. Паутинка
b. Чемодан
c. Расскажи мне обо мне. Ребенок может передать волшебный предмет любому сидящему в круге фразой: «Расскажи мне обо мне». Ребенок, получивший В.П. рассказывает какие качества он увидел в этом человеке, какое у него сложилось впечатление. Ответив, задает вопрос о себе другому участнику огонька.
d. Письмо вожатому/домой. Детям раздаются листы бумаги и предлагается написать письмо своему вожатому, где он может откровенно рассказать о своих впечатлениях от смены. Либо письмо домой, описав все что с ним интересного происходило в лагере. Конверт вскрывается уже дома.