Акмеологические основы самосовершенствования личности.

Акмеология как наука о развитии взрослых людей.

Акмеология (от греч. akme – вершина) – наука о профессиональном и личностном самосовершенствовании зрелого человека (личности), о развитии и реализации его творческого потенциала как субъекта профессионального труда, жизни и деятельности.

Зрелая личность – это личность в расцвете жизненных, профессиональных и творческих сил.

К этапам формирования профессиональной зрелости и профессионального самосовершенствования относятся: профессиональная умелость → профессиональное мастерство → профессиональное творчество → профессиональное новаторство.

Профессиональная умелость – основа профессионализма специалиста. Профессиональное мастерство – это комплекс свойств личности, которые обеспечивают высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, то есть доведенная до совершенства профессиональная умелость. Профессиональное творчество – высокий уровень выполнения профессиональной деятельности, которая характеризуется новизной и оригинальностью, рационализацией технологий, методов и приемов работы. Профессиональное новаторство – внесение и реализация инноваций: новых прогрессивных идей, технологий, методов, приемов, повышающих качество профессиональной деятельности.

Основными условиями достижения человеком вершины в своем развитии, обозначаемой как его «акме», являются не только результат воздействия макро-, микро-, мезофакторов, но, прежде всего, активная творческая деятельность, потребность в активном саморазвитии, самообучении и самовоспитании и активное удовлетворение этих потребностей.

Основным критерием самосовершенствования человека является успешность его самопроявления и самоутверждения в обществе. Отсюда главные свойства «акме» человека - профессионализм и креативность (способность к творчеству). Последняя выражается в творческой направленности личности на созидательную деятельность.

Объективные критерии: высокая производительность труда, количество и качество, надежность продукта труда, затраты времени и ресурсов, достижение определенного социального статуса в профессии, овладение мастерством и творчеством в профессии,соответствие труда человека эталонам результатов труда в профессии.

Субъективные критерии: наличие у человека профессиональной направленности, понимание значимости профессии, ее ценностных ориентации совокупность необходимых профессионально важных качеств позитивное отношение к себе как профессионалу, удовлетворенность человека процессом и результатом труда.