Акцентуации характера.

Психические состояния-один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определенными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне - системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира.

Природа психических состояний.

Классификация эмоций

*Альтруистические эмоции- возникают на основе потребности в содействии, заботе и помощи другим людям

*Коммуникативные эмоции- образуются на основе потребности в общении: желание делиться переживаниями, радостью и т.п.

*Глорические эмоции- проявляются в стремлении самоутвердиться, добиться признания, славы, превосходства

*Праксические эмоции- проявляются в деятельности, которой занимается человек, связаны с переживаниями ее успешности или неуспешности

*Пугнические эмоции- возникают как переживание интереса к преодолению трудностей, борьбы с ними, упоения опасностью, риском, желания экстремальности

*Романтически эмоции- состоят в обостренном желании необычного, ожидании чуда, переживания неизвестного, дальних дорог, путешествий, любви

*Гностические эмоции- проявляются в желании переживать удачи или неудачи от основания нового знания

*Эстетические эмоции- связаны с восприятием произведений искусства

*Гедонистические эмоции- связаны с удовлетворением потребности в комфорте, наслаждении благами цивилизации.

*Акизитивные эмоции- связаны с приобретением, коллекционированием, получением удовольствия от накоплений

Психические состояния, как и прочие явления психической жизни, имеют свою причину, которая заключается чаще всего в воздействии внешней среды. По существу, любое состояние есть продукт включения субъекта в какой-либо род деятельности, в ходе которой оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом взаимное влияние на успешность данной деятельности.

Психические состояния - это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени.
Психические состояния: активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия, эйфория и т.д.
Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).
Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.).

21,Стресс: причины возникновения, регуляция, профилактика.

Стресс – психическая реакция, особое состояние человека в период «перехода», приспособления к новым условиям существования; неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, «общий синдром адаптации» (Г. Селье). Это состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях и при особых обстоятельствах. Стресс характеризуется физиологическими и психологическими изменениями в организме. Он может влиять на деятельность как положительно, так и отрицательно. У очень многих людей стресс влияет на активизацию деятельности, способствует особой четкости мышления, осмысленному запоминанию (эустресс). Другой аспект стресса – дистресс. Это эмоциональное состояния краха, потери, невозвращения прежнего статуса или роли. Дистресс подрывает здоровье, человек становится пассивным, возникает устойчивая депрессия. К понятию дистресса близко понятие фрустрации – психического состояния человека, вызываемого объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи; переживание неудачи.

22,Свойства личности: общая характеристика.

Личность - система психологических, социально обусловленных характеристик индивида, проявляющихся в общественных по природе связях и отношениях, определяющих его поведение и деятельность; способность выступать автономным носителем общечеловеческого опыта и исторически выработанных форм и норм поведения и деятельности. На развитие личности влияют 1) психобиологические факторы (природные свойства психики человека); 2) психофизиологические факторы (индивидуальные особенности психических явлений, процессов и состояний человека); 3) социально-психологические факторы (мотивация деятельности, развитость социального «Я», социальные роли и т.д.); 4) социально-демографические факторы (половозрастные, профессиональные, образовательные, национальные, культурологические и др. особенности).

В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяются те, которые обусловливают общественно значимое поведение или деятельность человека. Основное место в них, поэтому занимают система мотивов и задач, которые ставит себе человек, свойства его характера, обусловливающие поступки людей (т. е. те их действия, которые реализуют или выражают отношения человека к другим людям) и способности человека (т. е. свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности).

23,Темперамент: понятие, свойства. Характеристика основных типов темперамента.

Темперамент – совокупность врожденных индивидуальных свойств личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.

Русский физиолог И.П. Павлов изучал темперамент в зависимости от особенностей центральной нервной системы и типа высшей нервной деятельности, которые определяются силой (способность нервной системы выдерживать сильные раздражители), уравновешенностью (показатель соотношения процессов возбуждения и торможения) и подвижностью нервных процессов (показатель быстроты смены данных процессов). Он выделил четыре типа нервной системы и (темперамент): сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы – сангвиник; сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы – флегматик; сильный, неуравновешенный, подвижный тип нервной системы – холерик; слабый тип нервной системы – меланхолик.

24, Характер: структура, типологии.

Характер – индивидуальное сочетание психических свойств человека, определяющих линию его поведения и деятельности. Физиологической основой характера является, с одной стороны, тип нервной системы, с другой – система временных связей, возникающих под влиянием внешний воздействий. Тесная связь темперамента и характера выражается в том, что проявления темперамента могут качественно меняться под влиянием характера: характер воздействует на темперамент, подчиняя эмоциональную возбудимость содержательной стороне личности, ее направленности и воле.

В структуре характера выделяют ведущие и второстепенные черты.

Основные группы черт характера (по В.Н. Мясищеву): черты, проявляющиеся в деятельности: инициативность, трудолюбие, работоспособность и др.; черты, проявляющиеся по отношению к другим людям: тактичность, вежливость, чуткость и т.д.; черты, проявляющиеся в отношении человека к самому себе: самокритичность, скромность, гордость и т.д.; черты, характеризующие отношение к вещам: аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и др.

Акцентуация характера - это преувеличенное развитие отдельных его свойств в ущерб другим. Ее выраженность может быть различной – от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов – психопатии.

Типы акцентуации характера (по К. Леонгарду): Гиперактивный, Дистимичный - постоянное пониженное настроение, грусть, замкнутость, Циклоидный, Эмотивный - чрезмерная чувствительность и ранимость, Демонстративный, Возбудимый - повышенная раздражительность, несдержанность, Застревающий - не может забыть обид, Педантичный, Тревожный, Экзальтированный - часто меняется настроение, эмоции ярко выражены, Интровертированный - замкнут, общается по необходимости, Экстравертированный - высокая общительность.