Возможные трактовки решений

Принятие решений

Принятие решений является неотъемлемой частью любой человеческой деятельности. Принимая решение человек, определяет наилучший или приемлемый способ достижений цели (целей). Для руководителя принятие решений является частью их функций и должностных обязанностей. Методы выработки, принятия и реализации управленческих решений необходимый и достаточно значимый элемент множества компетенций менеджера СКД.

Задачи, решаемые субъектами хозяйствования, отличаются:

-Своей многоплановостью;

-Необходимостью учета большого числа взаимосвязей, которые трудно выявить и оценить количественно;

-Наличием человеческого фактора, который плохо поддается измерению и прогнозированию;

-Невозможностью проведения экспериментов по проверке возможностей практической реализации и эффективности альтернативных способов разрешения проблемной ситуации;

-Ограниченные сроки выработки и выработки, принятия и реализации управленческих решений

По этим и другим причинам при принятии управленческих решений достаточно часто ограничиваются субъективным мнением руководителя, основанного на его личном опыте, без использования каких-либо научных методов. Необходимо руководствоваться не только интуицией, но и различными методами оценки и выработки альтернатив.

Проблема – это отклонение от нормы и это предоставляющаяся новая (неучтенная) возможность. Любая проблема может иметь несколько способов решения или альтернатив. Выбор единственной альтернативы из всего их множества и является принятием решения.

Управленческое решение – это протекающий во времени мыслительный, эмоциональный и правовой акт по выбору одной из множества альтернатив, совершаемый руководителем в пределах своих полномочий.

Управленческое решение
Процесс
Волевой акт Волевой акт
Мыслительный процесс
Средство достижения цели

 


Классификация управленческих решений проводится по различным критериям:

1.По содержанию:социальные, экономические, организационные, технические, технологические

2.по важности и длительности действия:стратегические (длительные), тактические (не более года), оперативные.

3.по степени охвата объекта управления: общие, частные, локальные

4. по степени определенности используемой информации: решения, принимаемые в условиях определенности, в условиях стохастической определенности (информация дана в вероятностных показателях), в условиях неопределенности (информация противоречива)

5. по степени уникальности: рутинные (принимаемые руководителем автоматически, ежедневно), периодические (с определённой частотой), уникальные (впервые в практике руководителя)

6. по степени проявления творчества: нетворческие или запрограммированные (известен алгоритм решения), творческие незапрограммированные (не структурируемая ситуация)

7.по степени сложности: простые (по одному критерию оценки и выбора), сложные

8. по виду лица, принимающего решение: индивидуальные (единолично руководителем), коллегиальные (напр., совет директоров), коллективные.

Коллегиальны и коллективные решения называют еще групповыми.