Виды экономического поведения.
В зависимости от реализуемых мотивов можно выделить следующие виды экономического поведения:
1. Целерациональное поведение, которое предполагает рациональное использование способностей и возможностей (условий, средств) для достижения поставленных экономических целей.
2. Ценностно-рациональное поведение, которое базируется на вере в самодовлеющие ценности (религиозные, морально-этические, эстетические и др.).
3. Аффективное поведение, обусловленное эмоциональным состоянием индивида или группы.
4. Традиционное поведение, основанное на привычках или обычаях, которые существуют длительное время.
В зависимости от фазы воспроизведенного цикла выделяют дистрибутивное, производственное, обменное и потребительское экономическое поведение.
1.Дистрибутивное (распределительное)экономическое поведение – соединяет рыночных субъектов с экономическими ресурсами. Оно служит определителем нормы и меры присвоения полезных свойств этих ресурсов и выгоды от их обращения, а также способа перераспределения ресурсов от одного пользователя к другому. Рынок рассматривается как бесконечный процесс перераспределения огромной массы экономических ресурсов в сфере обмена и обращения, где множество субъектов перманентно приобретают и теряют право контроля над определенными благами.
2. Производственное поведение – характеризуется накоплением, концентрацией материальных, технологических, интеллектуальных, организационных и других ресурсов, их объединением и комбинированием с целью получения конкретных благ и прибыли (дохода) от их обращения на рынке.
Одним из важнейших аспектов производственного поведения является трудовое поведение. Трудовое поведение – специализированная профессиональная активность, связанная преимущественно с использованием и применением исходных ресурсов (факторов производства), которые превращаются, трансформируются в конечные или промежуточные продукты.
3. Обменное поведение обеспечивает движение разнообразных экономических благ (товаров, услуг, информации) на рынке на основании учета и сравнения их ценностей. Мера дефицитности товаров, которые оборачиваются, проявляется в ценах. Она руководит действиями субъектов, которые являются по отношению один к другому продавцами и покупателями. Наиболее наглядные и эмпирически доступные к обзору элементы экономического обмена демонстрирует торговля, которая относится к наиболее давнему классу экономических действий.
4. Потребительское поведение обеспечиваетизъятие экономических благ из товарного обращения и присвоение их полезных свойств с целью удовлетворения человеческих потребностей. Фаза потребления присуща большинству субъектов экономического поведения, которые используют ресурсы. Исходный баланс потребления определяется тремя составными: уровнем дохода, стандартами потребления, уровнем компетентности субъектов рассчитывать свои действия, не выходя за границы тех ресурсов, которыми они владеют.
Регулятором экономического поведения выступает экономическая культура. Экономическая культура – это комплекс представлений, убеждений, обычаев, стереотипов поведения, которые реализуются в экономической сфере общества и связаны с экономической деятельностью. Экономическая культура является подсистемой национальной культуры и тесно связана с другими ее составляющими: политической культурой, правовой, моральной и т.д.
Экономическая культура является многоуровневым образованием и включает как рациональные, так и иррациональные компоненты. В экономической культуре можно выделить следующие уровни:
· знания про экономическую систему, ее роли, функции, решения и действия, возможности и способы влияния на принятие решений;
· чувства по отношению к экономической системе, ее структуре, ролям, функциям;
· суждения, мысли и представления об экономической системе, ее роли, функциях, которые складываются из комбинации ценностных стандартов и критериев, информации и эмоций;
· наиболее распространенные в обществе модели экономического поведения.
Экономическая культура формируется специфическими социально-экономическими процессами и, в свою очередь, оказывает значительное влияние на всю совокупность экономических процессов данного общества. Каждой экономической системе соответствует особенная базовая модель экономической культуры, которая проявляется в каждой стране в специфических национальных формах. Выделение разных моделей экономических культур дает возможность проанализировать, почему одинаковые по своей форме экономические институты являются дееспособными в одних странах и абсолютно не подходят для других.
3. Предпринимательство как социально-экономический феномен.Парадигма нынешней волны исследовательского интереса к предпринимательству складывается в середине XX века. В современной социологии наиболее распространенной является трактовка предпринимательства с точки зрения функционального подхода, наиболее ярким представителем которого считают Й. Шумпетера. Йозеф А. Шумпетер предложил рассматривать предпринимателя как новатора. Й. Шумпетер утверждал, что экономическому прогрессу внутренне присущи "революционные" изменения, которые переводят хозяйственный кругооборот на новый уровень. А в основе изменений лежит предпринимательская функция, которая проявляется в "новой комбинации" факторов производства. Следствием возникновения "новой комбинации" становится нововведение. В центре процесса революционизации экономики и находится фигура предпринимателя. Таким образом, Й. Шумпетер разработал тип творческого предпринимателя, который реализует нововведение и тем самым обеспечивает экономический рост.
Предпринимательская деятельность – это процесс, в ходе которого субъект хозяйствования находит новые комбинации соединения факторов производства или внедряет разные нововведения с целью получения прибыли.
С точки зрения функционального подхода:
1. Предпринимательство не всегда связано с правом собственности.
2. Предпринимательство выступает характеристикой поведения, ане какого-либо вида занятий. Осуществление новых комбинаций – не профессия и, кроме того, не является раз и навсегда данным свойством.
3. Предприниматель не обязательно должен быть духовным творцом нововведений.Можно сказать, что предприниматели – это люди, которые используют идеи других людей, когда видят пользу от их применения. Творчество предпринимателя в отличие от других лиц творческих профессий не означает неограниченного полета фантазии, оно всегда «заземлено» на решении конкретных проблем.
Укажем, что предпринимательство не отождествляется с бизнесом – «деланием денег». Бизнесмен может быть предпринимателем – новатором, а может – обычным хозяйственником.
Основными признаками предпринимательской деятельности относятся:
1. Организационно-хозяйственное новаторство, которое заключается в "комбинации" тех или других факторов, которых раньше не существовало, использовании изобретений или, шире, разнообразных возможностей для создания чего-то нового.
2. Экономическая свобода, т.е.свобода в выборе направлений и методов деятельности, использовании прибыли, самостоятельность принятия решений.
3. Риск и ответственность за принятые решения и действия. Предприниматель всегда действует в таких условиях, когда само получение прибыли и ее размер неопределенны, когда экономическая ситуация не может быть типизирована на основании прошлого опыта и вероятностный характер событий неизвестен.
4. Ориентация на достижение коммерческого успеха. Поскольку предпринимательская деятельность относится к экономической деятельности, то четвертым ее признаком является ориентация на достижение коммерческого успеха, получение прибыли, на что и направленно организационное новаторство.
Среди личных качеств предпринимателя обычно выделяют:
· интеллект и нацеленность на новое знание;
· воображение и изобретательность;
· личная энергия и воля к действию;
· сочетание ума и фантазии.
К мотивам предпринимательской деятельности относят:
· прибыль. Но прибыль не является самоцелью и не рассматривается как источник личного потребления. Заработанные деньги – это показатель успеха задуманного предпринимательского проекта;
· стремление к свободе и самореализации;
· повышенная потребность в достижении;
· повышенная склонность к риску.
На исторические и социальные корни предпринимательства обращает внимание в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» немецкий социолог Макс Вебер. М. Вебер указал на особую роль предпринимательского духа, лежащего в основеразвития современного капитализма и предпринимательства, который основывался на протестантской религии и протестантской этике.
В протестантском учении говорится о том, что:
· существуетбожественная предопределенность и признаки избранности человека, которые, прежде всего, связаны с профессиональными успехами. Это требует беззаветной преданности профессии, суровой дисциплины, безустанного труда, аскетизма, морального осуждения лени, т.е. формируется трудовая этика. Пропагандируется честность, прямота и крайняя порядочность в личной и деловой жизни;
· отсутствует осуждение богатства и интереса к материальным благам;
Таким образом, не рассчитывая на индульгенцию, человек должен осуществлять строгий самоконтроль. И человек, и капитал не должны пребывать в праздности, они должны работать, приумножая богатство. Само же богатство, помимо материального достатка, приносит чувство достигнутого и, более того, является свидетельством избранности человека. В результате твердость веры становится могучим орудием систематизации, упорядочения хозяйственной жизни. Так религиозная этика способствует формированию особой хозяйской этики, где целью человека, руководствующегося этой этикой, является не выигрыш, получаемый как подарок судьбы тем, кому представился благоприятный случай разбогатеть, а рентабельность методически и рационально организованного предприятия, всех его производственных процессов и экономических связей с контрагентами, основанных на принципе: "Честность – лучшая политика".
Таким образом, протестантизм санкционировал предпринимательскую деятельность, жажду приобретательства, но вместе с тем связал человека в его потреблении.
Суть заключается в том, что именно Реформация, создающая новый "капиталистический дух", в совокупности с социальными, экономическими, политическими изменениями дает толчок к развитию современного производительного, высокопродуктивного и рационального капитализма. Без духовной реформации, нравственного перерождения такой переход становится невозможным даже при наличии остальных предпосылок. Религиозная мотивация предпринимательской деятельности со временем отмирает. Капитализм, одержав победу, отбрасывает ненужную ему больше опору, но вместе с тем, этический стиль, созданный реформацией, сохраняется.
Тема 12. Образование как социальный институт