Административные методы

Тема 7. Методы мотивации трудовой деятельности.

Воздействие на мотивацию факторов внешней среды

Под элементами внешней среды фирмы понимаются факторы, находящиеся вне организации, поскольку организация как открытая система зависит от внеш­него мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Руководителям организаций, осуществляющим мотивационную политику фирм, необходимо учитывать действия существенных факторов в окружении, способ­ных повлиять на организацию, подбирать методы и способы реагирования на! внешние воздействия. Организации вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность. Такие факторы внешней среды мож­но назвать факторами макроэкономического воздействия.

Внешняя среда характеризуется следующими основными элементами:

1. Взаимосвязанность факторов внешней среды - уровень силы, с которой из­менение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение ка­кого-либо фактора окружения может обусловливать изменение других. Например, изменение спроса и предложения на рынке труда влияет на кад­ровую политику фирмы и на отношение и мотивацию работников к труду.

2. Сложность внешней среды - число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также"уровень вариантности каждого фактора.

3. Подвижность среды - скорость, с которой происходят изменения в ок­ружении организации. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. И высокоподвижной среде организация или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффек­тивные решения.

4. Неопределенность внешней среды - соотношение между количеством ин­формации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в : точности этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

 

1. Административные методы мотивации.

2. Экономические методы мотивации.

3. Социально-психологические и духовно-нравственные методы.

1. Административные методы мотивации.

Для них характерно прямое централизованное воздействие субъекта на объект управления. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость трудовой дисциплины, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудо­вой деятельности. В систему административных методов входят:

Организационно-стабилизируюшие методы (федеральные законы, указы, уставы, правила, госстандарты и др.), то есть правовые нормы и акты, утвержден­ные государственными органами для обязательного выполнения. При определении их состава и содержания используются научные подходы к менеджменту, правовые акты должны быть объединены в систему;

Методы организационного воздействия (регламентирование, инструкции, организационные схемы, нормирование труда), действующие внутри организации. Документы регламентируют состав, содержание и взаимосвязи всех под систем организации. Распорядительные методы (приказы, распоряжения) m пользуются в процессе оперативного руководства.

Дисциплинарные методы (установление и реализация форм ответственности). Под дисциплинарными методами можно понимать, в частности, применение негативных стимулов (страх перед потерей работы, голодом, штрафами). Но необходимо разумное сочетание позитивных и негативных стимулов. В экономи­чески развитых странах преобладает переход от негативных стимулов к пози­тивным. Это зависит от традиций, сложившихся в обществе и коллективе, взглядов, нравов, методов и стиля руководства организации.