Глоссарий к курсу

Аккультурация - процесс взаимопроникновения и взаимовлияния обычаев и традиций, распространения культурных ценностей из одних социальных центров в другие.

Анализ документов - совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений для решения определенных исследовательских задач

Анкетирование -письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом.

Бихевиоризм -(от англ. behavior – поведение) – направление в американской психологии, утвердившее ее предметом поведение, понимаемое как совокупность объективных реакций на внешние стимулы и не требующее для своего объяснения обращения к психическим явлениям.

Бренд - (англ. brand, — товарный знак, торговая марка) — термин в маркетинге, символизирующий комплекс информации о компании, продукте или услуге; популярная, легкоузнаваемая и юридически защищённая символика какого-либо производителя или продукта.

Брендинг – процесс создания нового бренда.

Вероятность— числовая характеристика степени возможности появления какого-либо случайного события при тех или иных определенных, могущих по­вторяться неограниченное число раз условиях.

Включенное наблюдение - наблюдение, при котором наблюдатель лично участвует в наблюдаемом процессе. Считается, что при этом причины и мотивы действий людей наблюдателю ясны и учитываются в оценке.

Вторичные данные — информация, собранная когда-либо для каких-либо целей, не связанных с текущей задачей.

Выборка – объект контрастного социологического исследования, часть населения (популяции), строго отражающая особенности и соотношение всех элементов генеральной совокупности (исследуемого сообщества).

Депривация- лишение или недостаточность условий, необходимых для нормальной жизни.

Дневник наблюдения - документ, в котором фиксируются его результаты наблюдения в закодированной или общепонятной форме, а также действия наблюдателя и реакции наблюдаемых.

Единица наблюдения - отдельный акт поведения наблюдаемых, в котором проявляются категории наблюдения в оговоренных ситуациях и при определенных условиях.

Имидж — (от англ. image — мысленный образ, представление, мнение)- образ товара, услуги или компании, как совокупность ассоциаций и впечатлений о них, который складывается в сознании потребителей и формирует их определенное отношение к этому товару, услуге или компании.

Институт социальный - устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов.

Институционализация - процесс формирования различных типов социальной практики в качестве социальных институтов.

Интервьюирование - способ проведения социологических опросов как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого

Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы

Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Кабинетные исследования – это сбор и анализ вторичной информации из доступных источников.

Карточка регистрации единицы наблюдения - документ, в котором фиксируются в строго формализованном и закодированном виде все действия отдельной единицы наблюдения. Количество карточек наблюдения должно соответствовать количеству единиц наблюдения.

Категории социологического наблюдения - конкретные признаки из числа признаков, зафиксированных в качестве предмета наблюдения

Качественные методы исследования - приемы и методы, позволяющие определить глубинные мотивы принятия потребителями решений о покупке, ассоциации, вызванные продуктом, маркой, возможные варианты отношения к рекламе и т.п.

Класс социальный — большая группа людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Количественные методы исследования - (quantitative research techniques) — методы исследования, в которых конечные данные выражаются в цифровой форме.

Коммерческая реклама - неличные формы коммуникации, осуществляемые с помощью платных средств распространения информации с четким указанием на источник финансирования.

Коммуникация — в широком смысле обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов

Контент-анализ(от англ.: contents - содержание, содержимое) или анализ содержания — стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции

Контролирование репрезентативности - сравнение средних генеральной и выборочной совокупностей, на основе этого - определение ошибки выборки и ее уменьшение.

Культура – сущностная характеристика общества, отражающая накопленный человечеством опыт; совокупность материальных и духовных результатов деятельности людей, социальных ценностей и норм, регулирующих взаимодействия людей; характеристика деятельности.

Массовая коммуникация -систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Массовая культура- (поп-культура, культура большинства) культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе.

Медиа – сокращенное от массмедиа (англ. mass media) – СМИ, средства массовой информации; употребляется в качестве приставки к терминам, связанным с деятельностью СМИ – медиапланирование, медиамагнат.

Месседж (Сообщение) – первичный элемент процесса передачи информации от коммуникатора к получателю.

Метод – систематизированный способ достижения теоретического или практического результата, решения проблемы или получения новой информации на основе определенных принципов познания и деятельности.

Методология социологического исследования - составная часть и особая область социологического познания, имеющая своим содержанием совокупность принципов и способов организации, развития и оценки теоретического и эмпирического социологического знания.

Методы рекламирования — это содержательные средства донесения рекламы до потребителя.

Наблюдение– метод социологического исследования и получения информации путем прямой и непосредственной регистрации событий и условий их протекания.

Научное исследование - процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний. Различают фундаментальные и прикладные научные исследования.

Неравенство – положение, при котором люди не имеют равного доступа к социальным благам.

Нормы – социальные правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействие между людьми; требования, предъявляемые обществом к индивиду.

Общественное мнение — форма массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности.

Общество – объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, характеризуемое осознанной социокультурной идентичностью (самопричислением) ее членов.

Общество потребления - общество, в котором преобладают чисто потребительские интересы; характеризуется ростом доходов, изменяющим структуру потребления в сторону увеличения приобретения товаров длительного пользования, предметов роскоши и индивидуального потребления. Экономические отношения в таком обществе называют экономикой потребителя (а не производителя), поскольку преимущественно спрос формирует предложение.

Общность – совокупность людей, связанная сходством жизненных условий, единством ценностей и норм, отношениями организации и осознанием социальной идентичности (самопричислением).

Объект исследования в широком смысле - носитель той или иной социальной проблемы; Объем выборки - количество единиц выборочной совокупности.

Операционализация- перевод понятий в термины либо наделение терминов эмпирическими признаками.

Опрос – метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к представителям определенной социальной группы.

Панельное исследование - исследование, проводимое по единой программе на одной и той же выборке и по единой методике через определенный интервал времени.

Первичные данные — информация, собранная исследователем специально для решения конкретной проблемы.

Пилотажное исследование – пробное исследование преимущественно методической направленности, цель которого – проверка качества социологического инструментария.

Постиндустриальное общество — это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Потребительская реклама - реклама товаров или услуг, специально направленная на потенциальных конечных потребителей.

Потребление — использование продукта в процессе удовлетворения потребностей

Престиж (репутация) - уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.

Программа исследования – изложение его целей, общей концепции, исходных гипотез вместе с логической последовательностью операций для их проверки.

Прикладная социология - область социально-практического применения теоретического и эмпирического социологического знания, социологической методологии, информации и методов исследования с целью реализации практических проблем и задач.

Реклама— ответвление массовой коммуникации, в русле которого создаются и распространяются информационно образные, экспрессивно субъективные тексты, адресованные группам людей с целью побудить их к определенному выбору или поступку.

Рекламная кампания — использование одного или нескольких средств рекламы на определенной территории в течение определенного времени для достижения конкретно сформулированной цели.

Рекламное агентство — рекламопроизводитель, профессиональная организация, занимающаяся планированием, подготовкой и размещением рекламы.

Рекламирование - форма распространения информации для продвижения идей, товаров и услуг с целью создания общественного мнения.

Репрезентативность – свойство выборочной совокупности воспроизводить (достаточно точно отражать) характеристики генеральной совокупности.

Респондент – лицо, выступающие в качестве источника первичной информации в социологическом исследовании.

Ретейл-аудит (Retail Audit) - Проведение маркетинговых исследований розничных потребительских рынков.

Роль социальная – поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенную социальную позицию или статус; определенный способ поведения индивида в обществе, обусловленный социальными ожиданиями.

Символический интеракционизм - теоретическое направление, сосредоточивающее внимание на анализе социальных взаимодействий преимущественно в их символическом содержании.

Систематические ошибки - неконтролируемые перекосы в распределении выборочных наблюдений.

СМИ— средства массовой информации, предназначенные для доставки рекламных материалов аудитории, – пресса, телевидение, радио, интернет, почтовая рассылка, наружная реклама и т.д.

Социализация - процесс, в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, т.е. процесс, делающий возможным продолжение общества и передачу его культуры между поколениями.

Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Социальная проблема - существующая в самой реальности, в окружающей нас жизни противоречивая ситуация, носящая массовый характер и затрагивающая интересы больших социальных групп либо социальных институтов.

Социальная реклама — вид некоммерческой рекламы, направленной на изменение моделей общественного поведения и привлечения внимания к проблемам социума .

Социальное действие - поведенческий акт (единица поведения), совершаемый социальным субъектом (представителем социальной группы) в данном месте и в данное время, ориентированное на другого человека.

Социальное взаимодействие -систематические действия субъектов, направленные друг на друга и имеющие целью вызвать ответное ожидаемое поведение, которое предполагает возобновление действия.

Социальное развитие - прогрессивный сдвиг или изменение, накопление положительных качеств в системе, явлении, институте, обществе и др.

Социальные данные - данные о социальных фактах, полученные в результате социологического исследования.

Социологические науки - совокупность различных направлений и дисциплин в социологии.

Социологический эмпиризм - методологический принцип социального познания, базирующийся на конкретных количественных данных, получаемых в ходе исследования социальной действительности и их статистико-математической обработке.

Социологическое исследование - исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.

Социология коммуникаций — отрасль социологии, занимающаяся исследованием роли и места коммуникации в обществе, а также воздействием, которая она оказывает на сознание и поведение индивидов

Социометрия (от лат. societas — общество и метрия), отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преимущественное внимание их количественному измерению.

Средний класс — совокупность социальных слоев населения, занимающих в стратификационной системе общества промежуточное положение между низшим классом (бедными) и высшим классом (богатыми).

Стор-чек -система мероприятий, направленных на проверку эффективности работы мест продаж.

Стратификация– иерархическая система неравенства, отражающая разделение общества на различные слои (страты).

Телекоммуникации- дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи.

Техника социологического исследования - совокупность организационных и методических приемов и способов сбора, обработки и анализа данных: искусство формулирования вопросов, построение шкал, компоновка анкеты в целом и разработка ее графики.

Торговая марка — любые слова, наименования, символы или их сочетание, принятые и используемые производителем или коммерческой организацией для обозначения своих товаров и дифференциации их от товаров, производимых или реализуемых другими компаниями.

Факты - события, которые можно непосредственно (эмпирически) наблюдать.

Фокус-группа - групповое фокусированные социологическое интервью, основанное на использовании реальной групповой динамики в искусственно созданной группе для выявления специфики и особенностей представлений некоей социальной группы.

Целевая аудитория (группа) – группа лиц, на которую направлены рекламное сообщение и рекламные мероприятия. Основная и наиболее важная для рекламодателя категория получателей рекламного обращения.

Ценности – разделяемые в обществе (общности) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения; обобщенные идеальные представления людей, воплощающие исторический опыт и выражающие смысл культуры.

Частная социологическая теория - совокупность логически связанных теоретических понятий и суждений, описывающих рекламирование, как устойчивый интегрированный процесс, а также элементы этого процесса, их взаимосвязи и влияния, испытываемые ими под воздействием внутренних и внешних факторов различного происхождения, получившие эмпирическое подтверждение.

Экспертное интервью –это разновидность глубинного интервью, целью которого является получение компетентных оценок экспертов. В подавляющем большинстве случаев проводится при личной встрече и только в редких случаях – по телефону