Методические рекомендации для подготовки к занятию

Данная тема в курсе трудового права является относительно новой. Она возникла лишь в последние годы, когда в России появилась (официально) и начала расти безработица. В связи с этим и был принят Закон Российской Федерации от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Студентам следует тщательно изучить указанный нормативный акт (с последующими изменениями и дополнениями) и уметь дать ему общую характеристику, а также обратить внимание на определение понятий занятости, подходящей работы, ответить на вопрос, кого следует считать занятым, а кого – безработным.

Статья 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в РФ» закрепляет положение о государственной политике в области занятости. Государство ориентировано на содействие реализации права граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Эта политика направлена на развитие трудовых ресурсов, обеспечение равных возможностей граждан в реализации права на добровольный труд, а также свободный выбор занятости и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Обеспечение занятости представляет собой целый комплекс социально-экономических и юридических гарантий права на труд, которые в том числе отражены в ст. 7, 8, 15, 34, 37, 45 и др. Конституции РФ в качестве основополагающих принципов деятельности государства в сфере труда и занятости. Статьи 1, 2 ТК РФ и раздел 3 Закона «О занятости населения в РФ» закрепляют общие для всех гарантии реализации права на труд и специальные гарантии для слабо защищенных граждан. Кроме вышеперечисленных актов, следует ознакомиться и с иными актами как национального, так и международного права. В частности, имеется ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, на которые следует обратить внимание при изучении законодательства о занятости населения.

Обучающимся важно усвоить право граждан на обеспечение занятостью и трудоустройство; знать, из каких возможностей состоит содержание этого права. При этом понимать, что занятость представляет собой деятельность граждан, которая не противоречит законодательству РФ, связана с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносит, как правило, заработок (доход). При этом студенты должны знать виды занятости, предусмотренные законом.

Обучающимся необходимо иметь представление о системе органов, призванных решать задачи обеспечения наиболее полной занятости. В эту систему входят не только органы Федеральной государственной службы занятости, но и негосударственные организации, оказывающие услуги населению в сфере занятости, а также иные органы, способствующие трудоустройству граждан. Закон «О занятости населения РФ» подробно регламентирует права и обязанности государственной службы занятости и ее органов на местах, которые необходимо проанализировать.

В настоящее время безработица является проблемой государственного значения. Как показывает практика, студенты слабо усваивают вопрос о социальных гарантиях, других мерах материальной помощи и поддержки безработным, а также членам их семей. Поэтому необходимо запомнить, какие граждане признаются безработными, что включает в себя правовой статус безработного, какая работа признается подходящей для отдельных категорий граждан, признанных безработными. Важно также знать порядок признания гражданина безработным, особенности пособия по безработице, его размер и сроки выплаты. Размер пособия может быть как уменьшен, так и увеличен, выплата пособия может быть приостановлена или прекращена.

Тематика рефератов для выступлений:

1. Порядок постановки безработных на учет и снятия их с учета.

2. Общая характеристика социальных гарантий безработным гражданам.

3. Пособие по безработице.

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой правовая база отношений по вопросам занятости населения?

2. Что такое «занятость», и какие категории населения считаются занятыми?

3. Назовите категории граждан, которые не могут быть признаны безработными?

4. Назовите субъектов, участвующих в обеспечении занятости граждан в РФ.

5. Дайте характеристику основным функциям государственной службы занятости.

6. Дайте определение понятия подходящей работы.

7. Раскройте порядок признания гражданина безработным.

8. Что представляет собой правовой статус безработного?

9. Перечислите основные права и обязанности безработного.

10. Какова ответственность безработного за нарушение законодательства о занятости?

11. Назовите условия назначения и выплаты (прекращения, приостановления выплаты) пособия по безработице.

12. Какие категории безработных могут в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации?

13. Что такое общественные работы?

14. Каким образом осуществляется профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации в системе органов службы занятости или по их направлению?

15. Как определяется размер стипендии при обучении по направлению органов службы занятости?

16. Как профсоюзы участвуют в обеспечении занятости населения в РФ?

 

Рекомендуемая литература: 1-5, 8, 15, 37-55, 62, 63-66, 67, 70, 71

 

Задачи к практическому занятию

1. Гражданину Петрову, экономисту коммерческого банка, уволенному 1 августа 2012 г. в связи с сокращением его должности и обратившемуся 10 сентября 2012 г. со всеми необходимыми документами в органы государственной службы занятости, было отказано в регистрации в качестве безработного и получении пособия по безработице.

Работники службы занятости мотивировали отказ тем, что Петров не согласился на трудоустройство, в то время как ему было предложено два варианта подходящей работы.

Первоначально 12 сентября 2012 г. ему была предложена работа в качестве экономиста ОАО «Красный Октябрь». Петров от трудоустройства на данную работу отказался на основании того, что размер предложенной заработной платы существенно отличается от его заработной платы на предыдущей работе (предлагалась оплата 12000 руб. в месяц, в то время как его оплата труда до увольнения из банка составляла 25000 руб. в месяц).

В тот же день ему была предложена работа на основании гражданско-правового договора об оказании услуг по экономическому анализу страховых рисков на срок два месяца со страховой компанией «Ингосстрах». Петров также отказался от данного предложения, объясняя свой отказ тем, что органы государственной службы занятости обязаны трудоустроить обращающихся к ним граждан на постоянное место работы.

Правомерны ли действия государственного органа по вопросам занятости в данном случае? Охарактеризуйте порядок регистрации безработных граждан в органах государственной службы занятости?

2. Безработная Карпова была направлена органом государственной службы занятости на работу в ОАО «Кондитерское предприятие “Летен”». Непосредственно перед заключением трудового договора необходимо было пройти медицинское освидетельствование. Органы государственной службы занятости потребовали представить результаты медицинского обследования в течение 10 дней.

Указанное требование Карповой было выполнено. В свою очередь, Карпова потребовала возмещения расходов на медицинское освидетельствование от службы занятости.

Служба занятости отказалась возместить расходы, мотивируя такой отказ тем, что обязательства государственной службы занятости сводятся к трудоустройству и выплате пособий по безработице. Подобные же расходы служба занятости не должна возмещать.

Правомерно ли решение службы занятости? Если нет, то в каком порядке оно может быть обжаловано? Охарактеризуйте основные направления деятельности органов государственной службы занятости?

3. Степанов работал заместителем главного редактора по вопросам культуры в одной из газет, созданной в форме открытого акционерного общества. В связи с сокращением штата организации он был уволен по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Считая свое увольнение неправомерным, он обратился в суд с иском о восстановлении на работе и взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, полагая, что администрация нарушила процедуру увольнения по данному основанию. В частности, ему не была предложена другая работа, хотя в организации имелась вакантная должность помощника редактора информации о спорте.

Ответчик иска не признал, поскольку утверждал, что обязательства по трудоустройству уволенных работников принимает на себя государственная служба занятости, а не работодатель.

Существуют ли у администрации какие-либо обязательства в сфере трудоустройства работников, увольняемых по сокращению штата? Если да, то какие требования предъявляются к предлагаемой работе при увольнении по данному основанию?

4. Территориальный орган по вопросам занятости направил запрос в ОАО «Резерв» о предоставлении следующей информации:

1) о ходе создания рабочих мест для инвалидов;

2) экономических результатах деятельности организации за соответствующий отчетный период, мотивируя данное требование тем, что у службы занятости есть информация, позволяющая прогнозировать возможное банкротство ОАО «Резерв», и, соответственно, значительное высвобождение его работников.

ОАО «Резерв» направило службе занятости ответ относительно рабочих мест для инвалидов, отказываясь сообщать данные об экономических результатах деятельности организации.

Имеет ли место в данном случае несоблюдение работодателем обязанности в сфере содействия занятости?

5. Выпускник юридического колледжа Серов обратился в органы по вопросам занятости в целях поиска подходящей работы. Орган государственной службы занятости в течение 10 дней с момента его регистрации оказал Серову следующие услуги:

1) предложил оплачиваемую работу в качестве продавца газет по договору подряда с торговой организацией;

2) предложил пройти профессиональную переподготовку (обучение основам нотариата) с тем, чтобы трудоустроить его в качестве помощника нотариуса.

Гражданин Серов отказался от каждого из предложенных вариантов. Орган государственной службы занятости не зарегистрировал его в качестве безработного спустя 10 дней, мотивируя свои действия тем, что Серов как впервые ищущий работу отказался от двух предложений, приравненных к предложениям подходящей работы.

Правомерны ли действия Центра занятости? Какие существуют особенности трудоустройства молодежи?

6. Уволенный в запас военнослужащий Кузнецов, обратившийся в целях поиска подходящей работы в орган государственный службы занятости, последним был направлен на переподготовку в соответствии с договором, заключенным между Центром занятости и образовательным центром «Время». При этом безработный Кузнецов должен был оплатить обучение.

Кузнецов отказался от прохождения обучения, мотивируя это тем, что у него нет финансовых возможностей оплатить обучение.

Орган государственной службы занятости предложил Кузнецову заключить трудовой договор с государственным унитарным предприятием «Разряд» о работе сторожем. От этого предложения Кузнецов также отказался.

По истечении 10 дней с момента регистрации Кузнецова в целях поиска подходящей работы государственная служба занятости отказалась регистрировать его в качестве безработного, мотивируя отказ тем, что для отказавшихся пройти переподготовку безработных граждан подходящей является любая оплачиваемая работа. Поскольку Кузнецов отказался от двух вариантов подходящей работы в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы, он не может быть признан безработным.

Правомерен ли отказ органа государственной службы занятости в регистрации Кузнецова в качестве безработного? Раскройте порядок профессиональной переподготовки и переобучения с участием органов государственной службы занятости.

Трудовой договор

Занятие 1. Трудовой договор: понятие и содержание

Учебные вопросы:

1. Понятие трудового договора. Значение трудового договора. Отличие трудового договора от смежных гражданско-правовых договоров.

2. Стороны трудового договора – работник и работодатель. Права и обязанности работника и работодателя. Особенности правового положения работодателя – физического лица.

3. Классификация трудовых договоров. Основания заключения срочного трудового договора.

 

Задачи к практическому занятию

1. На предприятие для заключения трудового договора обратились следующие лица: подросток 15 лет, окончивший 8 классов общеобразовательной школы; офицер, уволенный в запас из рядов Вооруженных Сил РФ; домохозяйка, ранее нигде не работавшая; выпускник высшего учебного заведения.

Какие документы должен предоставить каждый из вышеуказанных лиц, и в каких нормативных актах они названы? В течение какого срока должна быть оформлена трудовая книжка на впервые поступающих на работу, и какое значение имеет трудовая книжка? В каких статьях ТК РФ и иных нормативных актах содержатся положения о трудовой книжке, какие сведения в нее вносятся, где она должна храниться?

 

2. Какие документы предоставляют следующие лица, и в каком порядке заключается с ними трудовой договор о работе в должности:

а) врача городской больницы;

б) слесаря-инструментальщика организации;

в) доцента высшего учебного заведения;

г) кассира-инкассатора организации?

3.Начальник отдела кадров организации при заключении трудового договора о работе инженера цеха и мастера хозяйственного участка потребовал следующие документы:

паспорт;

трудовую книжку;

копию документа о высшем или среднем профессиональном образовании;

характеристику с последнего места работы;

справку с места жительства.

Соответствуют ли требования начальника отдела кадров действующему трудовому законодательству?

4. С Некрасовым был заключен трудовой договор о его работе в организации в должности инженера-экономиста. В трудовом договоре Некрасова и приказе о его приеме на работу была установлена дата начала работы – 20 марта, указана должность – инженер-экономист, размер месячного оклада. 17 апреля Некрасова ознакомили с приказом о расторжении с ним трудового договора как не выдержавшим испытания при приеме на работу.

Правильно ли поступил руководитель данной организации? В каком порядке устанавливается испытание, каковы сроки испытания? Может ли Некрасов обратиться в суд?

 

5. С Казаковым был заключен трудовой договор и установлен месячный испытательный срок. По указанию руководителя он приступил к работе с 12 апреля, хотя в трудовом договоре и приказе о приеме на работу датой начала работы значилось 15 апреля. 14 мая с Казаковым был расторгнут трудовой договор в связи с тем, что он не выдержал испытания.

Правомерны ли действия руководителя? Каков порядок расторжения трудового договора при неудовлетворительном результате испытания? Вправе ли работник по своей инициативе уволиться в период испытательного срока?

6. С инженером-технологом машиностроительного завода Алешкиным 8 февраля был расторгнут трудовой договор в связи с переводом на другую работу по письменному запросу из научно-исследовательского института. 10 февраля Алешкин явился в НИИ, где ему отказали в приеме на работу и заключении трудового договора в связи с проведенным сокращением численности в НИИ. Алешкин обратился в суд.

Прав ли руководитель НИИ? Какое решение, по Вашему мнению, примет суд? Какие гарантии установлены в ТК РФ при заключении трудового договора?

7.При заключении трудового договора с Борисовым о его работе в должности инженера-конструктора I категории конструкторского бюро руководитель организации предложил в указанный договор включить следующие условия:

– о режиме работы и отдыха;

– условиях оплаты труда;

– соблюдении правил внутреннего трудового распорядка организации;

– обязательстве Борисова в течение первых двух лет работы не использовать ежегодный или другие виды отпусков (учебный, по уходу за больными членами семьи и др.);

– обязательстве не принимать участия в забастовке;

– обязательстве не работать по совместительству у другого работодателя.

По соглашению с Борисовым трудовой договор был заключен.

Правомерны ли действия руководителя организации? Каков порядок заключения трудового договора, в какой форме и каково его содержание?

 

8. При заключении трудового договора с Черновой руководитель организации предложил внести в этот договор, наряду с другими условиями, следующие обязанности сторон:

Чернова, занимая должность главного инженера-патентоведа организации, воздерживается от любой предпринимательской деятельности и работы для третьих лиц, в том числе по совместительству, в тех областях, которые совпадают с профилем и характером деятельности организации, связанными с конфиденциальной информацией;

Чернова после увольнения из организации (независимо от причины увольнения) обязуется в течение последующих 6 месяцев воздерживаться от любой предпринимательской деятельности или работы у другого работодателя в тех областях, которые совпадают с профилем и характером деятельности организации, связанными с конфиденциальной информацией, а работодатель после увольнения Черновой (независимо от причины увольнения) обязуется в течение последующих 6 месяцев выплачивать ей ранее получаемую в данной организации заработную плату при условии, что она воздерживается от любой предпринимательской деятельности или работы у другого работодателя в тех областях, которые совпадают с профилем и характером деятельности организации, с которой она расторгла трудовой договор.

Правомерны ли действия сторон трудового договора? Каков порядок заключения указанного договора?

9. Техник организации Костин отказался от подписания срочного трудового договора с той же организацией, которая была преобразована в открытое акционерное общество. В связи с этим он был уволен приказом генерального директора по п. 6 ст. 77 ТК РФ.

Считая свое увольнение неправомерным, Костин обратился в суд с иском о восстановлении на работе. Ответчик не согласился с иском, ссылаясь на то, что после регистрации устава общества было утверждено Положение о найме и увольнении работников общества. На этом основании генеральный директор издал приказ о заключении со всеми работниками срочных трудовых договоров. В результате преобразования государственной организации произошли существенные изменения условий труда, поэтому, как считал ответчик, были основания прекратить трудовой договор с Костиным по п. 6 ст. 77 ТК РФ.

Правильно ли поступил генеральный директор открытого акционерного общества? Какое решение вынесет суд?

10. Директор организации отказал в заключении трудового договора подростку 15-летнего возраста, обосновывая свой отказ тем, что по закону лица моложе 16 лет могут быть приняты на работу в исключительных случаях, которые, по мнению директора, отсутствуют.

Правомерен ли отказ директора? Куда он может быть обжалован? В каких случаях трудовой договор может быть заключен с подростками моложе 16 лет?

11. Пенсионер по старости Волков решил устроиться на работу. В связи с этим он обратился к руководителю организации с просьбой принять его на постоянную работу. Руководитель согласился принять его на один год, учитывая его пенсионный возраст.

В каких случаях может быть заключен срочный трудовой договор?

Имел ли право руководитель заключить с Волковым срочный трудовой договор?

12. В распоряжении «О порядке приема на работу в аппарат администрации области», подписанном главой администрации области, указывалось, что для поступления на работу в аппарат области требуется представить следующие документы:

– характеристику с последнего места работы;

– декларацию о доходах;

– справки лечащего врача о прохождении предварительного медицинского осмотра.

Предусмотрены ли эти документы действующим законодательством? Правомерно ли это распоряжение?

 

13. Шумилина ознакомилась с объявлением, вывешенным на доске объявлений организации, о приглашении на работу старшего инженера-экономиста с высшим экономическим образованием и стажем работы по специальности не менее трех лет. Она обратилась в отдел кадров организации, предоставив все необходимые документы, и получив положительную резолюцию заместителя генерального директора на своем заявлении была направлена на медицинское освидетельствование. Однако на следующий день ей было отказано в заключении трудового договора в связи с тем, что ее подготовка недостаточна. Шумилина обратилась в суд с заявлением об отказе в приеме на работу. В судебном заседании Шумилина ссылалась на то, что ей необоснованно отказали в заключении трудового договора, узнав из медицинского заключения, что она беременна. Ответчик иск не признал и пояснил, что отказ в приеме на работу Шумилиной связан с тем, что у нее отсутствует необходимая подготовка с точки зрения деловых качеств для выполнения работы в должности старшего инженера-экономиста. Не соглашаясь с доводами ответчика, Шумилина указала, что ею был представлен диплом об окончании вуза по специальности и квалификации, требуемых для работы в должности инженера-экономиста, и трудовая книжка, подтверждающая стаж работы по специальности более пяти лет.

Как определяются возможности лица выполнять ту или иную работу? Какие нормативные акты устанавливают квалификационные требования для выполнения работы по занимаемой должности? Какие гарантии предусмотрены при заключении трудового договора? Какое решение примет суд?

 

14. Никонова, имеющая высшее экономическое образование, была принята на работу в домостроительный комбинат на должность экономиста по труду с трехмесячным испытательным сроком. Спустя три месяца руководитель комбината издал приказ о продлении срока испытания на один месяц (с согласия Никоновой), так как не сложилось определенного представления о деловых качествах Никоновой. Через полмесяца после этого был издан приказ об увольнении Никоновой как не выдержавшей испытания.

Считая приказ об увольнении необоснованным, Никонова обратилась в суд с исковым заявлением о восстановлении ее на работе. В нем она указала, что в период испытания к ней никаких претензий не предъявлялось, что она обладает необходимой специальностью и квалификацией для выполнения работы в должности экономиста по труду. Свое согласие на продление срока предварительного испытания она объяснила нежеланием ссориться с руководителем комбината.

Имел ли право руководитель комбината продлевать испытательный срок? Правомерно ли увольнение Никоновой? Какое решение вынесет суд по иску Никоновой?

Занятие 2. Заключение и изменение трудового договора

Учебные вопросы:

1. Основания возникновения трудовых отношений.

2. Документы, предъявляемые для заключения трудового договора.

3. Содержание и форма трудового договора.

4. Условия, обязательные для включения в трудовой договор.

5. Дополнительные условия трудового договора.

6. Испытание при приеме на работу: цель, сроки, правовые последствия. Иные возможные дополнительные условия трудового договора (о неразглашении государственной, коммерческой, служебной тайны и др.).

7. Основания, условия и порядок изменения определенных сторонами условий трудового договора.

8. Перевод на другую работу: понятие, основания, порядок перевода. Отличия перевода от перемещения.

9. Временный перевод на другую работу в случае производственной необходимости. Оплата труда при временном переводе.

10. Изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда.

11. Отстранение от работы: понятие, основания, правовые последствия.

12. Понятие и значение аттестации работников, порядок ее проведения и правовые последствия.

Занятие 3. Прекращение трудового договора

Учебные вопросы:

1. Общие основания прекращения трудового договора.

2. Расторжение трудового договора по инициативе работника.

3. Основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

4. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, независящим от воли сторон.

5. Дополнительные гарантии при переводе и увольнении для некоторых категорий работников.