II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Текущий контроль предназначен для проверки достижения студентом отдельных учебных целей и выполнения части учебных задач программы учебной дисциплины. Зачет по дисциплине преследует цель оценить работу студента за курс, полученные теоретические знания, их прочность, развитие творческого мышления, приобретение навыков самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их на практике. Форма проведения зачета: устная (ответы на вопросы), письменная (тестирование).

Преподавателю предоставляется право аттестовать студентов без итогового опроса при условии активного участия их в семинарских занятиях.

 

 

Итоговый тест по курсу «Риторика»

1. В каком из древних государств риторика считалась царицей всех наук?

1) Египет

2) Ассирия

3) Греция

4) Вавилон

5) Китай

6) Рим

2. Кого считают основоположником теории риторической науки?

1)Аристотель

2) Квинтилиан

3) Сократ

4) Платон

5) Горгий

 

3. Назовите имя автора первого русского учебника по риторике

1) И. С. Рижский

2) М. В. Ломоносов

3) А. Ф. Мерзляков

4) М. М. Сперанский

 

4. Кому из античных риторов принадлежит мнение о том, что оратор должен четко определить предмет речи, познать о нем истину, познать души людей, для которых предназначена речь?

1) Платон

2) Аристотель

3) Демосфен

4) Исократ

5) Цицерон

 

5. К какому роду красноречия относится юбилейная речь?

1) социально-политическому

2) академическому

3) социально-бытовому

4) духовному

6. В каком из типов речей излагаются события, развиваются действия, есть сюжет, персонажи, диалоги?

1) описание

2) повествование

3) рассуждение

7. Определите, к какому роду красноречия относятся перечисленные виды (жанры) публичных выступлений:

доклад на съезде, парламентское выступление, дебаты, политическое обозрение

1) академическое красноречие

2) социально-бытовое красноречие

3) социально - политическое красноречие

 

8. Найдите ошибку в перечне жанров академического красноречия:

1) лекция

2) научный доклад

3) приветственная речь

4) научный обзор

5) научное сообщение

9. Найдите ошибку в перечне эпидейктического вида красноречия

1) приветствие

2) отчет

3) благодарственное слово

4) презентация

10. Найдите лишнюю фамилию в перечне ораторов, представляющих академическое красноречие в России

1) Т. Н. Грановский,

2) Д. И. Менделеев

3) А. В. Луначарский

4) П. Ф. Лесгафт

11. К какому роду красноречия относятся выступления А. Ф. Кони, В.Д Спасовича, Ф. Н. Плевако?

1) социально-политическое красноречие

2) судебное красноречие

3) академическое красноречие

4) духовное красноречие

 

12. В каком разделе риторики даются практические советы по сбору материала?

1) элокуция

2) меморио

3) диспозиция

4) инвенция

 

 

13. В каком разделе риторики изучаются стилистические ресурсы языка?

1) акцио

2) инвенция

3) диспозиция

4) элокуция

14. Назовите избыточный элемент в классификации видов спора

1) дискуссия

2) дебаты

3) полемика

4) диспут

5) круглый стол

 

15. Назовите избыточный элемент характеристики ораторского мастерства, рассматриваемого в разделе акцио

1) манера держаться

2) соответствие содержания теме сообщения

3) звучание голоса

4) внешний вид

 

16. Назовите избыточный элемент в классификации активных приемов ведения спора

1) довод к фактам

2) довод к логике

3) довод к публике

4) вопросы к оппоненту

17. Какая задача не свойственна заключению речевого сообщения?

1) обобщение сказанного

2) указание перспектив

3) краткое повторение основных проблем

4) изложение цели выступления

 

18. Какая задача не характерна для основной части речевого сообщения?

1) сообщение информации

2) призыв к непосредственным действиям

3) обоснование собственной точки зрения

4) убеждение аудитории

 

19. Для какой части ораторского выступления характерны следующие приемы: обращение, обзор главных моментов, парадоксальность ситуации, юмористическое замечание?

1) заключение

2) вступление

3) основная часть

20. В каком из жанров письменного сообщения преобладает функционально-смысловой тип речи – описание?

1) деловая переписка

2) доверенность

3) рецепт приготовления торта

4) любовная записка

21. Определите жанр диалогической речи:

1) проповедь

2) интервью

3) лекция

4) адвокатская речь

22. Кто из ораторов выделил три основных элемента, базовых для любой формы речевого сообщения: этос, пафос и логос?

1) Платон

2) Продик

3) Демосфен

4) Аристотель

5) Ломоносов

 

23. Какому этапу риторического творчества соответствуют следующие виды деятельности: выбор темы (если дана такая возможность), определении основной цели сообщения, формулирование названия речи, продумывание эскизного плана)?

1) меморио

2)элокуция

3) инвенция

4) акцио

 

24. Определите пример метонимии

1) царь зверей

2) если бы молодость знала, если бы старость могла

3) туманный Альбион

4) все флаги в гости будут к нам

25. Назовите риторическую фигуру – разновидность повтора

1) эпифора

2) градация

3) антитеза

4) риторический вопрос

5) оксюморон

26. Какой тип аргумента использован в приведенном фрагменте речевого сообщения?

Из житейского опыта я убежден, что если вложены в человека добрые инстинктивные качества, то как бы ложная сознательная мысль ни сводила его в сторону, в кривые дорожки, натура возьмет свое и выведет человека на прямую дорогу.

 

1)аргумент к суждению

2) аргумент от абсурдного

3) аргумент из опыта

4) аргумент к уступке

27. Какой тип некорректного аргумента использован в следующем фрагменте речи?

И вы называете это законом? Нет, нет! Это никак не закон, и такой документ никогда не станет законом моей страны – порукой тому порядочность людей, к которым я сейчас обращаюсь!

1) аргумент к публике

2) аргумент к тщеславию

3) аргумент к жалости

4) аргумент из народного единодушия

28. Высказывание для доказательства тезиса называется…

1) антитезисом

2) аргументом

3) положением

4) аргументацией

29. Образцовое рассуждение называется…

1) декламация

2) хрия

3) парафразис

4) силлогизм

30. Слова и стиль выбираются прежде всего в соответствии с…

1) правилами литературного языка

2) предметом речи

3) уровнем аудитории

4) целью речи