Кому и зачем нужна институциональная экономика ?

Как случилось, что общества стали развиваться по расходящимся историческим траекториям? Почему общества так отличаются друг от друга?

Практическая применимость НИЭТ

Любые попытки определять роль институционализма практическими результатами сталкиваются с определенными проблемами.

Институционалисты, как правило, критикуют рыночную экономику и предлагают различные формы государственного вмешательства и планирования. Однако существует широкий ряд сходных позиций неоклассики. Неоклассическая теория - это теория, оперирующая стандартными методологическими принципами рациональности, максимизации и равновесия.

Практически за сто лет институционализм не только сумел "помириться" с неоклассической теорией, но и сформировал глубокий интеллектуальный багаж.

Новый институционализм обогатил экономическую теорию понятиями прав собственности и трансакционных издержек. Главный тезис этой теории состоит в том, что структура прав собственности воздействует на распределение и использование ресурсов.

Новая институциональная теория вводит также в качестве ключевого понятия трансакционные издержки, которые складываются из затрат на поиск и приобретение информации, переговоры и принятие решений, проверку и обеспечения их выполнения.

С измерением этих издержек возникают немалые проблемы, но использование данной категории позволяет обратиться к анализу контрактных отношений.

В институциональной экономической теории человек выступает как контрактор. Именно контрактные отношения становятся эффективными средствами обмена "пучками" прав собственности.

Новейший институциональный подход пытается преодолеть внеисторические рассуждения неоклассики и ставит перед собой задачу "выработки теоретической схемы для анализа исторически обусловленных препятствий на пути экономического роста."

Горизонтом этой работы видится разрешение "главной загадки человеческой истории - как объяснить широкую дивергенцию ( расхождение) траекторий исторических изменений.

Расхождение исторических траекторий тем более ставит нас в тупик, когда мы пытаемся рассматривать мировой исторический процесс со стандартных позиций неоклассической доктрины."

 

Институциональная экономика — наука об экономических результатах несовершенства людей и о возникающих вследствие этого несовершенства структурах отношений, об их многообразии и свойствах. Кому и чем полезно ее изучение?

Прежде всего, понимание процессов, происходящих в обществе, и умение их анализировать — неотъемлемая часть познания сдудентом современного общества. Человек должен знать, для чего существуют и на каких принципах функционируют государство, рынок, фирма, другие системообразующие институты общества. Институты опосредуются не иначе, как через деятельность самих людей, которые следуют (или противостоят) определенным правилам и ориентируются на соответствующие реакции на эти правила своих партнеров.

Студенты — будущие государственные чиновники или предприниматели — должны четко понимать, что в реальной жизни не все, а точнее, практически ничего не происходит по идеальным схемам, которые они изучают в стандартных курсах микро- и макроэкономики. Экономика – это не классная доска.

Знание институциональной экономики полезно для предпринимателей, поскольку она обосновывает схемы учета несовершенства людей, предлагая своего рода инструменты предпринимательского маркетинга. Можно ли заставить людей в массовом порядке принимать нерациональные решения? Как фирме создать действенные и при этом доступные по цене защитные механизмы от последствий нерациональности своих сотрудников и вместе с тем сохранить гибкость схем принятия решений? Как, напротив, выработать действенные и при этом доступные по цене механизмы агрессии?

Фирмы, ведя войну за выживание, в некоторых случаях вынуждены принимать заведомо нерациональные решения. Люди ограниченно рациональны, и выигрывает тот, кто с максимальной пользой для себя использует ограниченную рациональность других, разработав при этом механизмы для собственной защиты от присущего ему несовершенства. Поэтому принимаемые решения не всегда прямолинейны.

Другой пример: если бы фирмы руководствовались только стандартной схемой оценки приведенной стоимости компании, они не покупали бы неэффективные компании. Однако иногда фирмам приходится их покупать, чтобы те не превратились в дальнейшем в опасного конкурента.

А реформаторам знание институциональной экономики, институционального проектирования нужно, как никому другому. Неудачный опыт институциональных преобразований, не учитывающих реальных факторов, может привести к масштабным негативным последствиям, которые еще долго будут сказываться на жизни всего общества.

Многие экономисты склонны считать, что увесистый багаж теоретических знаний дает им абсолютно точное понимание того, как что работает и как что должно работать, и понимание это делает их носителями единственно верной системы ценностей. Они совершают большую ошибку. Жизнь сложнее и богаче любых схем и теорий. Она каждый день показывает нам, чем реальные институты отличаются от идеальных и почему реальные институты никогда не станут идеальными. Те, кто способен это увидеть и понять, становятся наиболее успешными бизнесменами, банкирами, государственными деятелями, реформаторами.

Многие подходы и теории, которые развиваются сейчас в рамках НИЭТ, пока еще дискуссионны, они нуждаются в разработке и окончательном оформлении.

 

1. Какие историко-экономические предпосылки обусловили возник­новение институционализма?

2. В чем сущность принципа экономического принуждения?

3. Сделайте сравнительный анализ разных моделей человека: экономического и институционального человека.

4. Какие предпосылки обусловили зарождение исторической школы Германии? Что предопределило подобного рода название этого направления экономической мысли?

5. Сформулируйте сущность методологических особенностей истори­ческой школы Германии.

6. Почему институционализм считают альтернативой неоклассичес­кой теории?

7. Охарактеризуйте методологические особенности институционализма.

8. Дайте характеристику жесткого ядра неоклассической теории. В чем состоит критика этого жесткого ядра?

9. Каковы основные особенности модели человека homo oeconomicus?

10. Сравните понятия полной и ограниченной рациональности. Приведите примеры из вашего повседневного поведения потребителя.

11. Какова роль причинно-следственных связей в экономике? Приведите примеры.

12. В чем вы видите пределы применимости и расширение неоклассического подхода?

13. Сравните аргументацию взглядов па предмет и метод экономичес­кой науки в творческом наследии классической и исторической школ экономической мысли.