Модели поведения человека в институциональной экономике.

Экономическая теория со времени своего возникновения как самостоятельной области знания использовала модель экономического человека. Создание такой модели обусловлено необходимостью исследования проблемы выбора и мотивации в хозяйственной деятельности индивидов. Но как справедливо отмечал Саймон усилия экономистов были направлены в основном на исследование результатов выбора экономической сфере, а сам выбор как процесс выпал из поля экономического анализа: «неоклассическая теория исследует, по сути, не процесс выбора, а его результаты»[i][1].

Внимание экономистов к проблеме и механизму экономического выбора и условий, опосредующих этот выбор, обусловило пересмотр классической модели экономического человека в рамках институционализма.

Модели поведения человека в институциональной экономике и их роль в экономическом развитии.

 

Сравнительная характеристика теоретических представлений об индивиде.

 

 

Критерий сравнения Экономический человек Институциональный человек
1. Подход в экономической теории Неоклассика Институционализм
2. Цель Максимизация полезности Культурная образованность
3. Знания и вычислительные способности Неограниченные Ограниченные
4. Желания Определяются самостоятельно Определяются культурой
5. Рациональность Полная Культурная
6. Оппортунизм Нет коварства (обмана) и нет принуждения Есть коварство (обман) и есть принуждение
Функция модели Модель – лишь инструмент, служащий для анализа экономических процессов Модель человека – центральный объект исследования сама по себе.
Детерминант поведения Стремление к максимизации только своего удовольствия Привычки, инстинкты и социальные институты
Максимизация полезности Одна из ключевых предпосылок Отрицание максимизации

 

Институционализм рассматривает человека как актора, но пытается исследовать те фак­торы, которые определяют его выбор в условиях нестабильной среды, неполной информа­ции. Кардинально меняется инструментальная картина экономиста.

Актор — категория, которая пришла в экономику из социологии. Актор — человек, сознательно действующий, принимающий значимые для себя и других решения.

Экономическая теория из царства непрерывных кривых спроса-предложения превращается в дерево возможностей (или, точнее, в пучок возможностей). Институты перестают быть непреодолимыми, раз и на­всегда заданными препятствиями для инвестора или политика: на институты теперь можно целенаправленно воздействовать и оценивать эффективность такой стратегии по сравнению со стратегией следования действующим институтам. Институционализм позволяет выделить «скелет» экономического выбора многих людей: это структуры, внешние по отношению к ак­торам (институты, сети, контракты), а также экономическая культура, которая существует в виде их ментальных конструкций (знаний и ценностей) и соглашений (таких, например, как язык общения или общее знание, ограничивающее возможности вступления в сделку).

Из неё особенно хорошо заметен компромиссный характер институциональной модели человека. Экономика — наука рациональная, направленная на выявление четких исторических закономерностей человеческого поведения. История показывает, что люди в своем поведении зачастую руководствуются нерациональностью.

Понятие рациональность является настолько сложным для научного анализа, насколько простым это понятие кажется с точки зрения обыденного сознания.

Согласно Хайеку рациональным поведением можно назвать такой тип поведения, которое «нацелено на получение строго определенных результатов». При том отмечается, что теория рационального выбора объясняет, только нормальное поведение людей.