Сравнительная характеристика теоретических представлений об индивиде.

 

Критерий сравнения Экономический человек Институциональный человек
1. Подход в экономической теории Неоклассика Институционализм
2. Цель Максимизация полезности Культурная образованность
3. Знания и вычислительные способности Неограниченные Ограниченные
4. Желания Определяются самостоятельно Определяются культурой
5. Рациональность Полная Культурная
6. Оппортунизм Нет коварства (обмана) и нет принуждения Есть коварство (обман) и есть принуждение
Функция модели Модель – лишь инструмент, служащий для анализа экономических процессов Модель человека – центральный объект исследования сама по себе.
Детерминант поведения Стремление к максимизации только своего удовольствия Привычки, инстинкты и социальные институты
Максимизация полезности Одна из ключевых предпосылок Отрицание максимизации

 


В неоклассике рассматриваются функциональные, а не причинно-следственные связи. Этот тип связи понимается как такое отношение между объектами, при котором изменения каждого из них сопутствуют друг другу.

Модель функциональной связи в общем виде можно представить уравнением:

Пример. Qd = f (P) или Р = f (Qd)

Здесь отсутствуют главные признаки причинно-следственной связи:

· производительность (объекты не производят друг друга),

· асимметричность во времени (они сосуществуют одновременно, одно из них не предшествует другому),

· необратимость.

Функциональная связь существует лишь при условии, что вторая из переменных зависит только от первой переменой и ни от чего более.

Функциональные связи характеризуются полным соот­ветствием между изменением факторного признака и изменением результативной величины, и каждому значению признака-фактора соответствуют вполне определенные значения результативного признака.

Функциональная зависимость может связывать резуль­тативный признак с одним или несколькими факторными призна­ками.

В реальной экономике таких связей нет.

Любая функция, функциональная связь (в том числе множественная) является лишь абстракцией, полезной и необходимой при анализе явлений, но упрощающей реальность.