Цели освоения дисциплины и место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Содержание
1 Рабочая учебная программа дисциплины…………………………………………………………………3
1.1 Цели освоения дисциплины и место дисциплины в структуре ООП…………………………3
1.2 Квалификационная характеристика специалиста в части изучаемой дисциплины и требования к обязательному минимуму содержания дисциплины, определенных ГОС ВПО по специальности 031001 «Филология»………………………………………………………………………...3
1.3 Структура курса…………………………………………………………………………………...4
1.4 Содержание дисциплины…………………………………………………………………………5
1.5 Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………………………………6
1.5.1 Планы семинарских (практических) занятий…………………………………………6
1.5.2 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов…………...9
1.5.3 Перечень основной и дополнительной литературы…………………………………17
1.6 Содержание и порядок текущей и промежуточной аттестации студентов………………….18
2 Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины……………………………20
3 Методические рекомендации для преподавателя………………………………………………………21
4 Методические указания для студента……………………………………………………………………21
1. 1 Рабочая учебная программа дисциплины «Риторика»
Цели освоения дисциплины и место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Риторика, несмотря на свое 25-вековое существование, стала преподаваться в современном российском вузе совсем недавно. Ее реабилитация не случайна и обусловлена необходимостью совершенствовать коммуникативные способности, связанные с эффективным (воздействующим) общением. Однако успешное изучение основ результативной речи невозможно без серьезной теоретической подготовки, предполагающей знакомство с природой речевого воздействия, условиями его осуществления, механизмами его реализации. Все вышеизложенное позволяет сформулировать цель курса, которая состоит в том, чтобы содействовать формированию риторической компетенции будущего филолога. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– дать общее представление о специфике риторического знания, раскрыть значимость таких методологических категорий, как предмет, объект риторики, содержательный состав дисциплины и ее место в системе гуманитарного знания;
– рассмотреть те коммуникативные категории, которые предопределяют феномен речевого воздействия, сделав акцент на таких способностях языковой личности, как речепорождение, речевосприятие и взаимодействие;
– познакомить с основными принципами оптимизирующего моделирования на материале отдельных речемыслительных стандартов (риторика импровизации) и такого социально значимого жанра профессионального общения, как публичная речь;
– выработать определенный минимум умений, которые позволят воспользоваться речемыслительными стандартами, улучшающими эффективность коммуникации.
Изучение риторики осуществляется на основе знаний, умений и навыков, приобретенных студентами в результате освоения школьных курсов «Русский язык и развитие речи», «Стилистика», «Русская словесность», «Литература» и др. Изучение данной дисциплины находится также в тесной связи с изучением таких дисциплин, как культура речи, логика, введение в литературоведение, история русской и зарубежной литературы, современный русский язык и др.
В соответствии с учебными планами данная дисциплина реализуется на специальности «Филология» на очной форме обучения в объеме 62 часов (из них 40 аудиторных; лекционных – 20, семинарских – 20, СРС- 22).
Данная дисциплина читается на четвертом курсе в восьмом семестре. Форма итогового контроля – зачет.
Квалификационная характеристика специалиста в части изучаемой дисциплины и требования к обязательному минимуму содержания дисциплины, определенных ГОС ВПО по специальности 031001 «Филология».
Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения дисциплины студент должен:
– знать основы лингвистических знаний и риторики;
– овладевать риторическими навыками и умениями: отбора литературы, изучения, составления плана, самообладания перед слушателями, ориентации во времени в процессе произнесения речи;
– усвоить культуру полемической речи.