Особенность заключения государственного контракта и договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.

Понятие и сфера применения договора. Система договоров опосредующих поставку товаров для гос и муниципальных нужд.

Договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд

Данный договор применяется для регулирования отношений связанных с поставками товаров, которые предназначены для удовлетворения потребностей РФ, субъектов РФ, муниципальных образований для обеспечения обороны, безопасности страны, надлежащего уровня жизни, здоровья граждан и т.д.

Данный вид договора существует в настоящее время и регулируется значительным количеством НПА. В кодексе выделен отдельный параграф, который регулирует данный договор.

Нормативная база:

1. ФЗ «О поставках продукции для федеральных и государственных нужд» от 13.12.1994 года;

2. ФЗ «О государственных резервах» от 29.12.1994 года;

3. ФЗ «О закупках и поставках с\х продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» 02.12.1994 года;

4. ФЗ «О государственном оборонном заказе» от 27.12.1995 года;

5. ФЗ № 94 «О размещение заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 года

6. П.4 гл. 30 ГК РФ

Поставка товаров для гос нужд может осуществляется:

1. Простой договорной связью – состоит в заключении одного договора (гос контракт).

2. Сложная система – предусматривает заключения 2 соглашений:

a. Гос контракт

b. Договор поставки товаров для гос и муницип нужд, который заключается на основании гос контракта

Государственные нужды – обеспечиваемые за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников потребность РФ, субъектов РФ и муниципальных образований и государственный заказчиков в товарах, работах и услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, в том числе для исполнения международных обязательств РФ.

Государственный (муниципальный) заказчик – государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казённые и бюджетные учреждения и иные получатели средств соответствующего бюджета.

Существует значительная специфика регулирования данных отношений, так как данный договор исполняется за счет средств бюджета.

Процедура состоит из:

1) Определение потребности соответствующего субъекта в тех или иных товарах. Потребности фиксируются в НПА, подтверждающими соответствующий бюджет, на основании заявок непосредственными потребителями.

На это этапе назначаются гос заказчики и формируется гос заказ.

2) Размещение государственного заказа – осуществляемые в установленном порядке действия заказчиков по определению поставщиков в целях заключения государственных и муниципальных контрактов. Данные действия регламентируются законом детально.

Способы размещения государственного заказа (ст. 10 № 94 ФЗ):

а) Размещение заказов в форме торгов (конкурс или аукцион, в том числе аукциона в электронной форме)

б) Размещение заказов без проведения торгов

v запрос котировок,

v приобретение товаров у единственного поставщика

v Путём приобретения товара на товарной бирже

Приоритетным является первый способ. Второй случай применяется в случаях установленный законом.

 

 

Во всех случаях должны осуществляться путем торгов. Размещением заказа занимается государственный заказчик. Второй стороной являются «участники размещения заказов», в качестве них может выступать любое физическое и юридическое лицо; требования к ним предъявляются и устанавливаются к конкретным требования отдельно. Закон содержит общие требования, которым должны отвечать данные субъекты:

- в отношении участников не должна быть инициирована ликвидация (в том числе и банкротство)

- в отношении участников не должна быть приостановлена деятельность в порядке наказания КоАПом

- у данных участников должна отсутствовать задолжность по налогам, сборам и иным платежам за прошедший календарный год и в нынешний год (если она есть, то размер не должен превышать 25% от балансовой стоимости активов данных участников)

Способы:

Конкурс – это торги победителем которых признаётся лицо предложившее лучшие условие исполнение контракта.

По общему правилу конкурс должен быть открытым, закрытый – в отдельных случаях (например: поставка товаров сведенья о которых составляют гос тайну).

Аукцион – это торги победителем которых признаётся лицо предложившее более низкую цену контракта.

По общему правилу аукцион открытый. Законом допускается проведение открытого аукциона в электронной форме (если цена контракта не превышает 1 млн рублей, он проводится путем размещения соответствующей информации на официальном сайте государственного заказчика в сети Интернет).

 

Процедура запроса котировок

Процедура запроса котировок - способ размещения заказа, при котором информация о потребностях товара сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте заказчика соответствующего объявления; победителем признается участник, первым предложивший наиболее низкую цену контракта. Такой способ применяется, если цена контракта не более 500 тыс. рублей.

 

Размещение заказов у единственного поставщика

Такой порядок возможен только в исключительных случаях, предусмотренных законом. Подобный способ размещения заказов возникает в случаях необходимости приобретения товаров в скором времени (из-за непреодолимой силы), также по приобретению культурных ценностей, если товар, который необходимо приобрести, изготавливаются единственным поставщиком на территории РФ.

3 этап - Принятие заказа участником размещения заказа либо поставщиком

Принятие заказа оформляется заключением государственного контракта и с этого момента заказ считается размещенным.

Государственный контракт –по нему поставщик обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику, либо по его указанию иному лицу, а заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров. Заключение государственного контракта является обязательным по общему правилу только для гос заказчика. Исключение содержится в ст. 9 ФЗ №94. Государственный заказчик может отказаться от заключения контракта только в случаях, предусмотренных в ФЗ.

По общему правилу поставщик не обязан заключать контракт. В отношении поставщика закон предусматривает случаи, когда он обязан заключить контракты, но во всех этих случаях государственный заказчик обязан возместить все убытки поставщику, которые ему могут быть причинены в связи с исполнением контракта (ст. 527 ГК РФ). Проект самого контракта разрабатывается заказчиком, который потом отправляется поставщику. В течение 30 дней поставщик должен рассмотреть проект и сообщить свое решение относительно его. Возможно 3 варианта решения:

1. полное согласие с контрактом на предложенных условиях – сразу подписывается текст контракта

2. поставщик согласен заключить контракт, но на условиях, отличающихся от тех, которые предусмотрены контрактом. В таком случае поставщик должен подписать контракт, а свои разногласия изложить в протоколе разногласий и пересылает все это заказчику. В течение 30 дней рассматривается протокол разногласий и сообщается решение поставщику. 2 варианта решения: согласие с протоколом, либо отклонение тех или иных пунктов протокола. Если заказчик вносит те или иные изменения, то поставщик вправе передать возникший спор на разрешение арбитражного суда. Те же действия поставщик может принимать, если заказчик отклоняется от заключения контракта. Аналогичные правила действуют, когда заключение контракта является обязательным для поставщика, то заказчик имеет право обращения в суд.

Государственным контрактом может быть предусмотрено, что поставка осуществляется заказчику либо другим лицам.

Государственный заказчик обязан выдать поставщику извещение о прикреплении покупателей после заключения контракта. На основании данного извещения поставщик обязан в течение 30 дней составить проект договора поставки и отправить его покупателю. Заключение данного договора является обязательным для поставщика. Покупатель должен в течение 30 дней либо подписать контракт, либо подписать с протоколом разногласий, либо отказаться в письменной форме. Для покупателя заключение данного договора не является обязательным. Разногласия регулируются в том же порядке, как указано выше.

3. поставщик отказывается от заключения контракта

Поставщик обязан незамедлительно уведомить покупателя об отказе заключить договор, соответственно уведомить заказчика, который обязан прикрепить нового покупателя в течение 30 дней со дня получения извещения об отказе покупателя заключить договор. Если этого не делается, то поставщик имеет право требовать от заказчика принятия и оплаты товара.

 

Особенности содержания обязательства по поставке товара государственных и муниципальных нужд

Для поставщика:

1) В рамках контракта может содержаться дополнительная обязанность поставщика заключить договор с покупателем. В определенных случаях, обязательства поставщика могут исчерпываться данным действием.

2) Существенным условием государственного контракта является условия об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Закон устанавливает требования к ним:

a. Ответственность должна наступать в форме неустойки

b. Размер неустойки не может быть меньше 1/300 действующей на дату заключения контракта ставки рефинансирования ЦБ РФ

Для заказчика и покупателя:

1) У государственного заказчика по контракту может возникать обязанность по прикреплению к поставщику покупателя.

2) Покупатель обязан оплачивать товар по ценам которые указанны в гос контракте; однако если он не исполняет эту обязанность, то государственный заказчик выступает в качестве поручителя по этому обязательству покупателя.

3) В случае, когда заключение государственного контракта является обязательным для поставщика, государственный заказчик либо покупатель должны возместить поставщику убытки, которые могут быть вызваны исполнением контракта. Если эта обязанность нарушается, поставщик вправе отказаться от исполнения государственного контракта и требовать возмещения убытков в суде

4) Законодатель предусматривает случаи, когда заказчик имеет право полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена по контракту, при отсутствии нарушения со стороны поставщика. Данные случаи обычно связаны с отсутствием бюджетного финансирования и подобных условий. Заказчик в таких случаях обязан компенсировать поставщику все убытки, вызванные отказом.

5) Существенным условием государственного контракта является условие о порядке осуществления приемки поставляемых товаров.

6) В случае просрочки исполнения обязательств по контракту заказчик несет ответственность в виде неустойки и к ней предъявляются те же требования, что и к неустойки поставщика (не менее 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ).