Анализ предложения
Отношение между рыночными ценами и тем количеством товара, который производители способны приобрести и готовы предложить по каждой конкретной цене (из ряда возможных цен в течение определенного времени). Из определения следует, что предложение рассматривается с точки зрения выгодности цены для производителя.
Указывает на количество товара, которое производители готовы произвести по разным ценам — то же самое, что сказать какие должны быть цены, чтобы производитель предлагал то или иное количество товара.
Рыночное предложение можно оценить как ряд альтернативных возможностей производителей и представить в виде шкалы.
Таблица 3.2
Возможности | Цена | Величина предложения |
A | ||
B | ||
C | ||
D | ||
E |
Рисунок — кривая предложения (построенная по таблице 3.2)
В отличии от нисходящей кривой спроса, кривая предложения — восходящая, т.к. отражает положительную, или прямую, связь между ценой и количеством предлагаемого товара. Эта связь и называется законом предложения.
Закон гласит: «с повышением цен при прочих равных условиях соответственно возрастает и величина предложения (количество), и, соответственно, со снижением цен сокращается и величина предложения».
Для потребителей, цена — это барьер, сдерживающий фактор. Для производителей, цена — это выручка за каждую единицу товара, соответственно, более высокая цена — большая выручка — стимул и возможность расширения производства действующим производителем.
Одновременно высокая цена сигнализирует всем владельцам денежных ресурсов и факторов производства, что изготовление данного товара — это зона выгодного приложения капитала. Туда устремляются новые производители, расширяется производство, следовательно, увеличивается предложение.
Кривая предложения, как и кривая спроса, строится, исходя из того, что количество предлагаемого товара определяется одним фактором — его ценой. Существуют также неценовые факторы предложения.
К основным из них относятся следующие:
- Издержки производства (цены за ресурсы и технология).
- Налоги и дотации.
- Цены на сопряженные товары.
- Размер рынка (число продавцов на рынке).
- Ожидание производителями изменения цен.
Задание. Воздействие на предложение каждым из факторов.
Если возрастут цены на используемые ресурсы, производители будут производить меньше. Это значит, что кривая сдвинется влево.
Рисунок — график кривой предложения, сдвинутый влево.
Если же снизятся цены на используемые ресурсы, то производители смогут производить большее количество товаров. Это значит, что кривая сдвинется вправо.
Рисунок — график кривой предложения, сдвинутый вправо.
Если производители под воздействием изменения любых из неценовых факторов обнаруживают возможность и желание предлагать большее количество товара по каждой из возможных цен, происходит увеличение предложения. Графически — сдвиг кривой предложения вправо.
Если же они обнаруживают возможность и желание производить меньшее количество товаров по каждой из возможных цен, то графически — это сдвиг кривой влево.
Но следует делать различие между изменением предложения и изменением величины предложения. Изменение в предложении выражается в смещении всей кривой предложения, причина — изменения неценовых факторов.
И напротив, изменение величины предложение означает движение от одной точки к другой на постоянной кривой предложения. Причина — изменение цены данного товара.