Анализ спроса

Количественная теория денег. Определение денежной массы.

Различают:

- деньги в узком смысле

- деньги в широком смысле.

Деньги в узком смысле (М1).

1. Наличные (бумажные и металлические деньги).

2. Чековые вклады (вклады до востребования).

Деньги в широком смысле (М2).

ПОМИМО М1 включают:

1. Общую сумму срочных вкладов.

2. Бесчековые сберегательные счета.

3. Ценные бумаги (гос.), находящиеся на руках отдельных лиц и частных фирм, исключая банки и другие финансово0крединтые учреждения.

Почти деньги –это определенные высоколиквидные финансовые активы, которые легко, с небольшими потерями, могут переводится в наличные.

 

 

Лекция 5.

 

Тема 3. Механизм рынка.

Рынок и его структура.

 

Спрос и предложение, процесс их взаимодействия. Функционирование рыночного механизма.

 

Рыночная экономика — саморегулирующийся инструмент. Это — спрос и предложение.

 

Спрос — это платежеспособная потребность. Рыночный спрос формируется как сумма индивидуальных спросов. Спрос показывает то количество товара, которое потребители готовы приобрести по разным ценам в течение определенного периода времени.

Как следует из определения, спрос рассматривается с точки зрения выгодности цены для потребителя.

Итак, спрос можно определить как ряд альтернативных возможностей потребителя.

 

Таблица 3.1. Рыночный спрос.

Возможности Цена Количество
A
B
C
D
E

 

Таблица отражает связь между ценой за товар и количеством товара, которого может за эту цену купить потребитель.

 

Рисунок — кривая спроса (график по таблице 3.1)

 

 

 

 

Кривая спроса — всегда нисходящая, т.к. отображаемая ею зависимость между ценой и количеством покупаемого товара — обратная, или отрицательная. Эта зависимость между ценой и количеством и называется «законом спроса».

Закон гласит: «Снижение цены при прочих равных условиях ведет к соответствующему увеличению величины спроса (количества покупаемого товара). И напротив — повышение цены при прочих равных условиях ведет к уменьшению величины спроса.»

Такой характер зависимости определяется следующими элементами:

  1. Эффект дохода — в условиях повышения цены, потребитель, фактически, становится беднее — падает покупательная способность его дохода, соответственно, будет приобретаться меньшее количество товара. И напротив — при снижении цены возрастает реальный доход потребителя + в покупку данного товара включаются лица, которые раньше не могли подойти к данным вещам. Следовательно, товара на рынке приобретается больше.

Но в определенный момент происходит перенасыщение рынка, поэтому следует уменьшать цену, чтобы спрос все равно рос.

  1. Эффект замещения — при повышении цены данного товара, потребители переключаются на относительно более дешевый, альтернативный товар, товарозаменитель. Соответственно, наоборот: при снижении цены происходит переключение интереса потребителей с альтернативного товара на текущий.

Эффекты дохода и замещения действуют одновременно: потребители хотят покупать большее количество товара по более низкой цене, чем по более высокой.

  1. Действие закона убывающей предельной полезности. Полезность — это удовлетворение потребности.

В любой данный момент времени каждый покупатель товара получает все меньше полезности от каждой его последующей единицы. Соответственно, потребители будут приобретать последующие единицы товара при условии снижении его стоимости.

  1. Фирмы проводят распродажи, что свидетельствует о том, что они верят в этот закон.

 

Фактически, закон действует в отношении почти всех товаров. Но есть исключения: эффект Гиффена и эффект Веблена.

При построении кривой спроса мы исходили из того, что количество покупаемого товара зависит только от одного фактора — его цены, но существуют также т.н. «неценовые факторы спроса» (они не связаны с ценой данного товара).

Факторы:

  1. Денежные доходы покупателя.
  2. Размер рынка, количество покупателей на рынке.
  3. Цены на сопряженные товары: взаимозаменяемые (товары-субституты) и взаимодополняемые товары (комплиментарные).
  4. Вкусы и предпочтения потребителей.
  5. Потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.

 

Задание: Оценить влияние каждого из факторов на спрос.

 

1. Денежные доходы покупателей.

При увеличении доходов приобретается большее количество товаров, это будет сдвиг кривой спроса вправо.

Рисунок — график кривой спроса, с увеличенным количеством покупаемого товара.

 

При уменьшении доходов — сдвигается влево.

 

При изменении неценовых факторов происходит изменение всей шкалы спроса. Следовательно, изменение положения кривой спроса.

Если потребители демонстрируют возможность и желание приобретать большее количество товара по существующим ценам — это рост спроса (графически — сдвиг кривой спроса вправо). Если потребители демонстрируют возможность и желание приобретать меньшее количество, то происходит уменьшение спроса (графически — сдвиг кривой влево).

Изменения в спросе не следует смешивать с изменением величины спроса. Изменение в спросе выражается в смещении всей кривой спроса. Причина — изменение неценовых факторов спроса. На языке экономистов, спрос — это вся шкала, соответственно, вся кривая. Если изменяется шкала, происходит изменение спроса, соответственно, положения кривой спроса.

Изменение величины спроса означает передвижение от одной точки к другой на постоянной кривой спроса. Т.е. это движение по кривой, а не изменение ее.

 

Причина изменения цены данного товара