Анализ спроса
Количественная теория денег. Определение денежной массы.
Различают:
- деньги в узком смысле
- деньги в широком смысле.
Деньги в узком смысле (М1).
1. Наличные (бумажные и металлические деньги).
2. Чековые вклады (вклады до востребования).
Деньги в широком смысле (М2).
ПОМИМО М1 включают:
1. Общую сумму срочных вкладов.
2. Бесчековые сберегательные счета.
3. Ценные бумаги (гос.), находящиеся на руках отдельных лиц и частных фирм, исключая банки и другие финансово0крединтые учреждения.
Почти деньги –это определенные высоколиквидные финансовые активы, которые легко, с небольшими потерями, могут переводится в наличные.
Лекция 5.
Тема 3. Механизм рынка.
Рынок и его структура.
Спрос и предложение, процесс их взаимодействия. Функционирование рыночного механизма.
Рыночная экономика — саморегулирующийся инструмент. Это — спрос и предложение.
Спрос — это платежеспособная потребность. Рыночный спрос формируется как сумма индивидуальных спросов. Спрос показывает то количество товара, которое потребители готовы приобрести по разным ценам в течение определенного периода времени.
Как следует из определения, спрос рассматривается с точки зрения выгодности цены для потребителя.
Итак, спрос можно определить как ряд альтернативных возможностей потребителя.
Таблица 3.1. Рыночный спрос.
Возможности | Цена | Количество |
A | ||
B | ||
C | ||
D | ||
E |
Таблица отражает связь между ценой за товар и количеством товара, которого может за эту цену купить потребитель.
Рисунок — кривая спроса (график по таблице 3.1)
Кривая спроса — всегда нисходящая, т.к. отображаемая ею зависимость между ценой и количеством покупаемого товара — обратная, или отрицательная. Эта зависимость между ценой и количеством и называется «законом спроса».
Закон гласит: «Снижение цены при прочих равных условиях ведет к соответствующему увеличению величины спроса (количества покупаемого товара). И напротив — повышение цены при прочих равных условиях ведет к уменьшению величины спроса.»
Такой характер зависимости определяется следующими элементами:
- Эффект дохода — в условиях повышения цены, потребитель, фактически, становится беднее — падает покупательная способность его дохода, соответственно, будет приобретаться меньшее количество товара. И напротив — при снижении цены возрастает реальный доход потребителя + в покупку данного товара включаются лица, которые раньше не могли подойти к данным вещам. Следовательно, товара на рынке приобретается больше.
Но в определенный момент происходит перенасыщение рынка, поэтому следует уменьшать цену, чтобы спрос все равно рос.
- Эффект замещения — при повышении цены данного товара, потребители переключаются на относительно более дешевый, альтернативный товар, товарозаменитель. Соответственно, наоборот: при снижении цены происходит переключение интереса потребителей с альтернативного товара на текущий.
Эффекты дохода и замещения действуют одновременно: потребители хотят покупать большее количество товара по более низкой цене, чем по более высокой.
- Действие закона убывающей предельной полезности. Полезность — это удовлетворение потребности.
В любой данный момент времени каждый покупатель товара получает все меньше полезности от каждой его последующей единицы. Соответственно, потребители будут приобретать последующие единицы товара при условии снижении его стоимости.
- Фирмы проводят распродажи, что свидетельствует о том, что они верят в этот закон.
Фактически, закон действует в отношении почти всех товаров. Но есть исключения: эффект Гиффена и эффект Веблена.
При построении кривой спроса мы исходили из того, что количество покупаемого товара зависит только от одного фактора — его цены, но существуют также т.н. «неценовые факторы спроса» (они не связаны с ценой данного товара).
Факторы:
- Денежные доходы покупателя.
- Размер рынка, количество покупателей на рынке.
- Цены на сопряженные товары: взаимозаменяемые (товары-субституты) и взаимодополняемые товары (комплиментарные).
- Вкусы и предпочтения потребителей.
- Потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.
Задание: Оценить влияние каждого из факторов на спрос.
1. Денежные доходы покупателей.
При увеличении доходов приобретается большее количество товаров, это будет сдвиг кривой спроса вправо.
Рисунок — график кривой спроса, с увеличенным количеством покупаемого товара.
При уменьшении доходов — сдвигается влево.
При изменении неценовых факторов происходит изменение всей шкалы спроса. Следовательно, изменение положения кривой спроса.
Если потребители демонстрируют возможность и желание приобретать большее количество товара по существующим ценам — это рост спроса (графически — сдвиг кривой спроса вправо). Если потребители демонстрируют возможность и желание приобретать меньшее количество, то происходит уменьшение спроса (графически — сдвиг кривой влево).
Изменения в спросе не следует смешивать с изменением величины спроса. Изменение в спросе выражается в смещении всей кривой спроса. Причина — изменение неценовых факторов спроса. На языке экономистов, спрос — это вся шкала, соответственно, вся кривая. Если изменяется шкала, происходит изменение спроса, соответственно, положения кривой спроса.
Изменение величины спроса означает передвижение от одной точки к другой на постоянной кривой спроса. Т.е. это движение по кривой, а не изменение ее.
Причина изменения цены данного товара