Лекция 1. Введение в экономику. Экономические системы и общие проблемы экономического развития

РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Мотивация

Экономика — дисцип­лина федерального компонента цикла «общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Ее основные поло­жения изучают студенты вузов всех специальностей нашей страны. Учебные дисциплины могут называться по-разному: политическая экономия, экономическая теория, экономикс, экономика, но основное содержание соответствующих курсов одинаково — это теоретические основы экономической жизни общества.

Экономика исследует проблемы, касающиеся всех людей без исключения. Любой человек рано или поздно задается во­просами: от чего зависит заработная плата, почему растут цены, что такое инфляция, что выгоднее — работать по найму или организовать свое дело и др.

Изучение экономики создает целостное представление об экономической жизни общества, формирует экономический образ мышления, необходимый для понимания сути экономи­ческих явлений и процессов.

Будущим врачам - педиатрам необходимо выяснить разностороннюю взаимосвязь экономических и социальных отношений. Поэтому в наших лекциях будут затронуты вопросы взаимодействия экономи­ки и социальных групп , освещены проблемы законодательного регулирования хозяйственной деятельности, рассмотрены экономические законы общественной жизни, структура и характер теневой экономики.

Специалисты-экономисты испытыва­ют затруднения в своей профессиональной деятельности именно на стыке двух важнейших наук: экономики и политики . Взаимо­действие этих двух областей человеческого знания особенно актуально в настоящее время. Политики и экономисты пыта­ются разрешить важнейшие вопросы: как создать по-настояще­му как сформировать эффективные ры­ночные отношения, чтобы Россия занимала достойное место в мировой экономической системе и т.п.

Конспект моих лекций состоит из четырех разделов («Основы экономической теории», «Микроэкономика», «Макроэконо­мика», «Особенности переходной экономики России»).

Довольно сложный материал по экономике я постараюсь изложить в сжатой, наглядной и доступной форме.

 

 

Слово «экономика» греческого происхождения (oikonomike— «искусство домохозяйства»), оно означает «законы хозяйствования». В целом под термином «экономика» понимают хозяйство, в широком смысле этого слова — науку о хозяйстве и хозяйствовании, а также отношениях между людьми в процессе хозяйствования. Экономика, как и любая учебная дисциплина, имеет свой предмет изучения.

Во-первых, экономика — это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества в целом созданием необходимых благ (экономика отрасли, региональная экономика (района, края, области, страны), мировая экономика).

Во-вторых, экономика — это совокупность экономических (производственных) отношений между людьми, складываю­щихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

В-третьих, экономика — это наука о выборе наиболее эффективных (рациональных) способов удовлетворения безграничных потребностей людей ограниченными экономическими ресурсами.

Существуют и другие определения предмета экономики, но общепризнанным в последние годы считается следующее.

Экономика — это наука об оптимальном, эффективном использовании редких, ограниченных экономических ресурсов с целью удовлетворения безграничных и постоянно меняющихся потребностей людей, фирмы и общества в целом.

Экономика выполняет методологическую, научно-познавательную, критическую и практическую функции.

Методологическая функция. Многие ученые-экономисты утверждают, что экономическая теория представляет собой не только учение, но и метод. Экономическая наука в методологическом плане учит, что надо делать и чего делать не следует, помогает нам понимать окружающую хозяйственную жизнь, оценивать пользу одних явлений и вред других; учит новым способам познания экономических явлений, позволяет предвидеть некоторые последствия наших практических действий.

Научно-познавательная функция экономики состоит в том, чтобы всесторонне изучать экономические процессы и явления производственной деятельности хозяйства, процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, без которых существование человеческого общества невозможно. На основе теоретических обобщений реальных факторов хозяйственной жизни научно-познавательная функция экономики позволяет открыть законы, по которым развивается человеческое общество.

Критическая функция состоит в том, чтобы дать объективную критическую или позитивную оценку экономическим явлениям и процессам различных форм хозяйствования. В реальной жизни мы имеем дело с самыми различными формами хозяйствования, одни из них более эффективны, другие менее эффективны, а третьи убыточны.

Практическая (рекомендательная), или прикладная, функция состоит в том, что на основании позитивной оценки экономических явлений и процессов экономика дает рекомендации руководителям государства, фирмы, любому другому хозяйствующему субъекту в своих конкретных делах руководствоваться ее принципами и методами рационального хозяйствования.

Эта функция тесно связана с экономической политикой государства, она разрабатывает социально-экономические программы страны, составляет научные прогнозы развития тех или иных процессов в экономике.

Исследуя экономические процессы и явления общества, экономика использует определенную совокупность методов познания.

Метод научной абстракциивыделяет главное в объекте исследования при отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Результат научной абстракции — выработка новых научных категорий (понятий), выражающих существенные стороны исследуемых объектов, а также выявление экономических закономерностей.

Исторический метод.Экономические явления и процессы изучаются в той последовательности, в какой они возникли в самой жизни, развивались, совершенствовались и какими стали в настоящее время.

Логический методпозволяет правильно применять законы мыслительной деятельности, обосновывающие правила перехода от одних суждений к другим и делать обоснованные выводы, глубже понимать причинно-следственные связи, складывающиеся между процессами и явлениями реальной экономиче­ской жизни.

Метод анализа и синтеза.Анализ — это метод позна­ния, предполагающий разделение целого на отдельные со­ставные части и изучение каждой из этих частей, например анализ показателя себестоимости по элементам затрат (сырье, зарплата, энергоресурсы и т.д.). Синтез — это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое, например определение показателя себестоимости продукции (как сумма всех затрат).

Метод индукции и дедукции.Индукция — это движение исследования от отдельных, частных факторов к общим выводам, обобщениям. Исследование начинается с изучения фактов. Ана­лизируя, систематизируя, обобщая факты, исследователь приходит к выводу, фиксирующему наличие определенных зависимостей между экономическими явлениями. Дедукция — это выдвижение гипотез и последующая их проверка на фактах. Гипотеза — предположение о существовании определенной зависимости между экономическими явлениями и процессами, она обычно рождается на основе каких-то несистематических наблю­дений, практического опыта, интуиции, логических рассуждений.

Экономико-математическое моделирование с применением компьютерных технологийспособствует построению экономических моделей, отражает главные экономические показатели исследуемых объектов и взаимосвязи между ними. Такие модели позволяют выявить особенности и закономерности экономических явлений и процессов.

Графический методотражает экономические процессы и явления с помощью различных схем, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.

Экономические эксперименты— это искусственное создание экономических процессов и явлений в определенных условиях, приближенных к хозяйственной деятельности, с целью их изучения и дальнейшего практического применения.

Экономика анализирует хозяйственную деятельность в основном на двух различных уровнях: микроэкономическом и макроэкономическом.

Микроэкономика— особый раздел экономической теории, изучающий экономические отношение между хозяйствующими субъектами, их деятельность и влияние на национальную экономику. К хозяйствующим субъектам микроэкономики относятся потребители, работники, владельцы капитала, пред­приятия (фирмы), домашние хозяйства, предприниматели. В центре внимания микроэкономики — производители и потребители, принимающие решения по поводу объемов производства, продаж, покупок, потребления, цен, затрат и прибыли.Микроэкономика объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему инвестируются в развитие тех или иных .отраслей народного хозяйства, как потребители принимают решение о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и их доходов и др. Микроэкономика изучает рыночное поведение субъектов, отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также отношения между производителями, потребителями и государством.Микроэкономика как метод экономического анализа базируется на оценках и исследованиях поведения индивидуальных единиц хозяйственного процесса — предпринимателей; всякая индивидуальная единица принимается за свободную и изолированную.

Макроэкономика (национальная экономика)— раздел экономической теории, изучающий экономические процессы и явления, охватывающие национальное хозяйство, как единую систему, в которой органически соединяются все звенья материального и нематериального производства.

Основные проблемы макроэкономики — инфляция, безработица, экономический рост, валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход, уровень и качество жизни населения, занятость, деньги, процентные ставки, инвестиции, бюджетный дефицит, налоги, методы го­сударственного регулирования и т.д.

Макроэкономика как метод экономического анализа основана на оценке макроэкономических показателей, таких как валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход, располагаемый доход и др.

Мезоэкономика изучает экономические явления и процессы, охватывающие все промежуточные системы или отрасли народного хозяйства (АПК, ВПК, экономику здравоохранения, экономику торговли, т.е. экономику отдельных отраслей и сфер народного хозяйства).

Мировая экономика — сумма всех национальных экономик, связанных международным разделением труда, мировым рынком, системой межгосударственных хозяйственных связей.

В экономике можно выделить еще два направления экономических процессов в зависимости от области приложения ее результатов.

Позитивная (дискриптивная) экономикаизучает факты и зависимости между ними, призвана исходить из накопленных знаний и опыта и отвечать на вопросы: что есть и что может быть в экономике? Практические суждения, касающие­ся реального состояния экономики, называются позитивными. Основной продукт этой части экономической науки — знания, обобщения, экономический анализ, аналитический прогноз (сбор фактов, обобщение результатов наблюдения). Она описывает, анализирует, но не дает рекомендаций.

Нормативная экономикаставит перед собой более сложную задачу — поведать о том, что должно быть, как следуетдействовать, чтобы достичь желаемых результатов. Она оперирует категориями, рецептами, содержащими на первом месте слова: надо, необходимо, следует. Теоретические суждения, рассматривающие желаемые состояния, называются нормативными. Эта экономика дает рекомендации, рецепты действий.

Экономические процессы и явления в любом обществе управляются экономическими законами, "которые являются объектом (исследования) изучения экономики.

Экономические законы — наиболее существенные, устойчивые и постоянно повторяющиеся объективные взаимозависимости и причинно-следственные связи в экономических процессах иявлениях

Они носят объективный характер, действуют независимо от воли и сознания людей, историчны. Так, законы рынка: закон стоимости, закон спроса, закон предложения, закон конкуренции—существуют независимо от того, знают о них участники рынка или нет. Чем глубже люди познают характер действия экономических законов, тем эффективнее могут их использовать в хозяйственной деятельности.

Экономические законы условно можно разделить на общие и специфические.

Общие экономические законы действуют во всех социально-экономических системах (формациях), например, закон соответ­ствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закон роста производительности труда, закон экономии времени, законы расширенного воспроиз­водства, закон стоимости, закон спроса и предложения.

Специфические законы действуют в одной общественно-экономической системе. Такими законами являются закон прибавочной стоимости, всеобщий закон капиталистического накопления, основной экономический закон социализма, закон распределения по труду, Федеральные законы РФ «О несостоятельности (банкротстве)», «Об акционерных обществах», «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и др.

Экономические категории— это наиболее общие понятия, отражающие существенные свойства экономических явлений, их отношения к различным проявлениям и сторонам общественной жизни. Примеры таких категорий: стоимость, цена, труд, деньги, собственность, товар и т.д. Экономические категории объективны и истинны, поскольку являются науч­ными абстракциями, отражающими действительно существую­щие хозяйственные экономические связи.

Экономические (производственные) отношения— это отношения между людьми, складывающиеся в процессе общественного производства, распределения, обмена и потребления жизненно важных благ.

Можно выделить два типа экономических отношений: социально-экономические (отношения собственности) и организационно-экономические.

Социально-экономические отношения включают в себя отношения людей к средствам производства, т.е. отношения собственности, отношения по производству материальных благ и услуг, их распределению, обмену и потреблению. Они, будучи стержневым ядром производственных отношений, определяют общественную форму производства, свойственную только одной общественно-экономической формации, и имеют исторически преходящий характер, меняющийся в результате смены форм собственности.

Основу социально-экономических отношений составляют отношения собственности на средства производства, которые определяют целевую направленность развития производства (в чьих интересах оно ведется), социальную структуру общества, его тип. Исторически известны следующие формы соб­ственности: общественная, частная, государственная. Кроме того, имеются разновидности — промежуточные и смешанные формы собственности. Отношения собственности пронизывают все сферы экономических отношений, определяя их спе цифичность в сфере производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Совокупность этих отношений образует систему социально-экономических отношений данного общества.

Второй тип хозяйственных связей

организационно-экономические отношения, которые непосредственно определяются производительными силами. Они отражают организацию производительных сил, особенности определенного этапа развития факторов производства и их общественной комбинации. Это отношения, возникающие в связи с разделением, спе­циализацией, кооперацией труда, распределяются технологическим способом производства. Они обусловлены потребностями технологии организации производства. Это, например, отношения между рабочими различных специальностей, между организаторами и исполнителями, связанные с технологическим разделением труда внутри предприятия.

Организационно-экономические отношения подразделяются на три вида:

1) разделение труда и производства;

2) сосредоточение (концентрация) производства отдельных видов товаров в тех регионах, где их производство экономически целесообразно;

3) дифференциация, специализация трудовой деятельности.

Экономическая мысль возникла в глубокой древности, прошла длительный и сложный путь становления и развития. Вначале экономические знания формировались как отдельные элементы отдельной науки. Самостоятельное развитие экономика начала в эпоху зарождения капитализма. Ученые-экономисты различают множество этапов и направлений в этом развитии. Остановимся на некоторых вехах развития экономической теории.

Изучив общественные характеристики основных направлений развития экономической теории, можно сделать вывод, что ни одна теория не может претендовать на абсолютную и вечную истинность. Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, т.к. выступает с позиции определенной социальной группы и определенного периода.