Понятие о литературном процессе.

Лекция №15

Культурная и литературная тра­диция.

 

Лингвист де Соссюр (Ввел категории языка и речи, синхронии и диахронии):

Синхрония - развитие языка на современном этапе, не одномоментное, несколько протяженное, но на этом промежутке стабильное

 

Диахрония - исторические изменения языка и литературы

 

Литература – отражение изменений и претерпевает изменения. То, что сегодня синхрония, завтра - диахрония

В каждый исторический момент было наследование традиций и внесение чего-то нового (новаторство). Однако это новое, становясь плотью литературы, превращается в традицию.

 

Синхрония и диахрония не застывшие категории. Традиционное может оказаться новаторством и наоборот.

 

Лит-ра 10-20 гг. 20 века - Маяковский - новаторство - непривычно по лексике, структуре, неточности рифмы, сложности метафор, изломанности строчек.

 

1935г. Сталин: Маяковский - талантливейший поэт.

 

Культ тв-ва Маяковского. 40-50гг. - массовость произведений Маяковского. Изучение в школе бедными детьми. Много подражателей. Тв-во становится традицией.

 

Бунт читателя, которому эта поэзия надоела. Переоценка. Стихи построенные только на идеях. Юрий Карапчиевский опровергает представление о Маяковском как о новаторе. Стремление примкнуть к тому, что было до Маяковского, к «реакционной» поэзии, с которой боролся Маяковский.

 

Кто-то умный сказал, что поэзия после Пушкина - это обращение к поэзии Державина через голову Пушкина. Смысл этого высказывания в том, что все новое, что приходит, (поэты после Пушкина)) отвергает то, что ему предшествует (Пушкин). Но на самом деле это предшествующее (Пушкин) когда-то было новым и отвергало то, что предшествовало ему (Державин). Так же происходит в мире моды. И в поэзии тех, кто был сразу после Пушкина есть отголоски тв-ва Державина.

 

 

 

Традиционное представление элементарно:

Лит процесс - это все, что проявляется в сфере художественной литературы - в журналах, книгах, газетах. А современность в искусстве - это все, что входит в наш быт, выставляется, включая достижения в области дизайна.

 

Стороннему наблюдателю кажется, что лит. процесс - это все, что появляется сейчас в худ-ой и non-fiction лит-ре. Но это не точно (на экзамене = «3»).

Опять присутствует синхрония и диахрония в искусстве вообще и в Совр. иск-ве в частности. Сфера лит. процесса – претензии на историческое осмысление действительности.

 

Лит. Процесс пушкинского времени изучен хорошо, даже незначительные произведения проанализированы. Но целые пласты лит-ры не входят в наше представление о лит-ом процессе того времени. Даже специалисты не знают всего, что было напечатано.

 

Для Пушкина поэзия Баратынского - часть лит-ого процесса. А деятельность некого Орлова, упомянутого в одной из статей Пушкина - ?

+ множество безвестных провинциальных альманахов- ?

Лит процесс - это не все безбрежное море лит-ры, а то, что является урегулированным:

1) О чем пишут и говорят -

тв-во Пушкина для нас - факт общественного сознания.

 

2) То, о чем пишут в разных изданиях и что получает степень авторитетности.

(Не скандалы из газеты «Жизнь»)

 

Когда происходило разногласие во взглядах символистов Белого и Иванова это было важно. А уголовное дело писателя Бояна Ширепова никто не вспомнит, как и самого Бояна Ширепова..

 

Истории берет в будущее то, что формирует общественное мнение на определенном отрезке времени

 

Советская лит-ра регулировала отношение людей к тому, что появлялось в мире искусства, регулировало искусство (Оказывало господдержку Михалкову, а не Пете Сидорову)

 

2 иерархии:

1)Советских писателей - от члена Союза писателей до председателя президиума этого Союза. От Союза повышенные гонорары, собрание никому не нужных сочинений, квартиры.

 

2) Неофициальная лит-ая иерархия - Кто-то непомерно возносил Солженицына и не признавал Бродского. Кто-то наоборот.

 

Современный лит. процесс:

Тоже союзы писателей, которые одних ничем не выдающихся писателей объявляют замечательными (Проханов), а других, талантливых могут не принять в Союз. (Хотя, по Н.А., таких сегодня нет.

 

Когда проходит время становится ясно, насколько важную роль играл тот или иной структурообразующий орган. Например, сегодня понятно, что выходившая в советское время газета «Литература и жизнь» существовала только за счет партийного руководства, и сегодня ее никто не помнит.

 

«Известия» же формировали общественное мнение в то время.

 

Выводы:

1)Литературный процесс - явление не всеобщее. Не хаотическое, а структурированное. Измеряется с начала книгопечатания, фактов регулирования и структурирования появляющихся книжных изделий. Запад - 17 век

Россия - 2-ая половина 18 века

 

Древнерусская лит-ра и античная не считаются, потому что существовали эти лит-ры «без общих берегов»

 

2)Факторы, регулирующие лит. процесс изменчивы. Нужно каждый случай рассматривать как особый, чтобы решить , можем ли мы данное явление включить в лит-ый процесс.

 

3)Лит процесс - явление не только синхронии, но и диахронии. Уходя в прошлое лит процесс не перестает быть лит. процессом.