Лекция № 4
Структурность
Ограниченность
Выраженность
Текст зафиксирован в знаках. Непрочитанный и ненаписанный текст погибает в голове художника.
Визуальная поэзия - это когда на бумаге, стоя перед аудиторией в определенном порядке иголкой выкалывают дырочки - тоже знаковая фиксация образа, тоже текст
начало и конец текста, развертывание во времени, рамка в живописи, зрители, граница между залом и сценой в театре
стул дома - не предмет искусства, в театре - да.
Отложив книгу, из худ-ого мы переходим в реальный мир, но границы размыты. Читая, мы ощущаем себя в худ. мире. Мастерство художника в том, чтобы мы поверили, что худ мир = действительному
текст - это не хаос, он обладает внутренней иерархичностью.
Гаспаров:
Художественный мир текста - это система всех образов и мотивов, присутствующих в этом тексте.
В тексте предметы даны с их хар-кой (сущ. + прилаг)
Предметы сближаются посредством действий - глаг.
Характеристика действий - наречия
Художник использует синонимику. То, как и почему сближаются в его тексте те или иные слова и создает реальность текста.
Наименьшая единица худ. мира - одно произведение. Бывают исключения (Достоевский стремился к оконченности каждого фрагмента). Произведение может быть незавершенным, если его не успели дописать - худ. мир незавершен.
Худ. Мира строки, четверостишия нет
Большие единицы есть:
1)«Воронежские тетради» Мандельштама - объединение одной темой, один худ. Мир. в истоках и по единым законам построен.
2) Все творчество писателя.
Худ. мир. Блока, Достоевского. Константы - законы тв-ва
3) Лермонтов - поэт и художник. Законы, объединяющие то, что выразилось во всех видах искусства
4) Нехудожественная литература - дневники, письма, статьи. Прочтение их и присовокупление к худ. Миру помогает лучше понять тв-во писателя
5) Жизнь в понятии искусства. Идея худ. мира Блока + идея, заставлявшая его выстраивать жизнь.
6) целое лит. направление. Х.М. русского футуризма, англ. Сентиментализма.
Нужно осмысливать произведения. Понять автора - понять его произведение в зависимости от того, что сам автор приводит в качестве законов своего тв-ва.
Выводы: Худ. Мир присущ литре и др. видам искусства. У каждого вида искусства свой худ мир не похожий на реальный. Худ мир существует в рамках. Язык - знаковая система. Дорожное движение - тоже текст, но не каждый текст является художественным
Место литературы в ряду других искусств
Гумилев «Слово»
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
Проблема различия худ. И научн. мышлений. Экономика и социология - формулы, литра - описывая те же явления использует слова с их изменчивой многозначной природой. Каждый автор выбирает слова, пользуется своим особым языком, чтобы определить то, что он хочет так, как он хочет.
С др. стороны литература, оперируя единственным материалом - словами, использует все их возможности. Писатель не может избавиться от полисемичности слова. Старые слова актуализируются с новым значением. Слова меняют значения, но старые значения не пропадают навсегда, наполняясь новым историческим содержанием. Наука от многозначности (полисемии) старается дистанцироваться
Писатель ориентируется на полноту реальных и мнимых значений, не столь важных для читателя. Использование слова в ином значении - один из лит-ых приемов.
Грамматика и синтаксис - единственный материал, которым владеет литература.