XIII. Политика в различных сферах общества

 

Экономическая политика — это деятельность поли­тических субъектов по выработке и организации осу­ществления системы практических мер с целью воздей­ствия на экономическое состояние общества.

Взаимосвязь экономики и политики.В их взаимо­действии различные элементы находятся в отношениях прямой и обратной связи, координации и субординации. Политика может рассматриваться как обобщенное и концентрированное выражение экономики. Существует и противоположная зависимость: в сфере производства действуют люди, наделенные волей и сознанием, объе­диненные в хозяйственные организации и преследующие свои экономические интересы. В процессе этой деятель­ности они преобразуют экономическую действитель­ность. И, естественно, от того, какой будет экономиче­ская политика, зависит состояние экономики.

Экономика определяет политику, политика опреде­ляет экономику, но чем глубже уровень экономики, тем слабее влияние политики. Наиболее глубинные экономи­ческие процессы происходят независимо от политики. Наоборот, наиболее глубокие политические измене­ния — прямое следствие экономики. Поэтому фундамен­тальной основой постоянного и многоуровневого взаимо­действия политики я экономики является последняя.

Структура экономической политики:

1. субъекты (государство, политические партии, движения, общест­венные организации и т. д.);

2. объекты (экономическое состояние общества и экономические процессы, проте­кающие в нем);

3. способы воздействия субъектов на объекты (экономико-правовые категории: налоги, про­центные ставки, цены и т. д.).

Функции государства в рыночной экономике:

1. создание правовой основы для рыночного хозяй­ства;

2. обеспечение макроэкономической сбалансирован­ности;

3. воздействие на распределение ресурсов и усло­вия производства с целью повышения эффективности;

4. перераспределение доходов в целях обеспечения социальной справедливости.

Современная рыночная экономика включает в себя государственное регулирование, являющееся противопо­ложностью рынка. Последний основан на законе стоимо­сти, обмене эквивалентов, а государство изымает нало­ги и оказывает помощь без всякого эквивалента. Рынок и государственное регулирование — противоположно­сти, которые находятся в реальном единстве. Современ­ная экономика является смешанной и включает в себя го­сударственное регулирование.

Главные объекты государственного регулирова­ния:

1. объем производства;

2. занятость населения;

3. уровень цен на свободном рынке;

4. внешний ба­ланс;

5. фискальная политика;

6. денежная политика;

7. регулирование доходов.

Содержание экономической политики можно прове­рять, изменять и корректировать только на основе обоб­щения практического опыта.

Социальная политика— политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благо­состояния в обществе с помощью разнообразных средств, среди которых главным является власть.

Структура социальной политики:

1. субъекты (со­циальные группы, имеющие в своих руках власть в со­циальной сфере);

2. объекты (социальная сфера обще­ства);

3. средства воздействия субъектов на объект.

Социальное государство(или государство благо­денствия) — правовое государство с совокупностью де­мократических прав и свобод, системой социального обеспечения, высоким уровнем благосостояния большей части населения. Концепция такого государства основы­вается на признании того, что люди в XX веке в боль­шинстве своем являются наемными работниками, т. е. экономически зависимыми лицами. Поэтому цель соци­ального государства — уменьшить болезненные послед­ствия экономической зависимости, неизбежно грозящие человеку в современной рыночной экономике.

Основные принципы социального государства:

1. каждому члену общества только потому, что он человек, полагается прожиточный минимум;

2. государство благоденствия должно вести полити­ку экономической стабильности, стараясь предотвратить циклы потрясений и кризисов, если частные предпри­ятия не в силах противостоять им;

3. одна из высших целей социальной политики — полная занятость.

Важнейшим элементом социальной политики явля­ется последовательная реализация принципа социаль­ной справедливости,который причисляется к общече­ловеческим ценностям, имеющим многовековую исто­рию. Без обеспечения социального равенства в некото­рых сферах общество справедливым быть не может. Формулы равенства: "каждому — по его заслугам", "каждому — по мере выявленных сил и способностей", "каждому — по мере таланта". Социальная справедли­вость и социальное равенство — понятия не тождествен­ные.

Через политику власть становится организующей силой. Одной из важнейших функций политики является онтологическая, т. е. социально-организующая, в рам­ках которой социальная справедливость должна быть ос­новным содержанием политики: либо власть проводит достойную политику, учитывающую интересы всех субъ­ектов и обеспечивающую социальную справедливость и социальное равенство, либо ни социальное равенство, ни социальная справедливость властью не обеспечиваются, и тогда- в обществе происходят бесконечные коллизии и потрясения.

Гарантом социальной справедливости и социально­го равенства может выступать только правовое государ­ство.

Национальная политика- деятельность государст­ва и его институтов, направленная на достижение ста­бильности многонационального общества путем согласо­вания и удовлетворения интересов различных этносов или их представителей.

Национальные отношения— это сложившиеся в ходе жизнедеятельности различных национальностей от­ношения по поводу удовлетворения своих интересов. Можно выделить три уровня этих отношений:

1. меж­ду этносами на уровне "нация — государство";

2. внут­ринациональные — между этносами;

3. между предста­вителями наций на личностном уровне.

В структуру на­циональных интересов входят социально-экономические, государственно-правовые, культурные и др. Националь­ные отношения в "чистом" виде не существуют, а про­являются через всю систему общественных отношений как их определенный срез.

Нация— устойчивая общность людей, определен­ная форма общественного развития, сложившаяся на ба­зе единой социально-экономической и политической жизни, общности этнической территории, культуры, самосознанияи психического склада. Нация как субъект политики для реализациисвоих интересов образует го­сударство. Она состоит из представителей преимущест­венно одного этноса; народ как политическое образова­ние объединяет представителей многих национально­стей.

Народ— это все население свободных людей, свя­занное единством территории, экономической и полити­ческой жизни, интересов и целей, обладающее сувере­нитетом и выступающее единственным источником вла­сти и политики. Как объективная реальность народ яв­ляется закономерностью становления и функционирова­ния правового государства и гражданского общества.

Народность— устойчивая малочисленная общность с экономическими связями, общностью языка, террито­рии, культуры, самосознания, психологии, с менее вы­соким, по сравнению с нацией, уровнем развития этих признаков.

Национальность— общность людей, имеющих об­щие этнические признаки независимо от места прожива­ния.

Принципы национальной политикивыработаны международным сообществом и закреплены в документах:

1. принцип самоопределения народов;

2. выравнивание уровней социально-экономическо­го развития и поддержание относительно равных усло­вий жизни этносов многонационального государства;

3. приоритет общечеловеческих интересов над на­циональными;

4. определение народом своего внутреннего поли­тического статуса без вмешательства извне и осуществ­ление по своему усмотрению своего политического, эко­номического, социального и культурного развития; тер­риториальная целостность;

5. обеспечение многонациональным государством прав и основных свобод национальным меньшинствам, их культурной, языковой и религиозной самобытности;

6. демократизм межнациональных отношений;

7. борьба против всех форм расовой и этнической неприязни и ксенофобии.

Национализм(в социально-политическом аспек­те) — это идеология, политика и психология пропове­ди национальной обособленности и исключительности, недоверия к другим нациям и межнациональной вражды.

Шовинизм— реакционная идеология и практика, направленная на разжигание национальной вражды и не­нависти между народами, подчинение и угнетение дру­гих народов.