XI. Политическая культура. Мораль и политика

 

Политическая культура — обусловленная ценност­ными представлениями человека о политических явле­ниях и воплощенная на практике совокупность норм, правил поведения, стиля его деятельности как участника политического процесса. Политическую культуру мож­но характеризовать и как ценностно-нормативную сис­тему, которая разделяется большинством населения в ка­честве субъекта политического сообщества.

Критерии политической культуры:

1. Уровень культурного развития личности, соответ­ствующий характеру социальных отношений общества.

2. Понимание природы политической власти госу­дарства и проводимой им политики.

3. Знание политики, идеологии и психологии груп­пы, слоя, класса, интересы которых отстаивает лич­ность.

4. Убежденность в объективности (научности) и правоте политических взглядов.

5. Наличие опыта, навыков политической деятельно­сти.

6. Активное участие в общественно-политической жизни.

Уровни политической культуры личности:

1. вы­сокоактивный;

2. активный;

3. пассивный;

4. аполи­тичный.

Структура политической культуры:

1. политические ценности;

2. информированность носителей политической культуры;

3. политические нормы поведения;

4. средства достижения и реализации политических идеалов;

5. политическая ориентация (готовность субъекта к определенному типу политического действия: радикальному или реформистскому).

Функции политической культуры заключаются в:

1. идентификации, раскрывающей постоянную по­требность индивида в понимании своей групповой при­надлежности и определении приемлемых для себя спо­собов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;

2. ориентации, характеризующей стремление чело­века к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

3. адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении в изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномо­чий;

4. интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохране­ния целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;

5. социализации, характеризующей обретение чело­веком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;

6. коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использова­ния общепринятых терминов, символов, стереотипов и др. средств информации и языка общения.

Диалектика политики и морали Общие черты:

1. обе — формы общественного сознания, действу­ют в сфере индивидуального сознания личности, отра­жают конкретное общественное бытие и обратно актив­но воздействуют на него;

2. опорные понятия политической теории;

3. политика изначально соединяет в себе системы

4. оценок и ориентации человека в отношении с государ­ственной властью: пользы и нравственности;

5. социальность содержания, совпадения общест­венных функций.

Отличительные черты:

1. Мораль — древнейший ("моложе" полити­ки) институт регулирования поведения людей.

2. Разные носители: у политики — большие и ма­лые социальные общности, у морали — весь род люд­ской (общечеловеческая мораль).

3. Различная ориентационная функция: политика предпочитает лучшее, наиболее полезное из возможно­го, мораль - лучшее само по себе.

4. Несхожая реализация своих функций: политика "разговаривает" с обществом языком властных распоряжений, законов и т. д.; мораль — языком апелляции к совести, убеждения, увещевания, заповеди (внеинституционным способом).

5. Императивы морали носят характер идеалов, а требования политики — конкретны.

6. Политика направлена вовне и целесообразна, мораль же оценивает субъективно внутреннее пережива­ние поступков.

7. Политика ситуативна, требования морали в сво­ей основе универсальны.

8. Мораль всегда индивидуальна, политика же но­сит групповой, коллективистский характер.

9. Политика опирается на силу, мораль в принципе осуждает насилие.

10. Политика по сути конфликтна, мораль харак­теризует лишь частные межличностные конфликты, не достигающие политической остроты.

В мировой социальной жизни выделяются четыре подхода к взаимоотношению политики иморали:

1. "морализаторский" — политика должна иметь не только нравственные цели и средства, но и при любых обстоятельствах не нарушать нравственные принципы (моральный абсолютизм);

2. "пессимистический" — принцип несовместимо­сти политики (зло) и морали (добро); политика и мо­раль настолько специфичны, что все попытки установить взаимосвязь между ними несостоятельны;

3. "политика вне морали" — автономность: мораль — дело гражданского общества, личной ответственно­сти; политика же — область противоборства групповых интересов, свободна от нравственности;

4. "компромиссный" — взаимодействие морали и политики ставится в непосредственную зависимость от ситуации, в которой она проявляется. Этот подход, пре­обладающий среди ученых и политологов, признает не­обходимость воздействия нравственности на политику и учитывает специфику последней.