Формы политического правления и государственного устройства
Форма правления — организация верховной гос. власти, порядок образования ее органов иих взаимоотношения между собой и населением.
Формы правления делятся по способу организации власти, формальному источнику. Для современных государств характерны две:
1. монархия(источник власти — одно лицо) — власть главы государства передается по наследству и считается непроизводной от какой-либо другой власти. Разновидности монархии: абсолютная(всевластие главы государства), конституционная(полномочия монарха ограничены конституцией, законодательные функции переданы парламенту, исполнение — правительству) существует в двух видах: дуалистическая(монарх наделен преимущественно исполнительной властью, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательную делит спарламентом) и парламентская(монарх обладает представительскими функциями, законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — осуществляется правительством, ответственным перед парламентом, а не перед монархом);
2. республика(субъект власти — народ) — форма правления, при которой все высшие органы власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями. Глава государства — выборный и сменяемый, а его власть считается производной от представительного органа или избирателей.
В современном мире республиканская форма правления имеет три разновидности: президентскую, парламентскую и смешанную.
Президентская республика:
1. Соединение в руках президента полномочий государства и главы правительства.
2. Выборы президента независимо от парламента: либо специальной коллегией выборщиков, либо прямым голосованием граждан.
3. Формирование правительства непарламентским путем: министры назначаются президентом и несут перед ним ответственность.
4. Право президента отлагательного вето на законы, принимаемые парламентом.
5. Глава государства — лидер победившей на президентских выборах партии, из состава которой назначаются члены правительства, хотя парламентское большинство может принадлежать другой партии.
6. Жесткое разделение властей, их значительная самостоятельность по отношению друг к другу.
7. Президент руководит внешней и внутренней политикой и является верховным главнокомандующим вооруженных сил.
8. Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, а президент не вправе досрочно распустить парламент.
9. Право парламента на импичмент президента.
Парламентская республика:
1. Принцип верховенства парламента.
2. Формирование правительства на парламентской основе с пропорциональным партийным представительством по итогам выборов.
3. Право парламента на роспуск правительства и контроль за его деятельностью.
4. Право правительства ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента.
5. Исполнительная власть в руках правительства, обладающего нередко законодательной инициативой.
6. Принцип несовместимости депутатского мандата и министерского портфеля (в ряде стран не соблюдается).
7. Глава государства — президент — выполняет представительные и консультативные функции, а также контролирует соответствие деятельности парламента конституционный нормам.
8. Наличие должности премьер-министра, являющегося одновременно главой правительства и лидером правящей партии.
9. Вотум недоверия правительству влечет отставку президента.
Смешанные формы политического правления(на примере Франции):
1. Двойная (ответственность правительства перед президентом и парламентом.
2. Избрание президента и парламента независимо друг от друга.
3. Парламент не имеет права смещать президента, который вправе распустить парламент с обязательным условием объявления даты внеочередных выборов парламента.
4. Президент — глава государства, верховный главнокомандующий ВС, представляет страну в международных отношениях, обладает правом вето на решения парламента, а также правом введения чрезвычайного положения и т. п.
5. Президент не обладает правом законодательной инициативы, таковым пользуется премьер-министр, несущий всю ответственность за деятельность правительства.
6. Парламентский контроль над исполнительной властью весьма ограничен.
Парламентские республики отличаются, как правило, меньшей стабильностью по сравнению с президентскими, в них чаще происходят смены правительств и внеочередные выборы. Смешанные формы политического правления стремятся сочетать сильную президентскую власть с эффективностью деятельности и контроля парламента за правительством.