Формы политического правления и государствен­ного устройства

Форма правления — организация верховной гос. власти, порядок образования ее органов иих взаимоот­ношения между собой и населением.

Формы правления делятся по способу организации власти, формальному источнику. Для современных го­сударств характерны две:

1. монархия(источник власти — одно лицо) — власть главы государства передается по наследству и считается непроизводной от какой-либо другой власти. Разновидности монархии: абсолютная(всевластие гла­вы государства), конституционная(полномочия монар­ха ограничены конституцией, законодательные функции переданы парламенту, исполнение — правительст­ву) существует в двух видах: дуалистическая(монарх наделен преимущественно исполнительной властью, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательную делит спарламентом) и парламент­ская(монарх обладает представительскими функциями, законодательная власть принадлежит парламенту, ис­полнительная — осуществляется правительством, ответ­ственным перед парламентом, а не перед монархом);

2. республика(субъект власти — народ) — фор­ма правления, при которой все высшие органы власти либо избираются, либо формируются общенациональны­ми представительными учреждениями. Глава государст­ва — выборный и сменяемый, а его власть считается про­изводной от представительного органа или избирателей.

В современном мире республиканская форма прав­ления имеет три разновидности: президентскую, парла­ментскую и смешанную.

Президентская республика:

1. Соединение в руках президента полномочий го­сударства и главы правительства.

2. Выборы президента независимо от парламента: либо специальной коллегией выборщиков, либо прямым голосованием граждан.

3. Формирование правительства непарламентским путем: министры назначаются президентом и несут пе­ред ним ответственность.

4. Право президента отлагательного вето на законы, принимаемые парламентом.

5. Глава государства — лидер победившей на прези­дентских выборах партии, из состава которой назнача­ются члены правительства, хотя парламентское боль­шинство может принадлежать другой партии.

6. Жесткое разделение властей, их значительная са­мостоятельность по отношению друг к другу.

7. Президент руководит внешней и внутренней по­литикой и является верховным главнокомандующим воо­руженных сил.

8. Парламент не может вынести правительству во­тум недоверия, а президент не вправе досрочно распус­тить парламент.

9. Право парламента на импичмент президента.

Парламентская республика:

1. Принцип верховенства парламента.

2. Формирование правительства на парламентской основе с пропорциональным партийным представитель­ством по итогам выборов.

3. Право парламента на роспуск правительства и контроль за его деятельностью.

4. Право правительства ходатайствовать перед пре­зидентом о роспуске парламента.

5. Исполнительная власть в руках правительства, обладающего нередко законодательной инициативой.

6. Принцип несовместимости депутатского мандата и министерского портфеля (в ряде стран не соблюдает­ся).

7. Глава государства — президент — выполняет представительные и консультативные функции, а также контролирует соответствие деятельности парламента конституционный нормам.

8. Наличие должности премьер-министра, являюще­гося одновременно главой правительства и лидером пра­вящей партии.

9. Вотум недоверия правительству влечет отставку президента.

Смешанные формы политического правления(на примере Франции):

1. Двойная (ответственность правительства перед президентом и парламентом.

2. Избрание президента и парламента независимо друг от друга.

3. Парламент не имеет права смещать президента, который вправе распустить парламент с обязательным условием объявления даты внеочередных выборов пар­ламента.

4. Президент — глава государства, верховный глав­нокомандующий ВС, представляет страну в международ­ных отношениях, обладает правом вето на решения пар­ламента, а также правом введения чрезвычайного поло­жения и т. п.

5. Президент не обладает правом законодательной инициативы, таковым пользуется премьер-министр, не­сущий всю ответственность за деятельность правитель­ства.

6. Парламентский контроль над исполнительной властью весьма ограничен.

Парламентские республики отличаются, как прави­ло, меньшей стабильностью по сравнению с президент­скими, в них чаще происходят смены правительств и внеочередные выборы. Смешанные формы политическо­го правления стремятся сочетать сильную президентскую власть с эффективностью деятельности и контроля пар­ламента за правительством.