III. Политика как социальное явление

Китай

Индия

II. Вехи развития политической мысли

Место политологии в системе общественных наук

Структура политологии

Основные части: общая теория политологии и при­кладная политология.

Разделы: практическая политология, теория политических процессов, основы конфликтологии, история по­литических учений и т. д.

Политология — однопорядковая дисциплина среди наук о политике:

Ø политическая философия (общая теоретико-мето­дологическая база политологии);

Ø учение о политических институтах;

Ø теория международной политики;

Ø политическая история и др.

Пограничные политологические дисциплины: поли­тическая социология, политэкономия, политическая пси­хология, политическая антропология, политическая ана­логия, политическая гносеология, политэтнография, по­литическая аксиология, политическая этика и др.

 

 

Первые представления о политической власти и по­литической жизни появляются в III тыс. до н. э. в Егип­те, Вавилоне, Индии, Китае, Персии.

Характерные черты социально-политических теорий раннеклассовых обществ:

Ø религиозно-мифологическое воззрение;

Ø этико-политическая направленность;

Ø прикладной характер.

Египет.По наставлениям Птаххетана (2690-2625 гг. до н. э.) боги — источник власти правителей. Фа­раоны, жрецы, рабовладельцы — вершители земных дел и законодатели. Вся система власти строилась на наси­лии и страхе.

Вавилон(II тыс. до н. э.). Законы Хаммурапи яв­лялись обязательными для всех жителей царства. Пра­восудие осуществляли чиновники и стражники. Покро­вителем справедливости считался бог Шамаш.

Персия(VIII—VIIвв. до н. э.). В учении Заратустры предназначение государства в постоянном ограничении зла и расширении власти добра. Этому служит и один из добродетельных людей — монарх.

 

Брахманизм— в законах Ману (XI в. до н. э.) обосновывалось происхождение власти от бога и закреплялось деление общества на законных правителей и низшие сословия. Властитель должен опираться на казну и войско и может пренебрегать правом и моралью.

Буддизм— в VIIв. Сиддхартха отверг мысль о бо­ге как о верховной личности и правителе мира, перво­источнике законов и выступил с проповедью гуманизма.

Конфуцианство(Конфуций, 551-479 гг. до н. э.). Основные категории: 1) благородный муж (только иде­альная по моральным качествам личность может управ­лять государством); 2) человеколюбие (нравственные ценности семьи, "не делай другим того, чего не желаешь себе"); 3) правила ритуала (этико-правовые нормы по­ведения, обеспечивающие стабильность внутри общества и «правильное» управление им, "этическое администри­рование"). Для сторонников Конфуция семья — модель государства: подданные — дети, император ("сын не­ба") — отец, который обязан заботиться о благе поддан­ных. Сила государства не в строгости наказаний, а в добровольности и сознательности признания власти. Проповедь социального мира, справедливого распреде­ления богатства при господстве аристократии.

Даосизм (Лао-дзы, VI-Vвв. до н. а.):

· отказ от идеи божественного происхождения вла­сти;

· государственное управление на основе единых и определенных законов;

· "назад к природе", "деревня-государство" в ка­честве идеала (минимум социальной организации);

· резкая критика всякого насилия, войн и притес­нения народа.

Моизм (Мо-дзы,479-400 гг. до н. э.):

· идея принадлежности верховной власти народу;

· учет интересов народа в процессе управления;

· стремление государства к социальной гармонии путем контроля за минимальным уравнительным потреб­лением низов;

· умелое сочетание в управлении государством на­казаний с мудрым наставлением.

Легизм (Шан Ян,400-338 гг. до н. э.):

· крайний деспотизм (абсолютная власть импера­тора, тотальный контроль за личностью, бюрократиче­ская регламентация хозяйственной сферы, унификация мыслей и поступков всех подданных);

· управление государством на основе жесткой сис­темы административных предписаний под страхом суро­вого наказания.

 

Развитие политической мысли в античном мире от­мечалось религиозно-мифологическим характером пер­воначальных представлений о политике и государствен­ном устройстве, рационализацией политико-правовых представлений о власти, попытками дать единую клас­сификацию государственных форм, определением клас­совой структуры общества, формулированием принци­пов политических форм властвования.

Солон(ок. 638 — ок. 559 гг. до н. э.) реформами воплотил в жизнь идею золотой середины реализации принципа политического компромисса: умеренная демо­кратия; беззаконие и междоусобицы — злейшие враги общества, порядок и закон — наибольшее благо.

Пифагор(ок. 580-500 гг. до н. э.). Идеал — госу­дарство, где полностью господствует справедливый за­кон. Критика демократии, анархии и своеволия. Чело­век по своей природе не может обойтись без руковод­ства, начальства и надлежащего воспитания. Обосновы­вал аристократические идеалы умственной и нравствен­ной элиты.

Гераклит(ок. 544 — ок. 470 гг. до н. э). За прав­ление "лучших", замену родовой аристократии аристо­кратией духа (знание и нравственность). Демократия — правление "неумных" и плохих.

Демокрит(ок. 460-370 гг. до н. э.). Сторонник де­мократии, предпочитал приоритет законности. Общест­во, государство, законодательство созданы искусствен­но, а не даны природой. Правильное понимание связи естественного и искусственного — критерий справедли­вости в политике, этике, праве. Политика — самое важ­ное искусство, задача которого обеспечение общих ин­тересов свободных граждан полиса. Единомыслие, мо­ральная солидарность — важная и необходимая черта упорядоченного государства. Интересы последнего пре­выше всего.

Сократ(469-399 гг. до н. э.). Сущность государства в справедливости и законности, которые им отождеств­лялись. Осуждал некомпетентность руководства. При­знавал любую форму строя, но самой рациональной счи­тал монархию, которую обслуживают самые образован­ные и справедливые аристократы. Негативно относился к "крайней демократии".

Платон(427-347 гг. до н. э.). Идеальное аристокра­тическое государство с сословным делением на правите­лей-философов, воинов и производителей — условие его прочности. Переход из низшего сословия в высшее недопустимо: справедливость в общественном неравен­стве; деление людей на высших и низших от рождения. Человек для государства, а не государство для челове­ка. Платон впервые дал классификацию форм полити­ческого устройства: правильными считая монархию и аристократию, негативными — тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Все эти формы считал несовер­шенными (ни одна из них не может обеспечить добро-честность и удовлетворение потребностей граждан), а идеальным государственным устройством называл справедливое правление лучших, где совмещены начала демократии и монархии. Политику он определял как "ис­кусство управления людьми".

Аристотель(384-322 гг. до н. э.) пришел, как и Платон, к той же классификации государственных ти­пов, но все многообразие существовавших форм сводил к двум основным — олигархии и демократии (остальные производные), но его симпатии были на стороне политии (система регулируемой демократии) — смешанной формы указанных, так как олигархия усугубляет суще­ствующее неравенство, а демократия чрезмерно уравни­вает богатых и простолюдин. Типы политического уст­ройства он разделял по числу властвующих лиц. Впер­вые проанализировал возникновение функций Государ­ства, считая его третьей (после семьи и общины), выс­шей формой общества. Политика должна играть нравственно-воспитательную роль, чтобы обеспечить достижение общего блага — справедливости, критери­ем которой является право.

Аристотелевская концепция солидарности и полити­ческая доктрина умеренности предполагали, что демо­кратия может успешно функционировать только при опоре на средние слои общества. Наивысшими форма­ми государственной власти считал те, при которых власть служит всему обществу.

Эпикур(341-270 гг. до н. э.) проповедовал аполи­тичность, а главную цель государственной власти и ос­нов политических отношений видел в гарантии безопас­ности людей, преодолении ими страха и не причинении вреда друг другу. Выступил с демократической концеп­цией о договорном происхождении справедливости, го­сударства и законов.

Полибий(ок. 200 — ок. 120 гг. до н. э.) утверждал, что общественная жизнь существует от природы и на­правляется судьбой, поэтому смену государственных форм изображал как кругооборот, как процесс, развивающийся по законам природы.

Марк Тулий Цицерон(106-43 гг. до н. э.) определял государство как дело, достояние народа. Положи­тельно оценивал значение богатства и общественного до­говора. Цель государства — охрана имущественных ин­тересов граждан. Лучшей из известных политических форм (царства, аристократии, демократии) называл синтез их лучших сторон.

 

 

Политическое мышление средневековья характери­зовалось по-прежнему сохранявшейся монархической идеей, теологической доктриной, идеологией гуманизма, порожденной Ренессансом. С переходом к Новому вре­мени зарождается политическая наука. Политика осво­бождается от теологии, утверждается идея общественно­го договора, закладывается фундамент современной по­литической науки (правовое государство, разделение властей, гражданское общество, суверенитет народа и т. д.).

Фома Аквинский(1225-1274). Источником власти и законов является Бог, а государство, созданное Богом, представляет из себя универсальный порядок. Полити­ческая власть существует там, где используются догово­ры и законы, цель которых — общее благо: обеспечение условий для достойной, разумной жизни. Несправедли­вый приход к власти или злоупотребления ею наруша­ют заветы Бога, основы морали ивеления церкви. Ак­винский — сторонник политической монархии, где власть зависит от закона и не выходит за рамки его. Смысл теории Аквината в доказательстве превосходства духовной власти над светской.

Марсилий Падунский(1275-1343) обосновал идею народного суверенитета (верховным законодателем и единственным источником всякой власти может быть только народ). Первым в европейской политической мысли четко отграничил законодательную и исполни­тельную власть. Законы обязательны как для самого на­рода, так и для издающих их лиц. Падунский ратовал за выборность должностных лиц государства даже в условиях монархии (избранный монарх наиболее подходя­щий, чем правитель наследственный). Церковь должна быть отделена от государства и подчинена светской по­литической власти.

Никколо Макиавелли(1469-1527) порвал со сред­невековой теологической концепцией власти как некоего божественного института. Общество развивается не по воле Бога, а в силу естественных причин. В основе по­литического поведения лежит не христианская мораль, а выгода и сила. Ввел в научный оборот понятие госу­дарства как организации, которая отделена от общества. Государство — социальная система, политическое со­стояние общества: отношения господства и подчинения, наличие организованной политической власти, наличие юстиции, учреждение законов. Макиавелли рассматри­вал государство в движении как изменчивое состояние, зависящее от соотношения противоборствующих сил (народа и аристократии). Они — источник развития го­сударства и смены его форм. Он симпатизировал респуб­ликанским идеалам. При этом выдвигал тезис о насилии как средстве реализации "справедливой" государствен­ной цели. Политика для него — опытная наука, авто­номная сфера человеческой деятельности. Попытался освободить политику от морали (заидеологизированности),привнесенной религией: политику нельзя руковод­ствоваться только соображениями нравственности, т. к. у политики свои законы, своя логика.

Жан Боден(1530-1596) основал теорию государст­венного суверенитета: постоянная, независимая, единая и неделимая абсолютная власть, которая не ограничена никакими законами и условиями. Суверенитет означает свободную от подчинения законам власть над подданны­ми. Над ней нет никакой другой власти, кроме ее самой, а ее законы имеют обязательную силу для всех. Эта тео­рия обосновывала абсолютную монархическую власть как единственную силу, способную обуздать граждан­ские и религиозные распри, покончить с децентрализа­цией, обеспечить мир и правопорядок.

Томас Гоббс(1588-1679) защищал теорию общест­венного договора. Он определил основные понятия, ха­рактеризующие сущность человека: эгоизм и самосохра­нение. Отсюда политическая власть вытекает как необ­ходимость обуздания человеческой природы. Верховная власть (отдельного человека или собрания лиц) ника­ким договором не связана со своими подданными, кото­рым необходимо полностью отказаться от своих полити­ческих прав и перенести их на государство. Абсолютная власть государства с неограниченными полномочиями — гарант мира и реализации естественных законов. Вместе с тем при отказе индивидов от политической свободы го­сударство сохраняло и гарантировало свободу экономи­ческую. Отдавая предпочтение абсолютной монархии, Гоббс являлся противником всякой оппозиции верхов­ной власти и считал необходимым введение цензуры. Он утверждал, что все граждане равны перед законом и мо­гут делать все, что не запрещено.

Джон Локк(1632-1704). Основные идеи:

1. разделение властей (законодательная принадлежит парламен­ту, исполнительная — суду и армии, федеративная (от­ношения с другими государствами) — королю и каби­нету министров);

2. парламентаризм (Д. Локк — сто­ронник конституционной монархии);

3. гражданское общество (права человека имеют верх над любыми госу­дарственными правами; гражданин обязан подчиняться государству до тех пор, пока оно не угрожает его основ­ным интересам);

4. суверенитет народа (первичность и верховенство власти народа над любой другой властью; право передачи власти в другие руки принадлежит на­роду; право народа на восстание, революцию, но не про­тив государства, а против деспотии);

5. правовое госу­дарство.

Шарль Луи Монтескье(1689-1755). Основные идеи:

1. закономерность развития всех явлений, в т. ч. в сфере общественных отношений;

2. идея народного представительства, ограничивающая власть монарха (гарантией политической свободы индивида могут быть только разделение и взаимная независимость законода­тельной, исполнительной и судебной властей; при этом: взаимоограничение властей, контроль за действиями друг друга; парламент из двух равноправных палат (аристократической и народной);

3. всеобщее избира­тельное право, свобода слова, печати, свобода совести;

4. нетрадиционная классификация форм политическо­го устройства: республика (на ее стороне его симпатии), монархия, деспотия;

5. географическая детерминация (государственное устройство зависит от условий жизни народа, под которым он понимал географические усло­вия);

6. критика абсолютизма, феодализма, церкви и духовенства.

Жан Жак Руссо(1712-1778). При решении про­блемы соотнесения личности, общества и государства (либерально-демократическая схема) на первое место он поставил общество, его интересы и потребности. Его ра­дикально-демократическая парадигма "общество — госу­дарство-личность" построена на ориентации самостоя­тельной роли личности в обществе, в котором основой политической жизни являлась неограниченная суверен­ность воли народа, а закон — выражением общей воли. Поэтому все представительные формы правления непри­емлемы. Так как они могут исказить волю народа, при­нятие законов должно опираться на непосредственное и всеобщее волеизъявление — референдум (плебисцит). Руссо отстаивал буржуазно-демократические права и свободы. Источник противоречий он видел в социальном неравенстве, появившемся в результате развития част­ной собственности, и альтернативой ему предлагал сво­боду и безусловное равенство юридических прав. Поли­тические предпочтения Руссо отдавал республике и счи­тал лучшей ту форму правления, при которой должност­ные лица избираются народом.

Иммануил Кант(1724-1804) заложил основы со­временной концепции правового государства. Верховенство закона является важнейшим признаком государства, целью и смыслом существования которого становится реализация правовых норм и положений. Закон, возвы­шающий одну часть общества над другой — противопра­вен. Центральным институтом публичного права явля­ется прерогатива народа участвовать в установлении правопорядка принятием конституции, выражающей его волю, которая в свою очередь выражается через предста­вительство в парламенте. Кант принял идею разделения и субординации властей, но при условии приоритета за­конодательной перед исполнительной властью. Отсю­да — разграничение форм государства на республикан­скую (разделение властей) и деспотическую (их слия­ние). Кант был противником революции как пути пере­хода к идеальному государству, т. к. нельзя достичь пра­вового состояния противоправными средствами. Добиваться преобразований надо путем постепенной за­конодательной реформы.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770— 1831) впервые попытался применить диалектический метод к мировой истории как к прогрессивному процес­су, развивающемуся через борьбу противоположностей. Всемирную историю Гегель понимал как саморазвитие первичного мирового духа, который, по его концепции, представляет собой человечество (взятое в целом) и распадается на три элемента: общее — сам мировой дух; единичное — отдельный человек (или дух во плоти); особенное — дух отдельного народа, который и является главным субъектом всемирной истории.

Не великие люди делают историю, а сама история создает своих героев. Развитие общества является не по­рождением субъективных стремлений правителей, а под­чинением объективной закономерности, которую можно познать научно. Такой внутренней закономерностью ис­тории Гегель считал прогресс в осознании свободы.

Политические явления первичны в общественном развитии.

Наилучшей формой правления Гегель считал кон­ституционную монархию, которая представлялась ему более устойчивой, поскольку в отличие от демократии и тирании уравновешивает интересы большинства и мень­шинства в обществе. Он не был монархистом, т. к. утверждал, что монарх необходим лишь как символ единства нации, а такую роль может играть и избранный президент.

Гегель был ярым противником революционных пе­реворотов и противопоставлял им реформы сверху.

Политическая философия Гегеля стала одним из ис­точников марксизма.

К. Маркс(1818-1883) и Ф. Энгельс(1820-1895) создали материалистическую теорию общества, принципиально отличную от всех предшествующих и современных им социологических концепций.

Суть материалистического понимания истории со­стоит в признании первенствующей роли материально­го производства по отношению к остальным сферам и сторонам жизни. В основе развития общества лежит спо­соб производства, который и является главным объектом познания. Производственные отношения формируют со­циальную структуру, которая предопределяет образ мыс­ли, определенные политические и юридические инсти­туты.

На протяжении всей истории развития общества су­ществовали господствующие классы (в первую очередь в экономической сфере). Классовые противоречия все­гда присутствуют в обществах, основанных на частной собственности на средства производства; борьба антаго­нистических классов — движущая сила развития обще­ства.

Государство как часть политической надстройки за­висит от способа производства. К. Маркс и Ф. Энгельс выделяли четыре типа государств: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и социалистическое. В классово-антагонистическом обществе государство — инструмент господства, эксплуатации одного класса дру­гим. Внутри каждого типа государства существует мно­жество «форм государства», которые по современным политологическим понятиям соответствуют типам поли­тических режимов. Независимо от типа и формы госу­дарство классового общества внутренне противоречиво. Основным является противоречие между владельцами средств производства и людьми, владеющими лишь сво­ей рабочей силой, что в свою очередь отражает проти­воречия между уровнем и характером развития произ­водительных сил и производственных отношений.

В капиталистическом обществе государство — это политическая организация буржуазии, созданная для обеспечения и сохранения своего господства над проле­тариатом. И хотя буржуазное государство может прини­мать, на первый взгляд, демократические формы, в дей­ствительности же оно существует только во благо гос­подствующего класса, а буржуазная демократия носит чисто формальный характер. Придя к власти, пролета­риат создает общество без антагонизмов, упразднив част­ную собственность, в результате чего государство стано­вится орудием господства большинства над меньшинст­вом. По мере продвижения общества к коммунизму, бес­классовому обществу, оно становится ненужным и отми­рает. Вмешательство государственной власти в общественные отношения также излишне.

Макс Вебер(1864-1920) в центре своей социоло­гии поставил понятие "господство", которое он отличает от власти в общем смысле, т. е. возможности проводить свою волю даже вопреки сопротивлению. Господство, по Веберу, — такое отношение между управляющим и управляемым, при котором первый может навязать свою волю путем приказов. Причем, эта власть признается управляемыми индивидами, т. е. является легитимной (законной, узаконенной).

М. Вебер выделял три типа господства:

1. традици­онное, опирающееся на веру подданных в то, что власть является законной, поскольку существовала всегда, на убеждение в святости издавна принятых традиций;

2. харизматическое, основанное на личной преданности человеку, по инициативе которого устанавливается дан­ный порядок, на вере либо в его историческое предна­значение, либо в его особое отношение с богом;

3. ле­гальное, т. е. подчинение не личности, а законам. При этом в системе легального господства аппарат власти (бюрократия), по Веберу, наиболее рациональная форма осуществления власти.

В развитии политологии можно выделить три этапа:

1. Становление ее как самостоятельной научной дис­циплины (с конца XIX в. до начала первой мировой вой­ны).

2. Расширение масштаба как теоретических, так и эмпирических политологических исследований, усиле­ние их прикладного характера (между двумя мировыми войнами).

3. Развитие международного сотрудничества в сфере политологии, создание в 1949 г. Международной ассо­циации политической науки (МАПН), активное взаимо­действие политологии с практической политикой, уси­ление дифференциации политического знания (после второй мировой войны).