III. Политика как социальное явление
Китай
Индия
II. Вехи развития политической мысли
Место политологии в системе общественных наук
Структура политологии
Основные части: общая теория политологии и прикладная политология.
Разделы: практическая политология, теория политических процессов, основы конфликтологии, история политических учений и т. д.
Политология — однопорядковая дисциплина среди наук о политике:
Ø политическая философия (общая теоретико-методологическая база политологии);
Ø учение о политических институтах;
Ø теория международной политики;
Ø политическая история и др.
Пограничные политологические дисциплины: политическая социология, политэкономия, политическая психология, политическая антропология, политическая аналогия, политическая гносеология, политэтнография, политическая аксиология, политическая этика и др.
Первые представления о политической власти и политической жизни появляются в III тыс. до н. э. в Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Персии.
Характерные черты социально-политических теорий раннеклассовых обществ:
Ø религиозно-мифологическое воззрение;
Ø этико-политическая направленность;
Ø прикладной характер.
Египет.По наставлениям Птаххетана (2690-2625 гг. до н. э.) боги — источник власти правителей. Фараоны, жрецы, рабовладельцы — вершители земных дел и законодатели. Вся система власти строилась на насилии и страхе.
Вавилон(II тыс. до н. э.). Законы Хаммурапи являлись обязательными для всех жителей царства. Правосудие осуществляли чиновники и стражники. Покровителем справедливости считался бог Шамаш.
Персия(VIII—VIIвв. до н. э.). В учении Заратустры предназначение государства в постоянном ограничении зла и расширении власти добра. Этому служит и один из добродетельных людей — монарх.
Брахманизм— в законах Ману (XI в. до н. э.) обосновывалось происхождение власти от бога и закреплялось деление общества на законных правителей и низшие сословия. Властитель должен опираться на казну и войско и может пренебрегать правом и моралью.
Буддизм— в VIIв. Сиддхартха отверг мысль о боге как о верховной личности и правителе мира, первоисточнике законов и выступил с проповедью гуманизма.
Конфуцианство(Конфуций, 551-479 гг. до н. э.). Основные категории: 1) благородный муж (только идеальная по моральным качествам личность может управлять государством); 2) человеколюбие (нравственные ценности семьи, "не делай другим того, чего не желаешь себе"); 3) правила ритуала (этико-правовые нормы поведения, обеспечивающие стабильность внутри общества и «правильное» управление им, "этическое администрирование"). Для сторонников Конфуция семья — модель государства: подданные — дети, император ("сын неба") — отец, который обязан заботиться о благе подданных. Сила государства не в строгости наказаний, а в добровольности и сознательности признания власти. Проповедь социального мира, справедливого распределения богатства при господстве аристократии.
Даосизм (Лао-дзы, VI-Vвв. до н. а.):
· отказ от идеи божественного происхождения власти;
· государственное управление на основе единых и определенных законов;
· "назад к природе", "деревня-государство" в качестве идеала (минимум социальной организации);
· резкая критика всякого насилия, войн и притеснения народа.
Моизм (Мо-дзы,479-400 гг. до н. э.):
· идея принадлежности верховной власти народу;
· учет интересов народа в процессе управления;
· стремление государства к социальной гармонии путем контроля за минимальным уравнительным потреблением низов;
· умелое сочетание в управлении государством наказаний с мудрым наставлением.
Легизм (Шан Ян,400-338 гг. до н. э.):
· крайний деспотизм (абсолютная власть императора, тотальный контроль за личностью, бюрократическая регламентация хозяйственной сферы, унификация мыслей и поступков всех подданных);
· управление государством на основе жесткой системы административных предписаний под страхом сурового наказания.
Развитие политической мысли в античном мире отмечалось религиозно-мифологическим характером первоначальных представлений о политике и государственном устройстве, рационализацией политико-правовых представлений о власти, попытками дать единую классификацию государственных форм, определением классовой структуры общества, формулированием принципов политических форм властвования.
Солон(ок. 638 — ок. 559 гг. до н. э.) реформами воплотил в жизнь идею золотой середины реализации принципа политического компромисса: умеренная демократия; беззаконие и междоусобицы — злейшие враги общества, порядок и закон — наибольшее благо.
Пифагор(ок. 580-500 гг. до н. э.). Идеал — государство, где полностью господствует справедливый закон. Критика демократии, анархии и своеволия. Человек по своей природе не может обойтись без руководства, начальства и надлежащего воспитания. Обосновывал аристократические идеалы умственной и нравственной элиты.
Гераклит(ок. 544 — ок. 470 гг. до н. э). За правление "лучших", замену родовой аристократии аристократией духа (знание и нравственность). Демократия — правление "неумных" и плохих.
Демокрит(ок. 460-370 гг. до н. э.). Сторонник демократии, предпочитал приоритет законности. Общество, государство, законодательство созданы искусственно, а не даны природой. Правильное понимание связи естественного и искусственного — критерий справедливости в политике, этике, праве. Политика — самое важное искусство, задача которого обеспечение общих интересов свободных граждан полиса. Единомыслие, моральная солидарность — важная и необходимая черта упорядоченного государства. Интересы последнего превыше всего.
Сократ(469-399 гг. до н. э.). Сущность государства в справедливости и законности, которые им отождествлялись. Осуждал некомпетентность руководства. Признавал любую форму строя, но самой рациональной считал монархию, которую обслуживают самые образованные и справедливые аристократы. Негативно относился к "крайней демократии".
Платон(427-347 гг. до н. э.). Идеальное аристократическое государство с сословным делением на правителей-философов, воинов и производителей — условие его прочности. Переход из низшего сословия в высшее недопустимо: справедливость в общественном неравенстве; деление людей на высших и низших от рождения. Человек для государства, а не государство для человека. Платон впервые дал классификацию форм политического устройства: правильными считая монархию и аристократию, негативными — тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Все эти формы считал несовершенными (ни одна из них не может обеспечить добро-честность и удовлетворение потребностей граждан), а идеальным государственным устройством называл справедливое правление лучших, где совмещены начала демократии и монархии. Политику он определял как "искусство управления людьми".
Аристотель(384-322 гг. до н. э.) пришел, как и Платон, к той же классификации государственных типов, но все многообразие существовавших форм сводил к двум основным — олигархии и демократии (остальные производные), но его симпатии были на стороне политии (система регулируемой демократии) — смешанной формы указанных, так как олигархия усугубляет существующее неравенство, а демократия чрезмерно уравнивает богатых и простолюдин. Типы политического устройства он разделял по числу властвующих лиц. Впервые проанализировал возникновение функций Государства, считая его третьей (после семьи и общины), высшей формой общества. Политика должна играть нравственно-воспитательную роль, чтобы обеспечить достижение общего блага — справедливости, критерием которой является право.
Аристотелевская концепция солидарности и политическая доктрина умеренности предполагали, что демократия может успешно функционировать только при опоре на средние слои общества. Наивысшими формами государственной власти считал те, при которых власть служит всему обществу.
Эпикур(341-270 гг. до н. э.) проповедовал аполитичность, а главную цель государственной власти и основ политических отношений видел в гарантии безопасности людей, преодолении ими страха и не причинении вреда друг другу. Выступил с демократической концепцией о договорном происхождении справедливости, государства и законов.
Полибий(ок. 200 — ок. 120 гг. до н. э.) утверждал, что общественная жизнь существует от природы и направляется судьбой, поэтому смену государственных форм изображал как кругооборот, как процесс, развивающийся по законам природы.
Марк Тулий Цицерон(106-43 гг. до н. э.) определял государство как дело, достояние народа. Положительно оценивал значение богатства и общественного договора. Цель государства — охрана имущественных интересов граждан. Лучшей из известных политических форм (царства, аристократии, демократии) называл синтез их лучших сторон.
Политическое мышление средневековья характеризовалось по-прежнему сохранявшейся монархической идеей, теологической доктриной, идеологией гуманизма, порожденной Ренессансом. С переходом к Новому времени зарождается политическая наука. Политика освобождается от теологии, утверждается идея общественного договора, закладывается фундамент современной политической науки (правовое государство, разделение властей, гражданское общество, суверенитет народа и т. д.).
Фома Аквинский(1225-1274). Источником власти и законов является Бог, а государство, созданное Богом, представляет из себя универсальный порядок. Политическая власть существует там, где используются договоры и законы, цель которых — общее благо: обеспечение условий для достойной, разумной жизни. Несправедливый приход к власти или злоупотребления ею нарушают заветы Бога, основы морали ивеления церкви. Аквинский — сторонник политической монархии, где власть зависит от закона и не выходит за рамки его. Смысл теории Аквината в доказательстве превосходства духовной власти над светской.
Марсилий Падунский(1275-1343) обосновал идею народного суверенитета (верховным законодателем и единственным источником всякой власти может быть только народ). Первым в европейской политической мысли четко отграничил законодательную и исполнительную власть. Законы обязательны как для самого народа, так и для издающих их лиц. Падунский ратовал за выборность должностных лиц государства даже в условиях монархии (избранный монарх наиболее подходящий, чем правитель наследственный). Церковь должна быть отделена от государства и подчинена светской политической власти.
Никколо Макиавелли(1469-1527) порвал со средневековой теологической концепцией власти как некоего божественного института. Общество развивается не по воле Бога, а в силу естественных причин. В основе политического поведения лежит не христианская мораль, а выгода и сила. Ввел в научный оборот понятие государства как организации, которая отделена от общества. Государство — социальная система, политическое состояние общества: отношения господства и подчинения, наличие организованной политической власти, наличие юстиции, учреждение законов. Макиавелли рассматривал государство в движении как изменчивое состояние, зависящее от соотношения противоборствующих сил (народа и аристократии). Они — источник развития государства и смены его форм. Он симпатизировал республиканским идеалам. При этом выдвигал тезис о насилии как средстве реализации "справедливой" государственной цели. Политика для него — опытная наука, автономная сфера человеческой деятельности. Попытался освободить политику от морали (заидеологизированности),привнесенной религией: политику нельзя руководствоваться только соображениями нравственности, т. к. у политики свои законы, своя логика.
Жан Боден(1530-1596) основал теорию государственного суверенитета: постоянная, независимая, единая и неделимая абсолютная власть, которая не ограничена никакими законами и условиями. Суверенитет означает свободную от подчинения законам власть над подданными. Над ней нет никакой другой власти, кроме ее самой, а ее законы имеют обязательную силу для всех. Эта теория обосновывала абсолютную монархическую власть как единственную силу, способную обуздать гражданские и религиозные распри, покончить с децентрализацией, обеспечить мир и правопорядок.
Томас Гоббс(1588-1679) защищал теорию общественного договора. Он определил основные понятия, характеризующие сущность человека: эгоизм и самосохранение. Отсюда политическая власть вытекает как необходимость обуздания человеческой природы. Верховная власть (отдельного человека или собрания лиц) никаким договором не связана со своими подданными, которым необходимо полностью отказаться от своих политических прав и перенести их на государство. Абсолютная власть государства с неограниченными полномочиями — гарант мира и реализации естественных законов. Вместе с тем при отказе индивидов от политической свободы государство сохраняло и гарантировало свободу экономическую. Отдавая предпочтение абсолютной монархии, Гоббс являлся противником всякой оппозиции верховной власти и считал необходимым введение цензуры. Он утверждал, что все граждане равны перед законом и могут делать все, что не запрещено.
Джон Локк(1632-1704). Основные идеи:
1. разделение властей (законодательная принадлежит парламенту, исполнительная — суду и армии, федеративная (отношения с другими государствами) — королю и кабинету министров);
2. парламентаризм (Д. Локк — сторонник конституционной монархии);
3. гражданское общество (права человека имеют верх над любыми государственными правами; гражданин обязан подчиняться государству до тех пор, пока оно не угрожает его основным интересам);
4. суверенитет народа (первичность и верховенство власти народа над любой другой властью; право передачи власти в другие руки принадлежит народу; право народа на восстание, революцию, но не против государства, а против деспотии);
5. правовое государство.
Шарль Луи Монтескье(1689-1755). Основные идеи:
1. закономерность развития всех явлений, в т. ч. в сфере общественных отношений;
2. идея народного представительства, ограничивающая власть монарха (гарантией политической свободы индивида могут быть только разделение и взаимная независимость законодательной, исполнительной и судебной властей; при этом: взаимоограничение властей, контроль за действиями друг друга; парламент из двух равноправных палат (аристократической и народной);
3. всеобщее избирательное право, свобода слова, печати, свобода совести;
4. нетрадиционная классификация форм политического устройства: республика (на ее стороне его симпатии), монархия, деспотия;
5. географическая детерминация (государственное устройство зависит от условий жизни народа, под которым он понимал географические условия);
6. критика абсолютизма, феодализма, церкви и духовенства.
Жан Жак Руссо(1712-1778). При решении проблемы соотнесения личности, общества и государства (либерально-демократическая схема) на первое место он поставил общество, его интересы и потребности. Его радикально-демократическая парадигма "общество — государство-личность" построена на ориентации самостоятельной роли личности в обществе, в котором основой политической жизни являлась неограниченная суверенность воли народа, а закон — выражением общей воли. Поэтому все представительные формы правления неприемлемы. Так как они могут исказить волю народа, принятие законов должно опираться на непосредственное и всеобщее волеизъявление — референдум (плебисцит). Руссо отстаивал буржуазно-демократические права и свободы. Источник противоречий он видел в социальном неравенстве, появившемся в результате развития частной собственности, и альтернативой ему предлагал свободу и безусловное равенство юридических прав. Политические предпочтения Руссо отдавал республике и считал лучшей ту форму правления, при которой должностные лица избираются народом.
Иммануил Кант(1724-1804) заложил основы современной концепции правового государства. Верховенство закона является важнейшим признаком государства, целью и смыслом существования которого становится реализация правовых норм и положений. Закон, возвышающий одну часть общества над другой — противоправен. Центральным институтом публичного права является прерогатива народа участвовать в установлении правопорядка принятием конституции, выражающей его волю, которая в свою очередь выражается через представительство в парламенте. Кант принял идею разделения и субординации властей, но при условии приоритета законодательной перед исполнительной властью. Отсюда — разграничение форм государства на республиканскую (разделение властей) и деспотическую (их слияние). Кант был противником революции как пути перехода к идеальному государству, т. к. нельзя достичь правового состояния противоправными средствами. Добиваться преобразований надо путем постепенной законодательной реформы.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770— 1831) впервые попытался применить диалектический метод к мировой истории как к прогрессивному процессу, развивающемуся через борьбу противоположностей. Всемирную историю Гегель понимал как саморазвитие первичного мирового духа, который, по его концепции, представляет собой человечество (взятое в целом) и распадается на три элемента: общее — сам мировой дух; единичное — отдельный человек (или дух во плоти); особенное — дух отдельного народа, который и является главным субъектом всемирной истории.
Не великие люди делают историю, а сама история создает своих героев. Развитие общества является не порождением субъективных стремлений правителей, а подчинением объективной закономерности, которую можно познать научно. Такой внутренней закономерностью истории Гегель считал прогресс в осознании свободы.
Политические явления первичны в общественном развитии.
Наилучшей формой правления Гегель считал конституционную монархию, которая представлялась ему более устойчивой, поскольку в отличие от демократии и тирании уравновешивает интересы большинства и меньшинства в обществе. Он не был монархистом, т. к. утверждал, что монарх необходим лишь как символ единства нации, а такую роль может играть и избранный президент.
Гегель был ярым противником революционных переворотов и противопоставлял им реформы сверху.
Политическая философия Гегеля стала одним из источников марксизма.
К. Маркс(1818-1883) и Ф. Энгельс(1820-1895) создали материалистическую теорию общества, принципиально отличную от всех предшествующих и современных им социологических концепций.
Суть материалистического понимания истории состоит в признании первенствующей роли материального производства по отношению к остальным сферам и сторонам жизни. В основе развития общества лежит способ производства, который и является главным объектом познания. Производственные отношения формируют социальную структуру, которая предопределяет образ мысли, определенные политические и юридические институты.
На протяжении всей истории развития общества существовали господствующие классы (в первую очередь в экономической сфере). Классовые противоречия всегда присутствуют в обществах, основанных на частной собственности на средства производства; борьба антагонистических классов — движущая сила развития общества.
Государство как часть политической надстройки зависит от способа производства. К. Маркс и Ф. Энгельс выделяли четыре типа государств: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и социалистическое. В классово-антагонистическом обществе государство — инструмент господства, эксплуатации одного класса другим. Внутри каждого типа государства существует множество «форм государства», которые по современным политологическим понятиям соответствуют типам политических режимов. Независимо от типа и формы государство классового общества внутренне противоречиво. Основным является противоречие между владельцами средств производства и людьми, владеющими лишь своей рабочей силой, что в свою очередь отражает противоречия между уровнем и характером развития производительных сил и производственных отношений.
В капиталистическом обществе государство — это политическая организация буржуазии, созданная для обеспечения и сохранения своего господства над пролетариатом. И хотя буржуазное государство может принимать, на первый взгляд, демократические формы, в действительности же оно существует только во благо господствующего класса, а буржуазная демократия носит чисто формальный характер. Придя к власти, пролетариат создает общество без антагонизмов, упразднив частную собственность, в результате чего государство становится орудием господства большинства над меньшинством. По мере продвижения общества к коммунизму, бесклассовому обществу, оно становится ненужным и отмирает. Вмешательство государственной власти в общественные отношения также излишне.
Макс Вебер(1864-1920) в центре своей социологии поставил понятие "господство", которое он отличает от власти в общем смысле, т. е. возможности проводить свою волю даже вопреки сопротивлению. Господство, по Веберу, — такое отношение между управляющим и управляемым, при котором первый может навязать свою волю путем приказов. Причем, эта власть признается управляемыми индивидами, т. е. является легитимной (законной, узаконенной).
М. Вебер выделял три типа господства:
1. традиционное, опирающееся на веру подданных в то, что власть является законной, поскольку существовала всегда, на убеждение в святости издавна принятых традиций;
2. харизматическое, основанное на личной преданности человеку, по инициативе которого устанавливается данный порядок, на вере либо в его историческое предназначение, либо в его особое отношение с богом;
3. легальное, т. е. подчинение не личности, а законам. При этом в системе легального господства аппарат власти (бюрократия), по Веберу, наиболее рациональная форма осуществления власти.
В развитии политологии можно выделить три этапа:
1. Становление ее как самостоятельной научной дисциплины (с конца XIX в. до начала первой мировой войны).
2. Расширение масштаба как теоретических, так и эмпирических политологических исследований, усиление их прикладного характера (между двумя мировыми войнами).
3. Развитие международного сотрудничества в сфере политологии, создание в 1949 г. Международной ассоциации политической науки (МАПН), активное взаимодействие политологии с практической политикой, усиление дифференциации политического знания (после второй мировой войны).