Основные закономерности процесса потребления

Рис.19 Механизм потребительского выбора

Рис.18 График карты безразличия

Рис.16 График бюджетной линии

Допущения: потребитель потребляет всего только 2 товара «а» и «б». Единица товара «а» стоит - 1,5 рублей. Единица товара «б» - 1 рубль. Денежный доход равен 12 рублей. Вкусы потребителя не изменяются.

Если доход потребителя 12 рублей, то он может приобрести только 8 единиц товара «а», или 12 единиц товара «б». Но потребитель хочет потреблять и товар «а», и товар «б».

На графике бюджетная линия показывают комбинацию продуктов «а» и «б», которые доступны покупателю при его денежном доходе и сложившемся уровне цен (т.е. каждая точка на графике показывает определенную комбинацию).

Если денежный доход потребителя будут увеличен, тогда бюджетная линия смещается вправо – это говорит о росте возможностей потребителя и наоборот: если денежный доход потребителя уменьшаются, то бюджетная линия смещается влево.

Если цены на товары и услуги растут, тогда бюджетная линия смещается влево, это говорит о снижении возможностей потребления и наоборот: если цены на товары и услуги снижаются, тогда бюджетная линия смещается вправо, то это говорит о росте возможностей потребления.

Т.е. мы видим, что реальные денежные доходы и цены влияют на бюджетную линию.

Бюджетная линия отражает объективные рыночные характеристики, которые касаются величины цен и дохода.

Кривая безразличия или «что предпочитают покупатели?».

С помощью кривых безразличия мы будем показывать субъективные характеристики предпочтений покупателей в отношении приобретаемых продуктов («а» и «б»).

Кривые безразличия демонстрируют все возможные комбинации продуктов «а» и «б», дающее потребителю равный объем удовлетворения потребностей. Следовательно, любая точка на кривой безразличия будет показывать комбинацию продуктов «а» и «б», причем какую комбинацию продуктов выберет потребитель – ему безразлично (рис.17).

Рис.17 График Кривой безразличия:

 

Любая комбинация продуктов «а» и «б» даёт равный объем удовлетворения потребностей человеку.

Множество кривых безразличия, которые отражают различную полезность для потребителя, называются «картой безразличия» (рис.18).

 

На карте безразличия демонстрируются кривые безразличия с разным уровнем полезности. Любая комбинация на «3 линии будет иметь большую полезность, чем на линиях «1», «2». Т.е. каждая следующая кривая полезности, находящаяся дальше от начала координат будет иметь большую полезность.

Определение равновесного положения покупателя. Механизм потребительского выбора

Сравним объективную информацию о возможностях потребителя (бюджетную линию) с картой безразличия, на которой демонстрируются субъективные предпочтения потребителя (рис.19).

 

Комбинация, максимизирующая полезность, будет соответствовать точке, лежащей на наивысшей из доступных потребителю кривых безразличия. Равновесная комбинация продуктов «а» и «б» окажется в точке Х, Y, Z, но т.к. комбинации продуктов «а» и «б» в точке X и Z имеют меньшую полезность (они расположены на низшей кривой безразличия соответствующей меньшей полезности), поэтому потребитель выберет комбинацию продуктов в точке Y. Точка W, хотя и соответствует большой совокупной полезности, чем точка Y, но находится выше бюджетной линии, следовательно, она потребителю недоступна. Чтобы комбинация продуктов в точке W была доступна, необходим либо рост денежных доходов, или снижение цен на товары и услуги.

Последний рассмотренный подход считается более точным, т.к. анализ бюджетных линий и кривых безразличий предполагает более глубокий анализ поведения потребителя.

1. Потребности человека рано или поздно насыщаются, т.е. удовлетворяются;

2. Переход от неполного удовлетворения потребностей к полному удовлетворению осуществляется через определенный период времени;

3. Люди склонны вначале удовлетворять первичные потребности, а затем вторичные, т.е. высшие потребности;

4. В процессе потребления каждая дополнительная единица товара даёт меньшую полезность;

5. Процесс удовлетворения потребностей по конкретным товарам (относящихся к конкретной фирме или товарному знаку) всегда зависит от репутации фирмы или популярности товарного знака.

 

Тема 23. Издержки производства и их классификация в краткосрочном периоде.

 

23.1 В краткосрочном периоде предприятия постоянно сталкиваются с постоянными и переменными издержками (рис.20).

FC – постоянные издержки – те, которые не зависят от объема выпуска продукции

VC – переменные издержки – те, которые зависят от объема выпуска продукции

Переменные издержки изменяются на трёх этапах:

1 этап: они быстро растут, потому что значительные переменные затраты сопровождаются небольшим выпуском продукции, который явно не соответствуют размерам предприятия;

2 этап: переменные издержки стабилизируются, т.е. наблюдается медленный рост; и такая стабилизация связана с тем, что предприятие производит объем выпуска близкий к оптимальному;

3 этап: переменные издержки быстро растут, т.к. на предприятии проявляется закон убывающей отдачи.

Предприятие может избежать затрат – лишь прекратив производство, однако в этом случае не все затраты будут ликвидированы, потому что на предприятии есть невозвратные издержки. Прекратив производство, предприятие может избежать лишь только переменных издержек, постоянные издержки все равно останутся.

TC = FC + VC