ВОПРОС №5 – ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Методы управления и их классификация. Экономические методы управления. Организационные методы управления. Социально-психологические методы управления. Процесс управления, его этапы. Основные свойства процесса управления. Взаимосвязь структуры и процесса управления.

Методы занимают особое место в управлении, так как на их базе происходит взаимное обогащение его теории и практики. Именно через методы управления реализуются функции управления.

Методы управления – это система способов и приемов воздействия субъекта управленческой деятельности на управляемый объект для достижения запланированного результата.

Методы управления выбираются и используются в зависимости от сочетания функций управления и от сочетания его средств (инструментов). Многое зависит от масштаба управления, его целей, окружающей социально-экономической среды, качества персонала и реального наличия тех или иных средств управления.

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.

Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления.

Содержание– это специфика приемов и способов воздействия.

Организационная форма – это воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.

Методы классифицируются по различным признакам:

· по масштабам применения – общие, относимые ко всей системе, и особенные, обращенные к отдельным составным частям этой системы или, наоборот, к внешней среде и ее субъектам, включая потребителей, посредников, конкурентов и др.;

· по отраслям и сферам применения – в государственном управлении, бизнесе, торговле, промышленности, экологии и др.;

· по роли на различных этапах жизнедеятельности организации – методы исследования организаций, формирующие, упорядочивающие, стабилизирующие, развивающие, вплоть до методов ликвидации, банкротства;

· по степени опосредованности воздействия – прямые и косвенные;

· по уровню обобщения управленческих знаний – методы теории и практики управления;

· по управленческим функциям, которые эти методы позволяют осуществлять: методы анализа, планирования, мотивации, контроля и др.;

· по конкретным объектам управления и характеру ситуации, проблеме, которую необходимо решить и др. – методы инновационного менеджмента, антикризисного, финансового менеджмента, управления производством, сбытом, коммуникациями, качеством, занятостью, персоналом, проектами, знаниями, малыми и крупными предприятиями, бизнес-процессами и др.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы, которые органически дополняют друг друга, находятся в состоянии динамического равновесия.

В соответствии с отношениями управления можно выделить следующие наиболее общие методы управления:

· экономические, основанные на экономических стимулах;

· организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

· социально-психологические, применяемые с целью повы­шения социальной активности людей;

Экономические методы управления - это способы воздействия на людей, опирающиеся на экономические механизмы мотивации и стимулирования активной производственной деятельности, на учет их экономических интересов. Экономические интересы об­разуют в обществе сложную систему, состоящую из интересов го­сударства, организации и личности. Между этими интересами всегда существуют противоречия, поэтому проблема их сочетания всегда относилась к числу наиболее сложных.

Одними из первых, кто обосновал необходимость экономических методов управления, были Ф. Тейлор и А. Файоль. В разработанной ими системе организации труда большое значение придавалось воз­награждению, обоснованию важности побудительных мотивов зара­ботной платы. Труд работников должен оплачиваться соответствен­но плану, предполагающему хорошее вознаграждение за хорошее исполнение. Они сформулировали принцип премирования хороших работников, которые повышают свою производительность.

В группу экономических методов управления предприятием следует включить методы экономического стимулирования, ценообразования, финансирования, кредитования; осуществление функций поставщиками и потребителями, финансовыми и банковскими органами и контроль за соблюдением платежной дисциплины; рациональное использование собственных оборотных средств; использование системы оплаты труда и материального поощрения работников предприятий; применение экономический мер воздействия на заказчиков, поставщиков, подрядчиков, транспортников и др.

В рыночной экономике проявление экономических методов имеет иной характер, чем в административной экономике. Так, вместо централизованного планирования утверждается, что предприятие – свободный товаропроизводитель, который выступает на рынке равным партнером других предприятий в общественной кооперации труда. План экономического развития является основной формой обеспечения баланса между рыночным спросом на товар, необходимыми ресурсами и производством продукции и услуг.

Система экономических методов управления, применяемая на уровне страны, включает такие рычаги хозяйствования, как на­логовая система и кредитно-финансовый механизм. Использование этих рычагов предполагает их комплексность и системность. Поскольку экономические интересы есть категория динамическая, подвижная, то необходимо учитывать, что экономические рычаги способны оказывать крайне противоречивое влияние - как стимулирую­щее, так и тормозящее. Поэтому во всех случаях следует предус­мотреть интегрирующее влияние всех рычагов механизма управ­ления.

Особое место в системе методов управления занимают органи­зационно-административные методы управления. Они включают приемы и способы воздействия субъекта управления на объект управления на основе силы и авторитета власти. Основа организационно-административных методов управления - организаци­онные отношения, существующие в любом обществе, любой со­циально-экономической системе, на основе которых формируются многообразные отношения управления. По существу любые орга­низационные отношения - это, прежде всего, субъект-объектные отношения, включающие в себя отношения прав и ответственно­сти, властности, компетентности. Организационные отношения служат основой для построения иерархии властности, т.е. соотно­шения прав и ответственности вдоль всей иерархической систе­мы организационных отношений.

Организационно-административные методы управления выра­жают в основном прямое директивное воздействие органов влас­ти на управляемые системы, невыполнение которого рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные санкции.

Организационно-административные методы управления бази­руются на системе:

· законодательных актов государства;

· нормативных документов вышестоящих структур управле­ния;

· разрабатываемых в организации, фирме и т.п. планов, про­грамм, заданий;

· оперативного управления.

Организационно-административное управление осуществляется в следующих основных видах:

· Прямое административное указание, которое имеет обяза­тельный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретную ситуацию;

· Установление правил, регулирующих деятельность подчи­ненных (нормативное регулирование), выработка стандар­тных процедур административного воздействия;

· Разработка и внедрение рекомендаций по организации и со­вершенствованию тех или иных процессов, подвергаемых организационно-административному воздействию; Например, организационное регламентирование состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.). А организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы.

· Контроль и надзор за деятельностью организаций и отдель­ных работников.

Организационно-административные методы в основном опи­раются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность.

Социально-психологические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия на общественное и ин­дивидуальное сознание, социальную активность в целях повыше­ния эффективности деятельности управляемого объекта. Они включают специфические приемы воздействия на процесс форми­рования и развития коллектива, на процессы, протекающие внутри него. Данные методы основаны на использовании социально-психологического механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят формальные и неформальные группы, роль и ста­тус личности, система взаимоотношений, социальные потребно­сти и другие социально-психологические аспекты.

Большой вклад в разработку социально-психологических ме­тодов управления внесла школа человеческих отношений. Социально-психологические методы представляют собой боль­ше искусство, чем науку. Данные методы управления отличаются своей мотивационной характеристикой, определяющей направле­ние действия.

Социально-психологические методы представляют собой боль­ше искусство, чем науку. Данные методы управления отличаются своей мотивационной характеристикой, определяющей направле­ние действия. Важнейшими мотивационными методами являются методы убеждения,направленные на побуждение объекта управле­ния к желаемым для субъекта действиям. Метод убеждения используется для того, чтобы склонить или побудить объект управления к поведению и действиям, желательным субъекту управления (руководителю). Соответственно, он применяется в виде двух производных методов.

К ним относятся: побуж­дение, склонение, поощрение, внушение, подражание, метод лич­ного примера, вовлечение, порицание, информирование и др.

Каждый из них демонстрирует большие возможности для ру­ководителя в управлении поведением и сознанием людей. Так, например, метод склонения заключается в том, что субъект управления с помощью разного рода аргументов и фактов убеждает ис­полнителя в целесообразности выполнения задания и склоняет его действовать именно таким способом, который предлагается субъектом. Основная форма реализации - реко­мендация, т.е. управляющее воздействие, которое опирается на сознание исполнителя, его моральную ответственность и исполни­тельскую дисциплину, опыт и профессиональную квалификацию.

Метод побуждения несет в себе даже больший, чем предыду­щий метод, мотивационный заряд, так как предполагает побуж­дение исполнителя к каким-либо действиям не столько из интересов субъекта управления, сколько из собственных потребностей исполнителя.

Формы реализации данного метода - совет и просьба.

Совет - это воздействие, при котором субъект управления подсказывает исполнителю, какой выбрать путь решения проблемы, используя накопленный опыт, прецеденты, побуждая исполнителя к самостоятельным действиям, к самостоя­тельному поиску ответов на возникающие вопросы.

Просьба - уп­равляющее воздействие, основывающееся на побуждении исполни­теля к действиям, исходя из характера сложившихся между ними отношений. Как правило, это вежливая форма распоряжения.

Исключительно важен личный пример руководителя, демонст­рирующего образцы нужного поведения, либо указывающего на примерных работников. Конечно, сам руководитель, прежде все­го, должен соответствовать тем требованиям, которые он предъяв­ляет своим подчиненным, демонстрируя единство слова и дела. Если поведение руководителя - эталон для подчиненных, то ме­тод личного примера действует автоматически. При использова­нии данного метода важно учитывать, чтобы пример был досту­пен для освоения и использования, а сам руководитель не демон­стрировал своего превосходства над подчиненными.

Сегодня большое значение приобретает ориентация на уваже­ние личного достоинства людей, признание их самоценности и значимости. Методы поощрения призваны обеспечить четкую связь между результатами труда и его стимулированием. Методы поощ­рения предполагают знание руководителями психологических осо­бенностей работников, ориентацию на развитие у них потребно­стей в самореализации, творчестве. Многие виды поощрения активизируют процесс дифференциации отдельных работников и требуют хорошо разработанной системы оценки индивидуально­го вклада, а также оценки сложившихся в коллективе взаимоотношений.

Метод информирования предполагает целенаправленное управ­ляющее воздействие субъекта управления на объект управления для получения желаемого результата путем отбора, обработки и распространения информации, необходимой объекту для лучшей ориентации в ситуации и выбора оптимального варианта действий для достижения результата.

Психологические методы управления направлены на регулиро­вание отношений между людьми путем оптимального подбора и расстановки персонала. К ним относятся методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения и др.

Процесс управления включает в себя этапы, показанные на рисунке 13.

 

Рисунок 13 – Процесс управления

Блок 1 соответствует этапу получения информации о состоянии объекта, 2 - этапу выработки решений, 3 - этапу выдачи управляющих решений, 5 соответствует управляемому объекту, блок 4 - задаваемому критерию качества.

На первом этапе управления сведения об объекте количественно описываются, при этом могут быть использованы математические методы. На втором этапе, заключающемся в выработке решения, используются некоторые критерии эффективности. Критерии могут быть локальные, например, связанные с наиболее эффективной загрузкой оборудования, так и глобальные, связанные с перспективами развития производства. Выработка решений осуществляется по определенным алгоритмам. Для третьего этапа управления (доведение до исполнителя управляющих решений) характерным является наличие каких-либо воздействий на систему, которые позволяют осуществлять функционирование в соответствии с заданными условиями и поставленной целью.

Процесс управления – это необходимая последовательность действий, из которых складывается воздействие управляющей системы на управляемую.