Школа человеческих отношений (Э. Мэйо, М. Фоллет).
В годы Первой мировой войны интенсивность использования физических возможностей человека в крупном машинном производстве была доведена до предела. Дальнейшее повышение его результативности на этой основе стало уже невозможным. Наступил черед активизации ресурсов человеческой личности. Этого потребовала и автоматизация производства, при которой физические затраты снижаются, а умственные и психологические увеличиваются.
Сама жизнь сделала необходимой переориентацию управленческой парадигмы на человека. Представители школы «человеческих отношений» отмечали важность неформальной организации, а также социальных и психологических потребностей людей.
Поворотным пунктом в развитии школы человеческих отношений стали Хоторнские эксперименты (1924-1932), проводившиеся в Western Electric Company в Америке, под руководством Э. Мэйо.
Эксперимент состоял из четырех основных этапов: эксперименты с освещением; испытания на сборке реле; программа по интервьюированию; наблюдения за бригадой электриков в банке.
Главный теоретический вывод Мэйо заключался в следующем: предприятие представляет собой социальную систему, состоящую из неформальных групп, регулирующих человеческое поведение.
Мэри Фоллет создала промышленную психологию, в основе которой лежал принцип группы: личное «Я» раскрывается только в группе. Ей принадлежит идея о необходимости взаимопонимания и хорошей психологической обстановки в коллективе. Фоллет утверждала, что иерархическое разделение между руководителями и подчиненными искусственно, власть должна опираться на превосходство в знаниях.
Основное содержание доктрины человеческих отношений можно выразить следующими тезисами:
· человек - социальное животное (Мейо ввел понятие «социальный человек»);
· жесткая иерархия, подчиненность, формализация организационных процессов несовместимы с его природой;
· производительность труда зависит не только и не столько от методов организации производства, сколько от того, как управляющие относятся к исполнителям, поэтому важнейшая обязанность менеджера состоит в формировании сплоченного коллектива, создании в нем благоприятного микроклимата, заботе о подчиненных, помощи им в повседневных делах, в том числе и личного характера.
Школа поведенческих наук (А. Маслоу, Д. МакГрегор)
Школа человеческих отношений делала упор на коллектив, который представлялся относительно безликой массой, а от этого в условиях дальнейшего усложнения и индивидуализации производственной деятельности было явно мало. Поэтому со второй половины 30-х гг. в дополнении к ней стали формироваться поведенческие концепции, ставящие во главу угла раскрытие и развитие индивидуальных возможностей и способностей каждого работника в отдельности, постановку их на службу интересов организации. Одной из самых популярных поведенческих концепций является концепция потребностей А. Маслоу, в которой он разделяет человеческие потребности на физиологические, потребности в безопасности, социальные, потребности в уважении, признании, самоутверждении и потребности в самовыражении (рисунок 1).
Рисунок 1 – Пирамида потребностей А. Маслоу
Поведение человека, по мнению ученого, начинается с удовлетворения потребности, находящейся на первой, нижней ступени. Когда эта потребность удовлетворяется, действие ее прекращается, и начинается действие следующей неудовлетворенной потребности. И так вверх, преодолевая ступень за ступенью.
Основываясь на практическом опыте работы менеджером и консультантом, а также знаниях в области психологии и работах А. Маслоу, Д. Мак-Грегор сформулировал теорию Xи теорию Y. Ученый считал, что классический менеджмент основывается на предположениях теории X, а ранние концепции движения за человеческие отношения представляют ее модифицированный вариант. Иным словами, они не так уж далеко ушли от «классики». В качестве более реалистичного подхода к менеджменту Д. Мак-Грегор предложил теорию Y (см. табл. 2).
Таблица 2 – Сравнительная характеристика теории X и теории Y.
«Теория X» | «Теория Y» |
Рабочий ленив по своей природе, он старается любым путем избавиться от работы. | Рабочие от природы в основной своей массе трудолюбивы, ответственны, жаждут одобрения и поддержки. |
Большинство рабочих необходимо побуждать и принуждать трудиться. | Внешний контроль или угроза наказания не являются единственным средством достижения организационных целей. |
Рабочий предпочитает быть контролируемым и избегать ответственности. | Человек может осуществлять самоконтроль и самоуправление и научиться не только принимать на себя ответственность, но и искать ее. |
Рабочий трудится только ради того, чтобы получать денежное вознаграждение за работу. | Большинство людей способны показать высокую степень воображения, оригинальности и творчества при решении организационных проблем. |
Эта теория направлена на экономические моменты покупки рабочей силы и вытекающие отсюда. Возможности задать человеку вид деятельности ее способ и уровень производства. Эта теория основана на иерархии с ненаправленным потоком инструкций, идущих сверху вниз. | Большую значимость для менеджмента имеют, так называемые, эгоистические потребности человека: самоуважение, чувство достоинства, компетентность, потребность в высоком социальном статусе и пр. Лишь при условии удовлетворения эгоистических интересов возникает возможность достижения собственных социальных целей. |
Порядок и стабильность должны поддерживаться с помощью научных методов, определяющих использование оборудование условия труда и заработной платы. | Вместо отождествления человека с машиной люди должны приниматься как человеческие существа, а управление должно оперировать всеми качествами человека. |
Школа науки управления или количественный подход (Р. Акофф, Л.фон Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер)
Попытка объединения достижений трех рассмотренных школ произошла в начале 1960-х гг. сторонниками школы количественных методов, которые ввели в практику применение количественных измерений при принятии решений, информационных систем управления и вычислительной техники.
Становление школы науки управления, или количественной школы, связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других связанных с ними областей знаний. Эта школа применила точные науки (экономико-математические методы (ЭММ), теорию исследования операций, статистику, кибернетику и др.) для решения задач управления, чем внесла существенный вклад в развитие науки управления. Представителями этой школы являются: Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Л.В. Канторович (Нобелевский лауреат), В.В. Новожилов.
Количественные методы в управлении получили название «исследование операций». По своей сути, исследование операций - это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации. Модели облегчают понимание сложностей реальности. Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Вероятно, самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными.
Сторонники этой школы считают: что любая организация представляет собой сообщество людей, объединенных общими интересами, то есть большую систему; что формальные и неформальные структуры дополняют друг друга. Применение к исследованию больших систем системного подхода, математической теории исследования операций и математического моделирования существенно увеличили возможности управленческого контроля над всеми параметрами организации.
Парадигмой(от лат. paradeigma - пример, образец) принято считать ключевую идею, лежащую в основе построения научной концепции. Парадигма управления - это одновременно сама теория управления со своими понятиями, а также концептуальная схема постановки проблем и их решения, господствующая в науке управления.
Современная система взглядов на управление (ее называют новой управленческой парадигмой) сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии. Производство все в большей мере ориентировалось не на удовлетворение массовых потребностей, а на специализированные запросы потребителей, т. е. на небольшие по емкости рынки. Это привело к невиданному росту предпринимательских структур, к образованию большого числа малых и средних предприятий, к усложнению всей системы связей между организациями, к высокой значимости таких критериев жизнеспособности бизнеса, как гибкость, динамичность и адаптивность к требованиям внешней среды. Новая система взглядов на менеджмент в радикально меняющейся экономической среде была сформулирована в 70-80-е годы. В таблице 3 приведены главные положения, характеризующие различия во взглядах на управление в период индустриального развития (старая парадигма) и сформировавшихся в связи с переходом к экономике рыночно-предпринимательской ориентации (новая парадигма).
Таблица 3 - Основные положения старой и новой парадигм управления
Старая (Ф, Тейлор, А. Файопь, Э. Мэйо, А. Маслоу и др.) | Новая (Р. Уотерман, Т. Питерс, И. Ансофф, П. Друкер и др.) |
1. Предприятие - это закрытая система, цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны | 1. Предприятие - это открытая система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды |
2. Рост масштабов производства продукции и услуг как главный фактор успеха и конкурентоспособности. | 2. Ориентация не на объемы выпуска, а на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребителей |
3. Рациональная организация производства, эффективное использование всех видов ресурсов и повышение производительности труда как главная задача менеджмента | 3. Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакции, обеспечивающих адаптацию к условиям существования, при которых рационализация производства становится задачей второго плана |
Старая (Ф, Тейлор, А. Файопь, Э. Мэйо, А. Маслоу и др.) | Новая (Р. Уотерман, Т. Питерс, И. Ансофф, П. Друкер и др.) |
4. Главный источник прибавочной стоимости - производственный рабочий и производительность его труда | 4. Главный источник прибавочной стоимости - люди, обладающие знаниями (когнитариат), и условия для реализации их потенциала |
5. Система управления, построенная на контроле всех видов деятельности, функциональном разделении труда, нормах, стандартах и правилах выполнения работы | 5. Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, мотивацию работников и стиль руководства |
Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности организации, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Менеджмент – деятельность человека, проявляющаяся в руководстве, планировании, организации, мотивации и контроле в процессе распоряжения человеческими, финансовыми, физическими, информационными ресурсами в целях достижения функционирования предприятия наиболее эффективным способом.
В общедоступном понимании менеджмент— это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
Менеджментопределяется как интеграционный процесс,с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.
Менеджмент - это научная теория управления, возникшая на основе накопленных знаний об управлении, объясняющая природу управленческого труда, выявляющая факторы и условия, влияющих на эффективность организованной трудовой деятельности.
Менеджмент - как искусство управления предполагает высокую степень овладения практикой управления организациями, на функционирование которых оказывают факторы внешней и внутренней среды, а также самими работниками, их поведением.
Конечной целью менеджментаявляется обеспечение прибыльности в деятельности организации путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации и творческой активности каждого работника.
Ключевыми моментами современной системы взглядов на менеджмент являются следующие принципиальные положения:
1. Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента. На первое место выдвигается проблема гибкости и адаптивности к постоянным изменениям внешней среды.
2. Использование в управлении теории систем, которая облегчает задачу рассмотрения организации в единстве ее составных частей.
3. Использование ситуационного подхода к управлению, согласно которому вся организация внутри предприятия - ответ на различные по своей природе воздействия извне. Его основа - ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, воздействуя на которые можно эффективно достичь цели.
4. Признание социальной ответственности менеджмента. Новая роль человека как ключевого ресурса потребовала от менеджеров создания условия для реализации заложенных в нем возможностей к саморазвитию.Отсюда - необходимость внимания к таким факторам, как организационная культура, различные формы демократизации управления, участие работающих в получении прибыли, управлении.
Выделяют шесть наиболее острых проблем российского управления:
1. Недопонимание сложности свободного рынка и тенденция полагаться ни импортные формулы и рецепты.
2. Относительно невысокий уровень организационной исполнительности.
3. Недостатки персональной ответственности и параметризации.
4. Невнимание к управлению здоровьем и безопасностью сотрудников.
5. Запутанность системы компенсаций и премий.
6. Напряженность в отношениях между руководителями и рядовыми сотрудниками. + См. вопрос №1 «Проблемы управления».