I-период - донаучный (IX-VII тысячелетия до н.э. - XVIII век) - наиболее длительный.

Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Примерно IX-VIII тысячелетий до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охота, сбор плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов - их производству. Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении и накоплении людьми определенных знаний в области управления.

Наиболее яркими представителями данного периода, выдвигавшими взгляды на упраление, наряду с изучением других отраслей науки являются: вавилонский царь Хаммурапи (1792-1750 до н.э.), ассирийский царь Навуходоносор II (604-562 до н.э.), Сократ (470-399 гг. до н.э.), Платон (428-348 гг. до н.э.), А. Македонский (356-323 гг. до н.э.), Н. Макиавелли (1469-1527 гг.), Т. Мор, Т. Гоббс и Дж. Стюарт.

II-период - научный (1776 год - до настоящего времени) подразделяется на индустриальный период, период систематизации и информационный период.

1-период - индустриальный (1776-1856 гг.).

Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А. Смиту. А. Смит сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства, впервые ввел понятие классов общества (наемные рабочие, капиталисты, земельные собственники). В своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) и других работах сформулировал идею «экономического человека», главной целью которого является стремление к обогащению и удовлетворению личных потребностей.

Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня. В 1813 г. Р. Оуэн в «Обращении к управляющим мануфактурами» выдвигает идею о том, что руководителям следует уделять столько же внимания «живым механизмам» (работникам), сколько «неживым машинам».

Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1883 году английский математик Ч. Беббидж разработал проект «аналитической машины» - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.

II-период - период систематизации (1856-1960 гг.).

Наука об управлении в этот период находится в постоянном движении: формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, меняются взгляды исследователей.

В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось именно в этот период - время промышленной революции XIX века. Возникновение фабрик как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой большого числа людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. В результате выбирались лучшие работники, которых обучали, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах (первые менеджеры).

Наиболее яркими исследователями этого периода являются следующие авторы:

• Тейлор Ф.У., возглавивший движение научного управления и начавший
революцию в области менеджмента:

• Супруги Гилбрет, продолжившие работу Тейлора;

• Файоль А., возглавивший административную школу;

• Вебер М., предложивший концепцию «рациональной бюрократии»;

• Мэйо Э. - родоначальник школы «человеческих отношений»;

• Фоллет М.Н., проанализировавшая стили руководства и разработавшая
теорию лидерства;

• Маслоу А., сформулировавший иерархическую теорию потребностей;

• МакГрегор Д., сформулировавший теорию X и У.

III-период - информационный (1960 год - до настоящего времени).

К этому периоду относятся теории управления, разработанные представителями количественной или управленческой школы, появление которой стало следствием применения в управлении математики и компьютеров. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически. Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системного (60-е гг.) и ситуационного (70-е гг.) подходов.

С конца XIX в. и в течение XX в. в зарубежном, в основном в американском, менеджменте получили развитие четыре чётко различимые школы управленческой мысли:

· школа научного управления (1885-1920-е гг.);

· классическая или административная школа (1920-1950-е гг.);

· школа человеческих отношений (1930-1950-е гг.) и как ее продолжение - школа поведенческих наук (1950-е гг. – настоящее время);

· школа науки управления или количественных методов (1950-е гг. – настоящее время).