Понятие ситуации. Ситуации выбора и проблемные ситуации

Теория ситуаций и управленческие решения

Ситуация, в общем случае, есть остановка, прекращение деятельности по причинам, внешним по отношению к ее субъекту[72]. В любой ситуации ставится задача продолжения деятельности (в неизменном или измененном виде). Если для решения этой задачи субъект деятельности располагает достаточными средствами и методами, деятельность продолжается. В противном случае ситуация классифицируется как проблемная, и необходимы особые средства работы по созданию средств и методов продолжения деятельности.

Ситуация, в которой субъект деятельности способен разрешить задачу ее продолжения, возникает, если, начиная с некоторого момента, деятельность может быть продолжена несколькими возможными способами. В таком случае задача менеджера – выбрать наилучший способ продолжения, и остановка необходима ему для выбора. Такая ситуация называется ситуацией выбора. Возможность выбора вариантов возникает, как правило, объективно, независимо от субъекта деятельности, вследствие чего остановка для выбора становится необходимой. Но это может быть не реальная, а мыслимая остановка, если такая ситуация прогнозируется заранее, и менеджер заблаговременно оценивает варианты и выбирает решение, мысленно «останавливаясь перед развилкой дорог».

Существуют две основные разновидности ситуаций выбора. В первом случае имеется конечное множество возможных путей продолжения деятельности, все они известны, число вариантов невелико (задачу можно решать методом перебора вариантов), и из них следует выбрать наилучший, руководствуясь каким-либо критерием. Обычно применяются способы выбора решения, приводящего к минимуму потерь (или, что то же самое, максимуму выгоды). Потери и выгоды не обязательно должны иметь денежное выражение[73], хотя чаще всего для их оценивания используются именно финансовые результаты возможных решений. Оценка потерь обычно имеет вероятностный характер; поэтому данный класс задач определяется как выбор решения на основе анализа рисков. Решение таких задач рассмотрено ниже (раздел 1.3.2).

В другом случае число вариантов бесконечно велико или конечно, но столь велико, что перебор их невозможен. В таких случаях отыскивают наилучшее решение с помощью специальных методов оптимизации. Совокупность таких методов составляет математическую теорию оптимальных решений, а способы их реализации – теорию оптимального управления, являющуюся частью технической кибернетики. Совокупность математических методов исследования и решения задач оптимизации часто называют исследованием операций. Изучение этих методов выходит далеко за рамки настоящего курса, поэтому ограничимся указанием некоторых практически наиболее важных классов таких задач.

Один из них, решаемый методами математического программирования, – это поиск оптимального решения в условиях ограничений. Всякое решение приходится реализовывать в условиях ограниченных ресурсов. Существуют математические методы, позволяющие получать наибольшую прибыль или другой оптимизированный результат с учетом заданных ограничений, в том числе и при наиболее полном использовании ограниченного ресурса.

Другой класс задач оптимизации касается ситуаций, в которых действуют принципиально разнонаправленные факторы, например, в кооперированной деятельности участвуют субъекты с неустранимым противоречием интересов. Такие задачи решаются с использованием методов математической теории игр.

Чрезвычайно важными для управления промышленными предприятиями с многономенклатурными поточными линиями, сетями связи, крупными торговыми предприятиями, разветвленными строительными фирмами являются задачи, связанные с взаимодействием многих субъектов и многих объектов их деятельности. Такие задачи решаются с применением методов математической теории массового обслуживания, в частности, входящей в нее теории очередей.

В разработке методов теории оптимальных решений и оптимального управления велики заслуги отечественных ученых, удостоенных Нобелевской (Л.В.Канторович) и Ленинских (Л.С.Понтрягин, В.Г.Болтянский, Р.В.Гамкрелидзе, Е.Ф.Мищенко, А.А.Фельдбаум и др.) премий.

Однако не для всех ситуаций возможные пути продолжения деятельности известны менеджеру, следовательно, не всякую ситуацию можно классифицировать как ситуацию выбора. Не всегда удается для конкретной цели сформулировать последовательность задач, разрешимых известными средствами и методами и необходимых для достижения цели в конкретных сложившихся условиях. Ситуация недостижимости цели никакими известными методами и средствами называется проблемной.

Общей характеристикой любой проблемной ситуации является то, что имеющиеся в распоряжении субъекта методы, средства, в том числе, знание оказываются недостаточными или непригодными для продолжения деятельности; в силу этого процессы производства, воспроизводства и функционирования прекращаются и возникает выбор между шагом развития и захоронением деятельности. Выбор в пользу шага развития заставляет, в соответствии с общими принципами диалектики, сформулировать то противоречие, разрешение которого обеспечит развитие, – эта формулировка и есть проблема.

Итак, в проблемной ситуации невозможно сформулировать задачи продолжения деятельности в силу недостаточности наличного знания. В таком случае формулируют не задачи, а проблемы – противоречия, порождающие невозможность достижения цели известными способами при наличном материале.

Проблемная ситуация может проявляться в том, что продукты, которые получаются из наличного материала при применении любых известных методов и средств его преобразования, отличаются от заданных целевых продуктов (рис. 1.3.1). Можно рассматривать проблемную ситуацию и в другом ракурсе – как отличие реально имеющегося материала (исходного состояния объекта деятельности) от такого материала, преобразование которого известными способами позволит получить целевой продукт. Рассмотренная проблемная ситуация в целом характеризуется несовпадением реального и желаемого и называется ситуацией разрыва. Возможна и ситуация тупика, когда к реально имеющемуся материалу не удается применить никакие известные методы и средства, и получить какой-либо продукт оказывается вообще невозможным. В любом случае проблемность ситуации при выборе средств и методов совершения акта деятельности означает, что никакие известные пути преобразования заданного материала не приводят к получению заданного продукта, и необходимо искать новые, неизвестные пути. Решить проблему – это означает сформулировать перечень задач, ведущих в совокупности от наличного исходного материала к достижению цели и обеспеченных необходимыми средствами и методами их решения. Как правило, решение проблемы требует создания новых средств деятельности или новых методов, применение которых обеспечит возможность формулировать и решать новые задачи.

Рис. 1.3.1. Схема проблемной ситуации.

Разрыв I – между материалом, требуемым для достижения цели при применении известных средств и методов решения задачи, и реальным материалом; разрыв II – между целевым продуктом акта деятельности и тем, который получается при применении известных средств и методов к реальному материалу.

 

Очевидно, что проблемная ситуация не может рассматриваться в отрыве от субъекта деятельности – она возникает в деятельности определенного субъекта и именно для этого субъекта. При всем разнообразии проблемных ситуаций можно найти их общие свойства, которые и позволяют сформировать методологическую основу анализа ситуаций и поиска решений.

Общее представление о возникновении проблемной ситуации заключается в следующем.

Деятельность любого субъекта разворачивается в сложных природно - социально - деятельностных системах и служит механизмом происходящих в них изменений, фиксируемых как процессы. Кроме деятельности данного субъекта, факторами изменений являются и деятельности иных субъектов, и причинно-следственные связи природных явлений (рис. 1.3.2).